Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

  • Ark.ru
  • Статьи ОА
  • Ольга Арефьева и Мария Деева: «Ликбез по свету, или как не стать упырем. О концертном свете, и не только»

Ольга Арефьева и Мария Деева: «Ликбез по свету, или как не стать упырем. О концертном свете, и не только»

От авторов:

Ольга Арефьева, Мария Деева Ликбез по свету, или как не стать упыремМы постоянно имеем дело со светом и световиками на разных сценических площадках в разных городах. Я — в качестве певицы, Мария — в качестве световика. И так у нас наболело, что обе написали по статье про свет — одновременно и почти не сговариваясь. Каждая — своё.

Прочитав творения друг друга, мы решили соединить оба текста (а то кто будет читать две статьи?). Получилась перекличка. Каждая наша строчка выстрадана, за каждую заплачено — нет, не кровью, и даже не слезами и соплями. Но многими нервами и тяжелой борьбой с энтропией. Ведь энтропия, перефразируя профессора Преображенского, она не в клубах, она в головах.

Мы искренне надеемся, что этот текст кому-то поможет что-то понять. Ну или хотя бы немного повеселит вас! Ведь если не смеяться, будет совсем грустно. К счастью, есть и хорошие площадки с работающим правильно развешенным светом и вменяемыми светооператорами. Но любой выезд в незнакомое место или на гастроли — всегда испытание судьбы и нервов.

Ольга Арефьева, Мария Деева Ликбез по свету, или как не стать упыремИллюстрации найдены навскидку поиском в интернете. Авторов фото, названий площадок и имен изображенных музыкантов (они-то совсем не причем) мы сознательно не указываем. Просьба никому не обижаться. Ситуации, описанные в тексте, типичны, в них хоть раз побывал каждый, кто выступает на сцене.

Иногда картинка, точно выражающая часто встречающуюся световую ошибку, не попалась под руку. В таких местах оставлены примечания вроде «найти картинку».

Будем рады, если вы дополните нашу статью. Обо всем рассказать в одном материале невозможно, принимаются дополнительные вопросы и разумные поправки. Текст будет доделываться и получит постоянное место на сайте ark.ru

Мы хотели бы, чтобы его прочитало как можно больше народу, поэтому приветствуем кросспост.

Ольга и Мария

Опубликовано в Живом журнале Ольги Арефьевой

Что такое свет?

Мария:

Свет — это такая штука, которая нужна для того, чтобы было видно, что происходит на сцене. Иногда при помощи него хочется сделать так, чтобы смотреть на это было интересно. И вот тут-то и начинаются разнообразные приключения.

У каждой группы есть звуковой райдер. Со световым несколько хуже. В ходе общения с клубом директор, менеджер зала, официант или любой другой человек, не имеющий никакого отношения к осветительской работе, сообщит вам по телефону: «свет у нас нормальный. Все работает» или «что-то там висит». Если, после длительных переговоров, световой райдер клуба все-таки присылается, то в нем ВСЕГДА отсутствует схема расположения приборов, тип пульта и информация о том, что исправно. Никто и никогда не пишет заранее, работают приборы группами или отдельно, и не включены ли они в одну фазу со звуком так, что гудит все и громко.

Ольга:

Чаще всего световая будка находится где-то в конце зала под потолком (кстати, обычно оттуда видно не совсем то, что увидят зрители), и не оборудована никакой связью со сценой. Приходится свои тихие просьбы к находящимся на сцене (встать туда-то) оглушительно орать через весь зал. Если в это время, как обычно, настраивается звук, то не слышно вообще ничего. Изредка выручает мобильный телефон (несмотря на то, что на гастролях все участники в роуминге) или рации охранников, если те добрые. Сорванный голос световику обеспечен в любом случае (а мне еще потом и петь целый концерт).

