Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

Как мне, пассажиру, ездится по железной дороге

Я вошёл сюда с помощью двери,
Я пришёл сюда с помощью ног,
Я пришёл, чтоб опять восхититься
Совершенством железных дорог.
БГ

А я вот только что с поезда и наконец, собралась закончить и опубликовать пост на давно волнующую меня тему: как мне, пассажиру, ездится по железной дороге.

Музыканты по роду профессии очень много времени проводят в поездах.
Большое спасибо тем, кто клал шпалы и тем, кто водит поезда, кто переключает светофоры и проверяет сцепление вагонов. И вообще всем честным тружениками.
Но вот есть в железной дороге вещи… не совсем честные.
Только ездить приходится. И я хочу рассказать о том, что мне не нравится в нашей распрекрасной железнодорожной системе.

Ездим на гастроли мы купейными вагонами, и часто попадаем в фирменные поезда и вагоны повышенной комфортности. Только вот понятия о комфортности у нас с железнодорожниками разные. Ну, собственно, в обычных вагонах то же самое, только вид сбоку. Так что напишу обо всем.
Для меня комфортность — это чистый воздух, тишина (то есть приятный стук колёс), отсутствие лишних запахов, тепло, но не духота, отсутствие домогательств со стороны посторонних. А что мы имеем?

Искусственные цветы, огромные пыльные матрасы и подушки, продуктовые наборы в коробках, табло с температурой и трансляцию музыки.
Какое отношение к комфортности имеет весь этот навязчивый сервис?

Итак, по пунктам.

1. Мягкие матрасы-перематрасы и гигантские подушки. Я дома обычно сплю на твёрдой постели (ну не на голом полу конечно, а на матрасе-татами) поэтому для меня вся эта пыльная мягкота — лишь источник аллергии и неудобства. Я не отдыхаю на мягком, отдайте меня в кунсткамеру.
Кстати, подобная проблема и в гостиницах: там всегда синтетические сверхмягкие пружинные матрасы (часто с вылезающими пружинами) и огромные подушки. Я на них чувствую себя крайне неудобно. Порой вообще не могу заснуть (вообще-то у меня со сном всё нормально, в обычных условиях я с удовольствием сплю).
Бывало, приходилось в гостиницах просто уже уходить с кровати и ютиться на полу — «под мебелью» (представьте, в каком состоянии поднимаешься утром), либо терпеть и мучиться в кровати, выкинув большую подушку и соорудив маленькую из своей одежды. Блин, почему у нас в стране такая отвратительная культура сна? В Японии, я уверена, такое невозможно. Мне всё чаще кажется, что одну из прошлых жизней я прожила в Японии. На татами. А эти их матрасы не нужны.

2. Бельё.
Часто садишься в поезд — а бельё не выдают почти по часу, и сидишь, после концерта очень уставшая, бывает — больная, бывает — поздно ночью. Ждёшь когда соизволят выдать.
А утром тебя, бесцеремонно и настойчиво стуча, будят за два часа до прибытия, потому проводникам, видите ли, надо собрать бельё. А если я хочу спать эти два часа? Лёжа? На оплаченном, заметьте, месте и белье? Порой проводницы готовы вытащить постель из-под тебя, либо начинают приходить каждые пять минут и орать. Кстати, это явление имеет место не во всех вагонах, я ещё не поняла систему.
Интересно, что постоянно наблюдаю: пассажиры ведут себя, как овцы. Покорно встают, когда их ни свет ни заря будят проводники, и сидят или стоят в коридоре два часа одетые, последний час — без постели.
Дальше к вопросу о белье. Теперь бельё стали включать в стоимость поездки, если ехать более 4 часов. Типичная навязанная услуга. С одной стороны, нам, как музыкантам, это удобнее — организаторы гастролей очень часто «забывают» оплатить бельё, да и как-то неудобно мелочиться и напоминать им, либо поезд уже тронулся. А тут уже все включено, вроде хорошо. Но пассажир может не хотеть пользоваться бельем, тем более, при 4-часовом проезде. Часто бывает, что пассажиры покупают лишние билеты — чтобы в купе, скажем, не подсаживались посторонние, или чтобы везти собаку. Им тоже навязывают белье на каждое пустующее место. Кроме того, пассажир может опоздать на поезд — и тогда пропадет не только билет, но и оплаченное бельё.
Поэтому, я считаю, здесь выход такой: правило, по которому кассирша, оформляя билет, должна спросить: бельё будете брать? И только по согласию пассажира включать его стоимость в билет. Точно так же надо поступать со страховкой: обязательная и так включена, но добровольную кассирши всегда включают в стоимость молча, никого не спрашивая. Необходимо обязать кассиров спрашивать о желании пассажира. И специально контролировать их работу: чтобы услуги не навязывались.

