Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

  • Ark.ru
  • Статьи ОА
  • Птички певчие. Как рок-музыканту сохранить и приумножить голос. Журнал «Fuzz» N10 (145) октябрь 2005

Птички певчие. Как рок-музыканту сохранить и приумножить голос. Журнал «Fuzz» N10 (145) октябрь 2005

Вопрос из письма:
«Спел на записи очень плохо. Временами пою вполне приемлемо, а сейчас, после развода с женой, ночую где попало, у друзей, на полу, под сквозняками, питаюсь примерно так же… Итог: пою, — а голос совершенно как чужой, не чувствую интонации. Ты скажешь, нужно больше работать, больше заниматься вокалом, просто больше петь? Я знаю. Но что-то не даёт мне делать это. Постоянные заботы о группе, инструментах, аппаратуре, точке, составе, аранжировке, звуке etc — приводят к тому, что о вокале я вспоминаю в последнюю очередь, когда уже не хватает энергии. Не говоря уже о том, что просто нужно работать за деньги, чтобы жить».

Ответ:

Ты правильно сам себе поставил диагноз: голос пропадает именно от всего перечисленного выше. Голос находится в прямой зависимости от энергетического состояния человека. Бодрый яркий, свежий — и тусклый, вялый, неповоротливый: подставь «человек» и «голос» — то и другое будет верно. Пение — это нагрузка на весь организм, сложный психофизический процесс. То есть имеют значение и психика и физика.

Птички певчие. Как рок-музыканту сохранить и приумножить голос.Для физики — чтобы были силы петь — кушать, спать и гулять («три моих любимых счастья» — как сказал ребёнок в «Дети пишут Богу»). Это означает практически спортивный режим: перед концертом (и репетицией) надо обязательно высыпаться, есть домашнюю еду (не ближе чем за 1-2 часа до пения), не отказывать себе в свежем воздухе и движении.
Плохо действуют сквозняки, мокрая голова. Не стоит мыть голову перед пением ближе, чем за сутки.
Вредят семечки, орехи (острые микрочастицы оседают на связках), почему-то шоколад.
Плохо действуют пыль, резкие запахи и прочие астматические и аллергические компоненты в воздухе (влияют на дыхание). В том числе, конечно, отвратительна накуренная атмосфера.

Насчёт психики всё сложнее.
Враги голоса — нервозность, заботы, подавленное состояние. Он может просто-напросто пропасть за одну минуту от ссоры или обиды. Встречали это и в жизни, и в литературе: «сказал упавшим голосом», «как-то сразу осип», «пересохло во рту», «горло сдавило» — это описание реакции тела на душевную неприятность.
Так что хорошо бы наладить комфортную, дружескую среду обитания.
Страх, волнение перед выступлением могут стимулировать, а могут и подавлять выступающего. Лучше поучиться ставить волнение на службу искусству: лёгкий адреналин идёт только на пользу. С невыносимым страхом сцены надо либо уж не идти в певцы, либо поработать с психотерапевтом.
Стоит избегать эмоциональной перегрузки, в том числе от самого пения, иными словами — не впадать в страсть. Хороший музыкант может заставить зрителя смеяться и плакать, но сам даже в самом центре эмоционального урагана сохраняет некую внутреннюю трезвость. Те же, кого «заносит» на сцене, выглядят не особенно приятно.

Мешают петь телесные зажимы (задранные плечи, хронически напряжённые мышцы, в том числе шеи, горла, живота, таза). Бороться с ними — задача глобальная. Стоит вообще больше работать с телом — заниматься движением в разных формах (танец, гимнастики, йога, единоборства), использовать массаж, может быть — найти группу телесно-ориентированной психотерапии.

Птички певчие. Как рок-музыканту сохранить и приумножить голос.Главная опасность для голоса — его перегрузка, «изнасилование». Если не поётся, то не надо «петь больше», надо вообще МОЛЧАТЬ. Молчанием лечатся голосовые проблемы певцов за энное количество дней, в зависимости от тяжести. Некоторым иногда приходится прибегать к полному молчанию — вообще не разговаривать и не общаться жестами (связки напрягаются от этого тоже) от одного дня и вплоть до двух недель, даже месяца. При этом шёпотом говорить не менее, а более вредно, чем вслух!

Вообще, нехорошо много разговаривать по телефону, командовать производством, орать на кого-то, спорить, разговаривать в гремящем транспорте, некомфортной звуковой среде — при шумовом фоне и в нервной обстановке. Вредно репетировать, выступать, вообще петь и говорить, если голос не в лучшей форме. Проблемы, которые ушли бы за сутки-двое, становятся от этого хроническими и реально опасными.