Мария:

На то, чтобы настроить свет, никогда и никто не выделяет отдельного времени. Просто не считают нужным. Так что все это странное действие происходит под оглушительный грохот, и основные усилия уходят на то, чтобы убедить уважаемых участников хотя бы 5 минут побыть на сцене одновременно и на своих местах. Большинству из них абсолютно не важно, насколько эстетично они выглядят. Зато очень нужно, чтобы было не жарко, видно ноты (тетрадку, бутылку с водой, воон ту примочку, соседа справа, любимую девушку в 8 ряду), чтобы ничего не мельтешило перед носом и чтобы не пахло дымом. Отдельное счастье — обладатели тонкого художественного вкуса, которые обожают надевать для работы на концерте яркие футболки с мелким рисунком, удобные кеды, белая подошва которых светится на весь зал в любом фонаре, металлические блестящие часы, которые прекрасно и радостно пускают зайчиков в глаза всей левой половине зала и другие интересные вещи, доставляющие радость световику. Иногда концерт сопровождается перфомансом, когда, например, предполагается осветить все синей заливкой и любоваться, как кто-нибудь танцует со свечкой, фонариком, светоотражателем, веером или другим локальным источником света. В этот момент самым ярким предметом оказывается:белая футболка барабанщика, надпись на которой непроизвольно пытаются разглядеть все зрители.

Ольга:

Увы, музыканты (в большинстве своем люди аудиальные) в визуальном смысле иногда бывают неразвиты до дремучести. В результате на сцене мы видим артистов, одетых в футболки с надписями, которые зрители вынуждены читать весь концерт, обутых в огромные белые кроссовки (ну и что с того, что играешь при этом, скажем, на скрипке), сцену, густо заваленную шнурами и примочками, белыми листами с крупно написанными программками, уставленную бутылками хорошо если с водой, на каждой из которых завлекательная этикетка. Если еще подобный дефект визуальной чувствительности имеется и у хозяев площадки, то на фоне висят отсвечивающие баннеры с рекламой неведомо чего, свет хаотично и взволнованно бегает по всему пространству зала, не делая разницы между сценой и зрителями.

ну-ка почитаем, что там на фоне у серо-буро-малиновых певцов свет в основном на зрителей

Мария:

Интересно, что большинство групп не возражают против странного мигающего и бегающего дискотечного света во время их выступлений. Световики клубов очень удивляются и обижаются на просьбу выключить зал. Может быть, действительно, основное шоу должно происходить не на сцене? В любом клубе на зрителей направлено больше приборов, чем на артистов. Статический свет, да еще и в нескольких вариантах, как обычно говорят, «не создает драйва и нужен только для театра». Не знаю.

свет в основном на зрителей

Ольга:

Приезжая выступать в какой-нибудь город, видишь бедственный свет и нарываешься на непробиваемое: «У нас все так выступают, и всем нравится!».

Если ты не хочешь, чтобы из тебя делали упыря, реагируют с раздражением — «ишь, звезды!».

Хорошо помню, как в краснодарском клубе на просьбу показать, что там со светом, местный так называемый «световик» щелкнул ОДНИМ рычагом и повернулся ко мне спиной, явственно показывая, что разговор окончен. «Светом» оказались 4 дешевых галогеновых «лягушки» (приборы широкого охвата и мертвого синеватого оттенка, предназначенные для освещения архитектурных излишеств на улице и витрин не с продуктами). Лягушки были художественно расставлены ВНИЗУ вдоль сцены и через одну украшены то пурпурным, то фиолетовым фильтром.

синим специально освещаются внутренности рта, красный добавлен для ядовитости сочетания

Попытка дальнейшего разговора вызвала явное раздражение мастера художественного свиста света. Похоже, его давно и сильно достали всякие, которые тут ходють.

Примечание: организаторы гастролей занимаются общими вопросами, а конкретные работники концертных площадок — как правило, совсем другие люди.

Также помню клуб в Пскове, где нам не удалось обнаружить ни одного прибора, который бы светил направленно. А освещать в лоб широким охватом окружающие стены и потолок, экран позади, непонятные двери прямо со сцены и мусор и склад посторонних частей аппаратуры на сцене — мы не хотели. В результате освещали концерт синим экраном пустого проектора, а рядом с нашими лицами на старых стойках от барабанов и микрофонов наприкрепляли скотчем стаканчиков со свечами. Получилось готичненько, вроде похорон, не могу сказать, что нам понравилось.

Самое обидное, что приличный свет даже в крайне бедном месте можно сделать очень малыми средствами. Вплоть до бытовых ламп! Только помнить, что они светят во все стороны сразу, а нужно ограниченное пятно. Поэтому их можно закрыть с боков — это можно сделать фотофольгой или даже длинной жестяной банкой.