3. Ненавижу навязанные наборы с питанием и зубными щётками, которые деляги от ж/д тоже наловчились включать в цену билета. А денег за них берут около 300 рублей. Представьте, музыкальная группа из 6 человек съездила туда-сюда. И в процессе этого становимся мы обладателями 12 нафик никому ненужных наборов из дешевых псевдо-йогуртов (йогуртовых продуктов), потёкшей колбасы в вакууме, невкусного печенья, пластиковых стаканчиков, поддельных соевых шоколадок, ложечек для обуви и маленьких расчёсок.
Я неоднократно видела, что пассажиры просто не притрагиваются к этим наборам. Они лежат, загромождая стол, потом достаются проводникам (и снова выдаются, что ли?). Максимально символично выглядели эти 12 расчесок, когда я ездила туда-сюда в компании людей совершенно бритых или почти лысых.
Мне рассказывали про знакомого бизнесмена, который имел кучу залежалого продуктового товара, и искал, куда бы его сбагрить. Его осенила отличная идея: железная дорога! Пассажиры — бессловесные овцы! Навязчивый сервис! Да не тут-то было: оказалось, таких умников и без него полно, на ж/д всё плотнейше схвачено и крепко поделено. Право сбагрить нам свои неликвиды «держат» более ушлые товарищи. Это выгодный бизнес: разложить всякое г..но мелкими упаковками и всучить в коробках за наши деньги.
Кстати, мне не нравится и появившаяся сейчас манера железнодорожников пригружать купе печатной продукцией в количестве горы журналов и газет. Не сомневаюсь, что их стоимость прямо или косвенно тоже вычитают из билета. И что они нераспечатанными идут на помойку. Неэкологично.
Только не надо сейчас затеивать дискуссию о моей мелочности, и том, много это или мало — 300 рублей с билета. Я хочу сама решать, на что их тратить. У меня есть другие планы на эти 300 рублей, много это или мало. Кстати, за эти деньги можно доехать в общем вагоне из Питера в Москву, так что много-мало — понятие растяжимое. Ну и опять же умножьте 300 на поездку туда-сюда вшестером, то есть на 12.
UPD: А еще бывают купе с питанием. Выглядит примерно так. Сели в поезд глубоко ночью. В 9 утра в дверь начинает ломиться проводница. Ей жизненно важно узнать, прямо сейчас, что именно мы будем есть в обед. Послала подальше, сказала до часу нас не трогать. В 12 разбудила снова, и наконец вытребовала от нас выбор из меню (по типу рыба или птица, сосиски или каша). Дальше еще приходила не раз: узнать, пойдем мы есть в ресторан, или нам принести сюда, не пора ли убирать посуду (пластиковые коробки). Сама еда — унылое г… Удорожание билета из-за этого удовольствия — точно больше чем по 1000 на рыло. Но других билетов не было, иначе мы бы не уехали.