Голосу — и вообще энергетическому состоянию человека — вредно слишком много секса. Неделька воздержания — и сила возвращается.

Кто нигде не учился пению, может об этом и не догадываться, но все педагоги по вокалу первым делом сообщают сакральную истину: женщинам крайне не рекомендуется петь во время менструации. Голосовые связки рыхлеют, разбухают, плохо слушаются: недалеко и до перегрузки. Кстати, и голос звучит много хуже, труднее управлять интонацией, диапазон уменьшается. Концертные планы далеко не всегда это могут учесть. Но уж если девушке пришлось в это время петь — надо быть максимально аккуратной, не давить на голос, не психовать из-за такого вот форс-мажора, зато потом хорошенько отдохнуть.

Вредны для голоса переезды из города в город, сырая погода, ветер (то есть всё, чем часто сопровождаются гастроли). Совсем не ездить, конечно, нельзя, но важно компенсировать ущерб сном, прогулками в молчании, медитативным состоянием без эмоциональных всплесков.

Перед выходом на сцену можно пососать леденец «Halls» (самый сильный — чёрный). Хорошо подержать минуту во рту и потом проглотить РОВНО ОДИН глоток хорошего коньяка (а не больше!) — это согревает и расслабляет связки, чуть стимулирует организм. Другой алкоголь и в других количествах никакой пользы голосу не приносит, но зато его приём чреват потерей контроля над пением, ухудшением вокальной координации — фальшивым неритмичным пением, перегрузкой и срывом вообще, потерей лица перед публикой и последствиями в виде похмелья и общего энергетического истощения.

Вредно неумелое пение зажатым голосом с насилием-перегрузкой. Кто-то делает своей визитной карточкой надрывную, сиплую и прочие искажённые манеры, но тогда надо, чтобы у организма хватало сил на восстановление. Правда, долго это всё равно не сможет продолжаться: у голоса есть ограниченный ресурс, долгое грубое безжалостное насилие над ним фатально. А вообще, зрителям не очень нравится слушать напряжённый голос: физические ощущения заразительны, и у них самих начинает болеть горло.

Есть самые разные манеры пения, никакие не запрещены. Важно только, что сочетание зажатого горла с отсутствием опоры на дыхание манерой не является, это просто неумение. Тут мы упираемся в предел — теорию и практику пения невозможно преподать в письме, лучше поучиться у живого человека. Если и впрямь собираешься петь на сцене, хорошо бы найти вменяемого педагога по вокалу, и не пугаться слов «классический», «оперный», «народный». Пение — оно и в Африке пение, подчиняется одинаковым законам во всех жанрах. Например, удивительная певица Саинхо Намчылак поражает разнообразием и диапазоном извлекаемых звуков — от басового рычания до почти свиста на грани возможностей человека, — но это она делает без ущерба для голосового аппарата.

Так что выводы: голос восстановят заслуженный отдых, покой, молчание, сон, дружеское тепло, прогулки. И не петь вообще! Как восстановится, можно осторожно начинать.
В лечении голоса есть хорошие народные средства: закапывать в горло на вдохе по нескольку капель тыквенного масла (фирменный продуктовый маркет, не рынок), или тыквеола (аптека).
В качестве физиотерапии полезно греть горло: пить смесь только что вскипячённого молока и боржоми комнатной температуры в пропорции 1:1.
Очень помогает «поза льва» из йоги — сесть с прямым позвоночником и на выдохе (можно с рычанием) изо всех сил высовывать язык как можно дальше к подбородку. На самом пике напряжения продержаться несколько секунд, отдохнуть немного, повторить ещё пару раз.

Удачи в пении!

Журнал «Fuzz» N10 (145) октябрь 2005

Ольга Арефьева проводит тренинги по пению.
В центре внимания на этих занятиях — пение, слух, ритм и их связь с телом.
Упражнения на дыхание, звукоизвлечение.
Соединение голоса и движения.
Исследования возможностей голоса, его диапазона и разнообразия тембров.
Поиск «чистой воды» — собственного голоса без наложения манеры.
Внимательное отношение к тембру, интонации, речевой фонетике.
Работа с телесными и психологическими зажимами, мешающими звуку.
Работа над преодолением страха публичного выступления.
Упражнения на слух, ритм, координацию, взаимодействие с партнёрами.

Гигиена голоса. Материалы с сайта http://rockvocalist.ru

Распевка. Материал с сайта www.rozhdestvenka.ru