И свет должен быть разумно расположен.

Да, мы знаем, что в некоторых институтах культуры учат осветителей, но на местах встречаемся все больше с людьми, которые «экспериментируют на кошках» (то есть на нас). Или вообще не экспериментируют, а просто забили на все.

Предлагаю каждому, кто хочет хоть что-то понять в вопросе, сделать маленькую лабораторную работу.

Возьмите:
1. любой световой прибор (пойдет настольная лампа)
2. фотоаппарат (пойдет и тот, что в мобильнике), но только без вспышки
3. любого голого (шутка) человека, согласного побыть моделью.
Освещайте лицо человека с разных сторон и фотографируйте тоже с разных сторон.
Это выглядит так: поставили лампу — обошли вокруг и сняли со всех основных точек.
Переместили лампу. Снова обошли и сняли. Не забудьте залезть на шкаф стул и снять оттуда. А также залечь под диван на пол и снять оттуда.
Между делом заметьте и как ведет себя фон, какой свет до него долетает, а какой нет, какие возникают взаимоотношения между ним и моделью, как выявляется или гасится его фактура.
Что будет если светить не на модель, а вообще куда-то в сторону (что-то все-таки получится!).
Что будет, если свет бьет прямо в камеру.
Что будет, если модель частично загораживает свет, который бьет прямо в камеру.
Потом, наконец, вместе с моделью рассмотрите внимательно свои фотографии и не подеритесь сделайте выводы.

Эксперимент можно и нужно в дальнейшем усложнять, применяя более одного источника света, делая узкие и широкие лучи, используя простые лампы, которые светят «солнышком» — во все стороны, и лучи, собранные в параллельный пучок системой из линз.
Дальше можно поэкспериментировать с разными цветами и сочетаниями цветов, попробовать разные виды и типы фонов (фоном может быть не только что-то плоское, но и вообще все что угодно — решетки, конструкции, даль голубая), поварьировать расстояния от объекта до фона, поосвещать фоны под разными углами и с разной яркостью.
Это интересное занятие займет у вас не так много времени, но, обещаю, вы узнаете много интересного.

Мария:

Главная тайна — это принцип, по которому выбирают световиков для работы в клубе. Чаще всего их там просто нет, и техник сцены, звукооператор (крайне недовольный тем, что его отвлекли на эту фигню), арт-директор или девушка (помогающая другу на полставки «я вообще-то тут недавно, только включать умею») могут показать, где находится пульт.
Иногда все-таки обнаруживается штатная единица — осветитель Великий и Ужасный, который тут же сообщает, что программы стандартные, после вас — дискотека и менять ничего нельзя. И вообще, включили вам белый заливочный свет — радуйтесь. Далее начинает перечисляться список групп, которые так работали и не пищали.

Либо активный фанат своего дела:как правило — юный неформал, который программы писать еще не умеет, но усвоил, что при нажатии двух кнопок одновременно лампочки красиво мигают, а «головы» истерически бегают по залу, слепя зрителей. Такой сотрудник очень ревностно относится к своей работе и употребляет выражения типа «концепция шоу», «играть со светом», «статика-отстой» и «нужно действовать по настроению».

Битва за пульт занимает от 20 до 50 минут, и разрешения записать программы, а не пользоваться каждой кнопкой отдельно, добиться не удается никогда.

креативный свет

Итак, ликбез.

Ольга:

Природа устроила так, что свет в основном падает на лицо от солнца.

Солнце находится на небе сверху, но светит под очень разнообразными углами, в зависимости от своего расположения на небе. Крайним является положение, когда солнце садится за горизонт, то есть лучи строго горизонтальны. Снизу на лицо солнце не светит никогда, кроме случая, когда человека подвесили за ноги на дереве, как Буратино на краю поля чудес.

киловатт снизу свет снизу симпатичный был, пока снизу не осветили

Кроме того, существуют разнообразные естественные отражения — от земли, песка, травы, гор (частный случай — стены).

Свет от основного источника складывается с отраженным, но отраженный свет ВСЕГДА слабее. Получается более мягкая картинка, в которой тени менее резки, так как они заполнены отраженным светом, но они есть, потому что основной свет сильнее.

Вот эти разновидности света и являются психологически комфортными и нормальными для человеческого глаза.