4. Продолжая о торговле. Кроме несанкционированной торговли и навязанных услуг имеет место еще такоей уродливый выверт: навязывание чайной продукции, а также передвижная торговля от ресторана и зазывание в ресторан.
Итак, как выглядит навязывание: проводница сразу после выдачи белья сообщает: вы должны-обязаны у меня купить что-то. Мол, с нас требуют. Дальше у нее начинается или нытье или прямые наезды, а также хождение с недовольной миной и хлопание дверями. Тема такая: если вы не купите, то с меня возьмут мои деньги! Я должна сдать… (дальше сумма). Что за бред???
После чего в бой вступают работники вагона-ресторана. По многу раз в день они проезжают через твой вагон, крикливыми голосами разрывая тишину. Слоганы такие: «пивка для рывка!», «чипсы, пиво, водка!» и прочее надругательство над здравым смыслом. О, конечно им все равно, что дальше все едущие в поезде будут иметь дело с пьяными соседями. Они хотят получить свой профит с торговли. Я знаю, что торговля алкоголем незаконна, но осуществляется и рекламируется вполне открыто, и очень навязчиво. Даже позднее время в поездах Москва-Питер порой не служит препятствием для ушлых тетушек — помню, как делала замечание одной такой, которая орала в час ночи. Да, мы сели в поезд полчаса назад, он ночной. И все же с таким резким голосом и наглыми поведением не должна у меня ассоциироваться железная дорога! Надо ли говорить, что тетушка вовсе не зарделась от смущения, а перешла в наступление, нагло доказывая мне, что она в своем праве, так как работник ресторана.
Ну и в дополнение: что-то новенькое было уже в этой поездке: десант секс-символов. Две работницы ресторана, одна краше другой, со специальными секси-улыбками и обтягивающей форме, за поездку несколько раз входили в каждое купе и специальными воркующими голосами, делая глазки, приглашали поесть в вагоне-ресторане. Надо ли говорить, что многие мужчины повелись, а вернулись, разумеется, под шафэ.

5. На статус комфортности вагона почему-то не влияет наличие биотуалета. Но разница, однако, большая: закрывают туалет за 40 минут до и 30 после каждой крупной остановки. И будят ли тебя утром за 2 часа до прибытия, чтобы ты пристроился в очередь сонных пассажиров до наступления санитарной зоны. А мне эти 2 часа сна жизненно важны!

6. В поездах мне всегда жарко и душно (за исключением случаев, когда очень холодно).
Насчёт духоты: теперь в поездах стали вешать красивые табло, где указывается температура в вагоне. Но, по всей видимости, её мерят где-то в прохладном тамбуре. Или в коридоре. Но не на верхней полке внутри закрытого среди ночи купе! Поэтому, когда у них написано 22′, это обычно обозначает азиатскую тюрьму в полдень — но по их градуснику вроде всё ок, жаловаться не на что. А такой необходимый для выживания человека параметр, как количество кислорода в воздухе, вообще никак не принимается в расчёт. Поэтому в поезде я постоянно задыхаюсь. Поверьте, я не кисейная барышня, привыкшая к барокамере. Я нормальный человек. Но чтобы урвать хоть чуть-чуть воздуха, мне приходится спать головой к дверям и открывать дверь купе на ночь, рискуя привлечь незваных гостей. На просьбу о включении вентиляции проводники обычно дружно отвечают «она не работает», или «вы что, какая вам вентиляция: я тут топлю-топлю!». В итоге уже далеко не одна бессонная ночь в поездах проведена мной в мучительных попытках незаметно открыть дверь в тамбур и напустить в вагон чуть-чуть воздуха. Этот «непорядок» в виде открытой двери, мгновеннно устраняется проводником или любым проходящим по вагонам. Я не понимаю вообще, откуда такое упорство. А все пассажиры, мокрые как мыши, и с серыми от духоты лицами, ворочаются и терпят в своих адовых конурах. Вагон и газенваген — не одно и то же! В этом тесном помещении одновременно и круглосуточно дышат множество людей. Я не умею, а вы посчитайте пожалуйста — сколько воздуха умещается в этом объеме, умножьте на количество затрачиваемого одним пассажиром в час и вы ужаснетесь. Еще раз: количество кислорода не измеряется при помощи термометра!

7. Насчёт запахов. Я вообще всегда очень замечаю, чем вокруг пахнет. Ну такое у меня обоняние плюс нервная система — заточены на тонкое. И очень чувствую, когда воняет — кошачьей писаниной, перекипевшей едой, туалетом, выхлопными газами машин, сивухой изо рта соседа или съеденной им дешевой чесночной колбасой. А также, хотя это тема для отдельного поста, — духами, одеколонами,ароматизаторами воздуха, некоторыми цветами и прочими красивостями, которыми люди по наивности думают, что себя украшают.
Но особенно я не переношу, когда КУРЯТ в одном помещении со мной. И это — не стихийное бедствие, явление безличной природы, а сознательное, постоянно повторяемое действие разумных, вроде бы, людей. Оно постоянно внедряется и уродует среду моего существования. Ну не хочу я этим дышать!
Есть народное наблюдение: отделение для курящих в ресторане — это все равно, что отдельная дорожка для ссущих в бассейне. Вода в бассейне одна на всех, и воздух в помещении — тоже.
И вот — от сигаретной вони меня никак железная дорога не защищает. Итак, покурил один любитель прекрасных запахов, и ВЕСЬ вагон вынужден это нюхать. И не говорите мне, что это в тамбуре, а до него далеко. В тамбуре единственный способ вентиляции — перетекание отравленного воздуха в жилое пространство вагона. Итого, курение в тамбуре — это типичное решение проблем одних людей за счет других. Цивилизованный выход — установка закрытых боксов для курящих с сильнейшей вентиляцией по типу смыва в унитазе. Менее цивилизованный — держать и не пущать. Как в украинских поездах: переехал границу — и потирающие руки стражи порядка выходят на охоту за штрафами и взятками. Потому как расслабившийся русский пассажир и не подозревает, что началась зона полного запрета на всякое курение. Даже на перроне. Маразм крепчает, взрывается конфликтами, взятками (и снова вонью от счастливо-незаконно удовлетворенной этой кагбэ физиологической потребности) или уж многочасовыми страданиями куряк. А они потом, конечно, найдут, как испортить настроение окружающим. А совсем нецивильный способ — то, что имеет место в типичном поезде РЖД: забить на все — и пусть некурящие, астматики, дети, старики, беременные и прочие чистоплюи маются в клоачной атмосфере. «Трясясь в прокуренном вагоне…»

8. «И звучит эта адская музыка…», культура нижнего палеолита, а также радио с рекламой и политические новости, которые я по доброй воле слушать не согласна. Кто решил за меня, что я это должна принимать в свои мозги? Да, я могу выключить радио у себя в купе, в коридоре, но если оно орёт еще хоть в одном купе, слышит весь вагон. Мне встречались вагоны, в которых музыка, представьте, выключается только централизованно, проводником. Разумеется, он выключать отказывается, потому что ему, видите ли, нравится. И нравится ещё нескольким пассажирам, а остальным пофигу, они спокойно живут под этой радиацией. Страдают люди с тонкой психикой, классические музыканты, поэты, философы и прочая креативная шваль. Остальные среднестатистические потребности вполне удовлетворяет этот вкусовой трэш ниже плинтуса. Получается, мы — эстетическое меньшинство, поэтому у нас нет никаких прав? Или по какой еще причине я должна от этого страдать?
Надо вводить закон, по которому охраняется звуковая среда. Человек должен сам решать, что именно он хочет слушать, или не слушать ничего. Поэтому в общественных местах, кроме закрытых и специально отведенных, не должна орать музыка или навязываться лишняя звуковая информация. Тогда, правда, придет шандец звуковой рекламе в метро и колонкам перед ресторанами, а также орущим музыкальным киоскам. А это невыгодно. Но бороться со слуховым изнасилованием надо!
Кстати, кто не знает: музыка, которую крутят в поездах, довольно-таки мафиозно распределяется. За право быть глиной, которую нам будут лить в уши, соревнуются размерами взяток попсовые продюсеры второго эшелона. По-моему, началось это безобразие с «Ласкового мая», да так с перестройки хозрасчёт и поселился в дружной семье организаторов нашего поездного досуга.
UPD: Узнала забавную историю: оказывается, нам полегчало в последнее время благодаря ненавистной организации — РАО, Российскому авторскому обществу! Оно подумало-подумало — и взыскало с РЖД более, чем ощутимые суммы за произведения, звучащие в радиоточках поездных купе. И теперь в поездах стало на порядок тише! Один крокодил укусил другого…

9. Ещё неудобные вещи в нашем вагонохозяйстве:
Лампочка автономного освещения находится ровно в том месте, куда ты пытаешься опираться спиной, сидя на полке и читая. Кстати, вообще полно острых и режуших углов, а также дыр под попой везде, где пытаешься усесться и прислониться спиной, хоть вдоль, хоть поперек, хоть в самом комфортном вагоне. Они на людях-то проверяют свои вагоны? Итак, лампа жёсткая и упирается в спину, об нее больно ударяешься. А если сидишь, она ничего не освещает в результате нахождения за спиной. Зато светит широким веером в глаза всем окружающим. Приходится читать лежа. Но если сядешь поперек полки, то в спину упирается «сеточка».
Кто-то просчитывает эргономику вагонного оборудования?
Общий свет в вагоне находится на потолке, и полностью заслонён верхними полками.
В плацкарте длина полок давно не соответствует росту современного человека. Думаю, там длина полки где-то 1.70, но часть её занимает подушка. Поэтому ноги у большинства пассажиров торчат в проход, и их задевают проходящие. А на боковых полках упираются в стену.