Поставьте человека на сцену и очертите мысленно полушарие над ним. Снизу оно заканчивается плоскостью на уровне его глаз.

Разделите полусферу на части «впереди» и «позади» человека. Свет, расположенный позади, называется «контровой».

Четверть сферы, которая впереди человека и выше него, — это пространство, где могут находиться рисующие источники света (иными словами, психологически выполняющие функцию солнца). Они более яркие, чем заполняющие. Заполняющие могут располагаться и ниже глаз модели, но они всегда слабее рисующих!

Пульт

Мария:

И вот наконец пульт! Как правило — pilot2000. Устройство простое в обращении, обладающее минимальным количеством функций и склонное к самовыражению. Т.е. если вы точно знаете, что при нажатии кнопки «6» весь вечер загорались зеленые фонарики сбоку, то это вовсе не означает, что в какой-то момент она не включит красные сверху. Так что автоматизация процесса путем записи программ крайне нежелательна. Тем более, что все они, как правило, заняты под вечернюю дискотеку.

Берем бумажку и пишем расшифровку к каждой кнопочке с примечаниями типа «западает, не горит, иногда стробит само». Если вдруг клуб является счастливым обладателем приборов, которые можно направить с пульта (например движущиеся «головы»), то выясняется, что статический свет ими никогда не делали. Они привыкли бегать по залу. Но джойстик на пульте умер в первую неделю активной дискотечной работы, а стрелочки — ничего, но их кто-то поменял местами. Хочешь влево — двигай правую. Несчастный фонарь мечется по стенам, бару, полу сцены и т.п., и, наконец, выясняется, что туда, куда нужно, он не дотягивается потому что его по ошибке повесили наоборот: Или потому что сцену только вчера решили перенести в дальний угол. Креативно направляем куда-нибудь, типа на барабаны, и молимся, чтобы он не начал красиво мигать всеми стробилками и гобами при смене цвета.

Включаем пульт, опять берем бумажку и пишем, на какой кнопке какой прибор, а чаще всего — группа приборов. Принцип, по которому создаются эти группы, до сих пор неизвестен. Например, одной кнопкой включается три прибора разного цвета, направленные: один в центр сцены, один на пол (непонятно зачем), а еще один — на зал.

Так что уже много лет интересно, кто и из каких соображений закупает именно такие комплекты приборов в клубы, развешивает их вот так, и почему никогда нет минимального набора сменных фильтров. Почему световой пульт — это такая штука, на которой что-то нажимают все, кому не лень, и он чаще всего находится в полумертвом состоянии через месяц использования. Почему это несчастные pilot 2000-пульты, пригодные для дискотек и утренников в школах, стоят не только в дешевых клубах-кафе, но и в приличных местах.

Изменить ситуацию невозможно. Значит, остается только перенаправить приборы так, чтобы использовать их с минимальным ущербом для общей картинки, заменить фильтры, чтобы в группе все фонари были одного цвета и, иногда, почти не нарушая технику безопасности, сделать так, чтобы особо криминально расположенные временно «сломались». Очень приятно, что нас, таких инициативных, много, и прошлым выступающим тоже пришлось что-то перевесить. Переделываем и доделываем друг за другом, не оставляя записок и не возвращая в исходную позицию.

Смотрим на зал и понимаем, что из 70 приборов, указанных в райдере, 15 не работают, 30 направлены на зрителей потому, что танцевать веселее, когда светится надпись на майке, а по стенкам бегают разноцветные пятна. Еще штук 20 висят группами и перенаправить их очень сложно, они дают слабый заливочный (общий) свет на сцену. Причем в них стоят давно и хорошо прогоревшие фильтры, и даже если удается заставить одновременно работать фонари одного цвета, он получается грязновато-размытый. Так что фильтры лучше всего возить с собой.

ничего кроме заливки, зато сзади экран

Приборы, которые все-таки дают очерченное пятно света и могут быть направлены на артистов, как правило, висят где-то сбоку или прямо перед носом на недостаточной высоте. Картинка получается плоская, без четких теней. Хорошо, если фонарь этот можно направить с пульта (см пункт о стрелочках и джойстиках) и цвет в нем меняется автоматически. Такое счастье случается редко.

Как правило — берем стремянку (40 минут выясняем, где ее взять, кто за нее отвечает и кому дать денег, чтобы разрешили залезть без документа о том, что тот, кто лезет — электрик ). Электрик клуба всегда «сегодня не работает», «через час будет», «вчера выпил и не полезет».

После этого отыскивается доброволец, готовый включать с пульта направляемый прибор, пока его крутят, снимают фильтр (не всем идет зелено-серый свет на лысину) и т.п. Главное, чтобы не нажали еще что-нибудь: В процессе длительного кручения и переворачивания горячего работающего фонаря (если выключить — не видно куда светит) выясняется, что висит он не той стороной. Так что не хватает ровно 5 сантиметров и на носу (лбу, правом глазу) освещаемого — выразительная фингалообразная тень. При этом пятно прибор дает широкое и засвечен пол (стена, угол комбика, рекламный плакат бара).

Пятно и заливка.

Световые приборы делятся на два основных типа: заливку и споты (пятна). Они радикально отличаются по своим функциям.

Заливка по определению заливает всю сцену. Она широка и беспредельна. При неумелой развеске (т.е., как всегда) она осеняет собой все: и обшарпанный пол, и постороннее техническое барахло в углу, стены, и потолок, и кулисы, и край сцены.

шторки увлекательно чередуются

шторки увлекательно чередуются

вместо артистов любуемся на край сцены и потрясные провода

вместо артистов любуемся на край сцены и потрясные провода

Ее цель — создать атмосферу, общий колорит, поэтому заливка, как правило, цветная. В идеале она освещает только рабочее пространство сцены, но делает это равномерно. Поэтому заливные фонари работают группами, объединенными по признаку цвета. И внутри группы должны быть развешены так, чтобы, скажем, синим, было все, а не только угол. Заливка располагается сверху. Иные расположения заливки дают удивительные серо-буро-малиновые сочетания с рисующими прожекторами. Например, лоб и щеки красные, а шея, челюсть и скулы зеленые. Брр-р. О цветах поговорим позже подробнее.

Заливка всегда слабее рисующих! Ее главное достоинство — густота. Синий, фиолетовый, красный, марджента (пурпур), стально-голубой (циан, в просторечье — «чахотка») — должны быть однозначными и прекрасно-насыщенными.

Попытки применять заливку в качестве рисующего заведомо обречены, но повторяются в каждом клубе. Именно с этого и начинается «настройка» света местным сотрудником, желающим сразу ее и закончить.

Освещенный лишь заливкой и ничем больше человек приобретает покровительственную окраску окружающего его монохроматического мира и пропадает как мимикрирующий жучок в лугах.

покровительственная окраска, чтобы совсем слиться с фоном (одна лишь красная заливка, и та снизу)

Человека надо обязательно выхватить из этого цветного благолепия.

Делается это световым прибором, освещающим ровно объект искусства, скажем, солиста Большого театра. Прибором желательно все-таки линзовым (он не создает грязно-серого пятна, как ПАР).

Типы приборов

Приборы, дающие пятно, делятся на безлинзовые («ПАРы») и линзовые (споты). Безлинзовые, разумеется, дешевле. Но они дают менее яркое и значительно более расплывчатое пятно, которое невозможно регулировать по размеру. Размер пятна меняется исключительно в зависимости от расстояния до артиста, и чаще всего определяется один раз: когда прибор намертво вешают. Тут уж или повезло, или сами догадайтесь. Слишком близко — музыкантам жарко. Слишком далеко — прибор постепенно перерождается по функции в заливку. Тем не мерее, ПАРы — достаточно недорогой и хороший инструмент в умных руках (если они есть) для малобюджетного клуба. Только их надо повесить сверху — чуть сбоку, не слишком далеко, и добиться, чтобы не светили на задник и кулисы. Их же можно использовать в качестве контровых, тогда проследить, чтобы не светили зрителям в глаза, зато попадали на затылки музыкантам. И поддымить воздух для объема.

Лирическое отступление: раньше я доверяла, когда клубы писали, что у них висят ПАРы — старый добрый театральный прибор не подведет. Но нет, изобретательность производителей световых приборов родила нового монстра — светодиодный ПАР. Эта гадость характерна тем, что вместо луча нормальной лампы она светит мозаичным набором цветных светодиодов. Цвет можно менять с пульта, выводя одну из групп светодиодов. Все бы хорошо, но свет у этого прибора 1. крайне тусклый 2. отвратительных оттенков 3. очень широкий и неконкретный, даже на близком расстоянии засвечивает все вокруг.