10. Умнику, который вздумал увеличить «комфортность» некоторых поездов размещением телеэкрана перед верхней полкой для хранения вещей — большой привет и луч поноса. В полки перестали влезать вещи и инструменты! Об экраны бьешься головой! Зато что транслируется на эти телевизоры? Конечно попсовый трэш! Сериалы третьего эшелона, которые по доброй воле никто не смотрит. Почему-то подозреваю, что не без мзды от продюсеров.

11. Верхние и нижние полки.
Мы как-то ехали вдвоём больше суток на двух верхних полках. Две нижние занимали тётки, которые поднимались в 6 утра, беспрерывно разговаривали и ели вонючее. Честно говоря, мне казалось несправедливым — нас двое и их двое, почему же они полностью получают весь низ, стол и вообще право ехать сидя? Когда в поезде долго, устаёшь лежать. Мне кажется, нужно ввести правило, согласно которому, когда едет несколько человек и покупается одновременно два или несколько билетов, номера мест должны быть по порядку. То есть, чет-нечет, верх-низ по очереди. Исключение — когда предъявлена справка об инвалидности, когда вес пассажира более 100 кг, а также если едут дети и старики (устанавливается конкретный возраст). Но сопровождающие, если они не инвалиды, не дети и не старики, должны всё равно брать верхние полки в равной пропорции с нижними. Вдвоём нормально ехать: один сверху-один снизу, это давно проверено.

12. Места у туалета.
Однажды я ехала из Питера в плацкарте у туалета, такое место мне купили, сославшись на отсутствие в кассе вообще любых других билетов (музыканты уехали другим поездом, на день раньше, я еще осталась провести тренинг). Это был адский ад. Тем более, ехала в очень уставшем измотанном и заболевшем состоянии. Полки «у туалета» были старательно отделены от прохода фанерной загородкой (местная самодеятельность?). В результате получился прокрустов загончик с длиной ложа около 1.60 (у меня рост 175). И мало того, что запах: двери в тамбур и туалет были слабоисправны и закрывались только с помощью могучего удара, сотрясающего все жалкие перегородки и внутренности купе. В общем, купившего мне этот билет директора после этой поездочки я готова был убить. Я вообще-то без пафоса, и в каких-то случаях могу поехать плацкартом, если так надо. Но блин, на такое я не согласна!
Вопрос распределения полок может решить дифференцированная цена. Я считаю, что цена за проезд на нижней полке может отличаться от цены за нижнюю. А места «у туалета» вообще должны продаваться с 50% скидкой. Кто хочет сильно сэкономить, но все же доехать — сразу берет себе верхнюю полку у туалета. Ещё неизвестно, какие места разбирать будут раньше! Молодым небогатым людям скидка за верхнюю полку может оказаться очень даже нужна.
Можно ещё спорить о равноценности верхних и нижних полок, или решить эту проблему правилом сплошной продажи билетов для пассажиров, едущих вместе, но, по-моему, насчёт мест у туалета — однозначно! Их комфортность на порядок ниже всех остальных мест и они НЕ МОГУТ стоить так же, как удобные нижние-небоковые места в середине вагона.