Абыдно, что даже маркировка не выдает светодиодный ПАР. Например, по запросу ПАР-36 я нашла в интернете десяток совершенно разных приборов. Хотя вообще-то у светодиодного фонаря бывает значок LED. Подробнее нашла тут.

Линзовые приборы тоже бывают довольно недорогими (хотя дорогие, конечно, лучше). Их мощность варьируется в пределах киловатта-500 ватт-300 ватт. Киловатт, как показывает практика, для малых помещений — это слишком. Жарко, пересвет, и предельная нагрузка на электросеть. Лучше взять 500 или чуть поменьше. Повесить, повторяю, над сценой и чуть впереди.

Лирическое отступление 2. Не существует стандартного набора света для сценической площадки. Каждый выдумывает что может. Но всему есть предел.
Например, я до слез была тронута, когда мне гордо сообщили о наличии в качестве сценического света светильников потолочных R-60. Пробиваем поисковиком — и что видим? Эта влагостойкая и термостойкая писюлька стоимостью в 143 рубля предназначена для подвесных потолков. Десятка таких хватит, чтобы было светло в ванной и туалете. Но при чем тут сцена?

«Головы» или «умные головы» это движущиеся, дистанционно управляемые прожектора. Они позволяют в процессе концерта использовать и легко менять выстроенные заранее световые программы для всей сцены. Голов, сканеров, зеркальных сканеров, ручных пушек и прочего существует великое множество самых разных ценовых категорий. Они меняют цвет, направление и иногда яркость, а также картинки внутри луча («гобо», они же трафареты).

Мария:

В идеале для придания пятну формы существуют гобы. И функция должна быть у пульта, а не у народного умельца с ножницами, стремянкой и т.п. хотя герои в маленьких театрах выстригают из фильтров или фольги даже логотипы.

Самые поганые сканера — дискотечные комплекты приборов с тусклым светом противных оттенков, которые бегают по заранее заданным программам, лишенным всякого смысла на концерте. Если, скажем, удается поймать и зафиксировать программу в тот момент, когда один из приборов все-таки светит на лицо солисту, то все остальные фонари светят веером в десяток совершенно ненужных мест.

Хозяева клубов — счастливые обладатели таких комплектов гордо считают, что «у нас есть свет», абсолютно не стремятся вытирать у них пыль на зеркалах (это же на стремянку лезть надо!), менять тускнеющие лампы (они же дорого стоят) и считают задаваками людей, спрашивающих абсолютно глупые, по их мнению, вещи — например, «чем будем освещать солиста?» или «где у вас контровой?»

Нужное и лишнее

Световое пятно чаще всего круглое, а человек-нет. А значит, прибор все же захватывает немного лишнего. (Пока что мы не рассматриваем т.н. «профиля» — дорогостоящие приборы с двумя линзами внутри, которые дают параллельный пучок световых лучей и позволяют специальными рамками (профилями) придавать пятну любой размер и форму.)

Итак, у нас имеется пятно круглое (точнее, овальное). Надо внимательно присмотреться, что там, в прихваченном лишнем? Выпьем же за то, чтобы там не оказалось кучи шнуров, частей рекламных баннеров, бутылок с водой, чехлов от инструментов и забытой осветителем телогрейки стремянки.

Мария:

У меня был случай, когда световую настройку внезапно резко закончили и тут же выключили свет на сцене. В результате забытые техником БЕЛЫЕ рабочие перчатки художественно пролежали весь концерт на колонке. Этого не знал никто из артистов, зато видели все зрители.

что там написано сзади полюбуемся на шнуры очень интересно что там пишут позади артистов не видать, почитаем фон

Ольга:

Но следите, чтобы лишними не оказались, например руки (певца) или ноги танцора. Голова, кстати, тоже не лишняя (извините, но некоторые этого не понимают). Ноги певца, кстати, как правило, можно не освещать. Он ими обычно ничего специального не делает, зато их окружают распорки стойки от микрофона, коробки мониторов и многочисленные неэстетичные шнуры. Так что романтически берем чуть выше (колена или талии — в зависимости от скромности).

Пушка

Мария:

Человек — такое странное существо, на которое красиво светить сверху. Чтобы он был виден без искажения пропорций. Почти везде присутствующая световая пушка, стоящая на одном уровне с человеком, не всегда с возможностью смены цвета и изменения размера пятна, управляемая отдельным студентом-энтузиастом, который истерически гоняется ей за артистом, пригвождая его к сцене или стене и засвечивая много лишнего — устройство дорогое, сложное, громоздкое и почти бесполезное.

фонарь до лица не достает, зато стенка красивая

Ольга:

Положение света «точно в лоб» постоянно используется осветителями. Оно делает исполнителя плоским, приклеивает к фону и проецирует на его лицо выразительную тень от микрофона.

вот что бывает когда прожектор точно в лоб фонарь четко в морду

Почему световики все же продолжают упорно светить в лоб? Все просто, они купили в свой клуб световую «пушку» с ручным управлением и в низком и узком помещении не придумали ничего лучше, как установить ее на пол прямо напротив сцены. Аналогом пушки по свету является вспышка говномыльницы. Фотографии, которые получены с ее помощью, ярко иллюстрируют, почему не надо светить в лоб.

белая заливка в лоб - и дело в шляпе

Цивилизованный выход из этой ситуации таков: устанавливать пушку на втором ярусе помещения, если он есть (балкончики, галереи, просто повесить высоко на стену, направить на солиста перед концертом и больше не трогать). Ни в коем случае не точно в лоб, а сместиться влево или вправо примерно на 45 градусов. Нет не Цельсия и даже не крепости спирта. Если второго яруса нет, то просто сместить пушку вбок на любой промежуточный угол, старательно избегая крайних положений под кодовыми названиями «в ухо» и «в лоб».

Если узко и вбок смещаться тоже некуда, то за каким фигом вы покупали эту пушку используйте ее только как дополнительный свет вдобавок к основному.

Положение источника «точно в ухо» называется «прострел».

единственный фонарь и тот бьет снизу в челюсть (хук)

Обычно используют одновременно два прострела, в оба уха. Я не люблю прострелы, так как они дают темную область ровно посередине лица.

Прострелы могу использоваться как дополнительный свет или в особых художественных целях, но у них есть еще недостаток: они часто засвечивают противоположную кулису. А для зрителя это — совершенно лишняя информация.

замечательные боковые кулисы

Контровой

Мария:

Иногда на сцене люди танцуют или жестикулируют. Очень хочется, чтобы при этом был виден четкий графичный силуэт без смазанных движений и смутной тени. Для этого и нужен контровой фонарь. Это то, чем светят СЗАДИ а лучше всего — СВЕРХУ И СЗАДИ. В клубах такая редкость встречается раз из ста. Если и висит, то неправильно, засвечивая пол. И там, куда уже со стремянкой не подлезть. Не на колени барабанщику же ее ставить.

Ольга:

Контровой свет имеет своей целью дать объем происходящему на сцене и провести четкую грань между искусством и туфтой. Притом, эта тема действует подсознательно и безошибочно именно на людей, которые никогда в жизни не задумывались о свете. По законам психологии, они всегда проецируют свое ощущение на артиста, и только на него. Поэтому человекобукашка, приколоченная лобовым светом к близкому ободранному заднику — это ВСЕГДА самодеятельность и десятый эшелон, играй ты на гитаре хоть 20-ю пальцами со скоростью пулемета. А тот же человек, помещенный в красивое пространство, заполненное сзади контровым светом и дымом — явление искусства.

Цвет

Ольга:

У световых приборов имеется собственный цвет, собственно, лампочки — белый — чуть желтоватый (теплый) или синеватый (холодный).
Можно и нужно применять для лица теплый белый цвет в чистом виде.

Несколько синеватый, «накрахмаленный» цвет дорогих сканеров и пушек тоже в целом неплох. О цвете дешевых сканеров с горечью умалчиваем (да там часто и нет белого почему-то).

Белый прекрасен как рисующий в основных прожекторах. Он сочетается с абсолютно любой цветной заливкой.