13. Торговля.
Только меня что ли крайне раздражают торговцы, которые гуляют по поезду как по рынку, громко рекламируя свой товар? А вдруг я сплю в это время? Ну и вообще, вагон — это временный дом, люди там раздеты, спят, читают, едят — почему к ним так нагло врываются посторонние? Одни из торгашей бесцеремонно распахивают двери в твое купе и врываются с товаром, другие молча заваливают образцами тебе постель. Остальные орут в коридорах. Это вопиющее нарушение спокойствия и прав пассажира также на руку ворам и криминалу — кто знает, не присматривают ли они себе жертву, и не прихватят ли со стола купе кошелек? Особенно прэлэстно, когда переодеваешься — и вдруг дверь широко распахивается и в нее всовывается морда торгаша — с хрусталем, шалями, толстыми пачками аляповатых книжонок или наборами пластиковой посуды. В одного такого я в раздражении кинула штанами, бывшими у меня в руках (стояла в трусах), так он еще и изобразил благородное возмущение. Судя по всему, он чувствовал себя абсолютно в своем праве!
Однозначно, действуют они по сговору с начальством поезда. Этим заражены не все железные дороги, а в основном южные. Но должна быть какая-то контролирующая организация? И её горячие телефоны, адреса и интернет-адреса должны висеть в вагоне на видном месте. Кроме того, ничто не мещает организовать в каждом вагоне телефон для звонка в горячую линию конкретной железной дороги, чтобы можно было не писать в жж в прошедшем времени, а сообщить немедленно о тех же торговцах.
UPD: Кстати, в том случае со штанами я не поленилась и дошла до начальника поезда, чтобы написать жалобу на бесконечную торговлю в поезде. Примерно поняла систему того, как происходит
работа с жалобами. Начальник задушевным голосом спрашивает — а что вы хотите написать? Говоришь ему — он сочувственно выслушивает, кивает, но не спешит выдавать книгу. В принципе, спустив пар и пожаловавшись, большинство пассажиров уходят, не зафиксировав письменно нарушение. И это неправильно. Потому что нарушения происходят с ведома начальника поезда. Он может лепить всякие отмазки — и что торговцы едут по билетам (неправда — пройдя поезд, они садятся на любые места в пустых купе и тихо ведут задушевные разговоры о выручке). И что вот-вот разберется. Самый лучший ответ был от начальника поезда — «А что вы хотите? Жизнь такая!»
Все же замечу, что я хочу по-другому, а жизнь — такая, какой мы ее сделаем.
Поэтому призываю остальных пассажиров при наличии нарушений не лениться и фиксировать их в журнале начальника поезда. В спокойной, объективной форме, со своими данными. А также писать на сайт РЖД. А также писать в своих ЖЖ, как наконец собралась я.

14. Ещё я считаю, что несправедливо заставлять сдавать билет и покупать заново, когда хочешь передать билет другому пассажиру. Какая разница? Билет остался билетом, пассажир остался пассажиром, почему за клик мышью надо брать полцены билета? То же самое при любых других обменах билета: изменение даты, исправление ошибки в фамилии. Если покупаешь билет, то платишь все сборы. Но если меняешь, то надо брать небольшой сбор за обмен и всё!

15. И всё это удовольствие сейчас стало очень дорого стоить. Куда бы я не ездила в последнее время, меньше чем 2000 купейное место не стоит. Даже если ехать часов 5. Вот сейчас за 5150 меньше суток ехала из Перми. Это не слишком ли вообще-то? Для кого, конечно, как, кому-то все равно. Но откуда берутся такие тарифы? Сравните их с зарплатами людей, с пенсиями, со стипендиями. Например, мой педагог по вокалу, великолепный, потрясающий специалист, в консерватории получает за 3 полных дня уроков в неделю — три с чем-то тысячи в месяц.

13. Заодно выражаю свое возмущение тем, что многие вокзалы сейчас позакрывали и сделали платным вход. Как правило, типичная ситуация такая: пассажира провожают или встречают люди, не имеющие билетов, и с них пытаются взять деньги за вход на вокзал. Извините, даже в вагон пускают встречающих-провожающих! Почему не в вокзал? Часто зайти бывает надо на несколько минут — подождать поезда, переложить вещи, или просто пройти более коротким путём, торопясь на поезд. Возмущают стоящие на входе наглые мордовороты, требующие денег! И это происходит при отсутствии какого-либо вообще другого вокзального помещения, кроме платного. Даже если бесплатный зал есть, они об этом никогда не говорят. Якобы, это придумано от бомжей, но на самом деле разница между пассажиром и бомжом всегда очевидна. Это просто грубая обираловка и хамское отношение к пассажирам! Такая ситуация, я знаю, на Павелецком и Киевском вокзалах (дополните меня). Я уже жаловалась на это, мне даже прислали ответ, что на Павелецком вокзале якобы где-то на каком-то этаже есть бесплатный зал. Не нашла.

Выводы.

Любое сотрясание воздуха без выводов — пусто.
Если вы со мной согласны, надо настаивать на изменении этих порядков-непорядков на ж/д.
Этот пост писался долго, и имеет своей целью помочь руководству РЖД наладить более человечную и нормально работающую систему, повернутую лицом к пассажиру.
А к вам, дорогие пассажиры, просьба — не будьте овцами! Да многие ездят редко, и поэтому ленятся или не хотят связываться, когда можно и нужно пожаловаться. Предпочитают молчать, терпеть и приспосабливаться. Жалуются своим близким, досыпают днем после бессонной ночи, проведенной в духоте, пьют таблетки от астмы, давления, головной боли и аллергии. Но молчат. И все остается как есть. А мы — пассажиры, эта дорога — для нас, а не для нерадивых проводников и наглых торговцев!
Хорошим проводникам, начальникам поезда и всем работникам ж-д (а их много, и все больше!) — большое спасибо за их честный труд. А вот с неприятными явлениями надо совместно бороться. Цивилизованными и действенными способами, а не просто спусканием пара в разговорах.

Предварительный список предложений таков:
1. Прекратить навязывание платных услуг пассажирам железной дороги.
Запретить включать в стоимость билета что-либо кроме самого проезда: бельё, наборы питания, походные гигиенические наборы (с мылом-расчёской-зубной пастой), чай, прессу, страховку.
Все платные услуги должны оказываться строго на добровольной основе. Они могут оформляться прямо при покупке билета, а могут в процессе поездки, но делаться это должно только с согласия пассажира.
2. Необходимо дифференцировать цену на различные места в вагоне, установив скидку на верхние полки и, особенно, не менее 50%, на 6 мест возле туалета в плацкартном вагоне.
(Я начала писать этот текст давно, за это время такая инициатива было, но в виде временной акции на определенных направлениях. Ну и как результаты?)
3. Запретить засорение звуковой среды поезда музыкально-рекламной трансляцией.
Пассажиры имеют право на тишину. Прекратить передавать по поездным громкоговорителям музыку, рекламу, новости и прочий звуковой контент. Поездная трансляция может использоваться только для необходимых объявлений (тревога, например). Для желающих слушать музыку можно организовать индивидуальные наушники, выдаваемые проводником.
4. Оснастить места для курения вентиляцией, исключающей попадание табачного дыма в купе некурящих пассажиров.
5. В обязательном порядке многократно за день проветривать вагоны, в том числе — в отопительный сезон. Систематически проверять действующие поезда на соблюдение санитарных норм по содержанию кислорода. Во время рейса — внутри купе, в районе верхних полок. Пересмотреть общие нормы соответствия воздуха в купе условиям, приемлемым для людей. Но не только температуру, и не только около самого свежего места в вагоне — купе проводника!
Необходимо следить за свежестью воздуха и регулярнейше, а также по просьбе пассажиров, проветривать вагон. Следить, чтобы температура соответствовала санитарным нормам для помещений — около 20 градусов (а не 23-25, как сейчас).
6. Жестче бороться с несанкционированной торговлей в поездах, и пересмотреть отношение к санкционированной. Запретить громкую рекламу голосом в вагонах, запретить навязывание чайной продукции, запретить вхождение в купе с торговыми целями. Запретить продажу алкоголя в поездах в любом виде и любой крепости.
7. Запретить проводникам требовать у пассажиров сдавать бельё раньше прибытия поезда.
8. Запретить проводникам будить пассажиров в вагонах с биотуалетом ранее, чем за 15 минут до прибытия. Вагоны без биотуалета отнести к более дешевой ценовой категории.
8. Следить за своевременной выдачей белья проводниками — не позднее 10 минут после посадки.
9. Не давать статус повышенной комфортности вагонам без биотуалетов, с поломками и запахами.
10. Запретить закрывать и делать платными залы ожидания вокзалов, находящиеся около поездов и на проходах к поездам. Ближайшие к поезду залы должны быть со свободным входом!

23 мая 2012
Из ЖЖ Ольги Арефьевой