Итого, мы уже имеет два цвета на сцене — белый рисующего прожектора и цвет заливки. На мой взгляд, большего количества цветов одновременно на сцене и не нужно. Ну кроме редкого случая создания сложной композиции на очень большой сцене — скажем, передний план с солистом в луче и заливке одного цвета + задний план с танцорами кордебалета в другом цвете.

Для лица также с некоторой натяжкой можно применять желтый цвет, голубой, лучше конечно, голубо-стальной («чахотку»).

Мария:

На пульте этот цвет обычно обозначен, как циан и отличается тем, что к нему очень сложно подобрать не мусорную заливку, хотя он и хорош для освещения лица и рук. Очень мало оттенков одежды в нем выглядят прилично.

Ольга:

Все же для лица лучше брать не чистые цвета, а соединяя с белым от другого источника.

Если все же руки чешутся навтыкать в картинку максимум разных цветов, то стоит все же выбирать сочетающиеся цвета. Например — синий+ фиолетовый+белый. Синий + голубой.
Ну или красный+желтый. Белый уже тут как-то неуместен. Рисующий прожектор на лицо можно сделать и цветным, но лучше все же ненадолго. Человек с синим и, тем более, зеленым лицом выглядит упырем, как замечательно ни пой.

как из человека сделать упыря как сделать из двух человек двух упырей 65 66

В общем, свобода творчества тут возможна лишь в узких рамках.

Но есть сочетания концертных цветов, которые, на мой взгляд, за гранью добра и зла. Например, зеленый с красным. Зеленый с пурпуром. Красный с синим. И все это на человеческом лице.

Мария:

Именно эти сочетания очень любят молодые и активные световики, натренировавшиеся на эмо и других ярко-клетчатых группах. Подобное изменение цветовосприятия характерно для людей, употребляющих тяжелые транквилизаторы или «кислоту». Может быть световик хочет усилить восприятие концерта, чтобы зрители находились в другой реальности?

ниже пояса голубые, выше - розовые нет света-врубай проектор в лоб с одной стороны красным, а с другой зеленым

Ольга:

Когда включают все сразу цвета, то получается картинка под кодовым названием «Карамель» (или «Радуга»)

пятнистые люди радуга-дуга

Задник

Ольга:

Типичной в клубах является ситуация, когда размер сцены микроскопический, поэтому артисты плотно прижаты к задней стене, а над ними еще и нависает низкий потолок. Это значит, что крайне актуальной становится задача «отрыва» изображения от задника. Ее можно решить, повесив приборы специально так, чтобы они светили на артистов, и совсем не попадали на задник. Это значит, приборы должны быть на потолке. На том самом, низком, который можно задеть рукой. Но тут возникают разные «у нас там вешать не на что». Вместо этого хозяева клуба начинают лупить артистам светом в лоб, прилепляя их к стенке как сушеных бабочек.

цветные заливки разного цвета в лицо, главное - экран настоящий артист выступает независимо от того, есть свет или нет

Отдельной саги заслуживают задники. В классических советских залах, в изобилии сохранившихся в филармониях, при институтах, городских организациях это такие мелкие белые волны. Как правило, в этих залах все казенное, свет тоже, и повешен он завхозом исходя из наибольшей экономности.

Поэтому не удивляемся, встретив сцену, освещенную лампами дневного света на потолке и больше ничем. Просто стараемся не выступать в таких залах.

Решить проблему привозом света со стороны, скорее всего, не удастся, либо это влетит в такие деньги, что аренда зала покажется детским лепетом. Дело не только и не столько в цене световых приборов. Вопрос, на что их повесить? В зале нет креплений, значит, надо везти и монтировать разборные металлические фермы (эстетический эффект от их присутствия — на любителя). Потом разводить километры шнуров. Заодно искать, куда все это добро воткнуть, немолодая электросеть может вовсе не обрадоваться. И, разумеется, это будет одна фаза со звуком, поэтому световые наводки украсят ваш звук непрерывным жужжанием.

красота-страшная сила (отвесный свет на задник и ничего на артистов) не оторвешься от задника кто главнее - фон или артист все затеяно ради шторок прелестный задник,артист уже не важен

Настоящим бедствием в клубах является белый экран, который очень любят вешать на заднюю стену сцены, решая таким образом проблему задника. Белый экран оттягивает на себя внимание и сильно замусоривает пространство тенями и отражениями приборов.

Мария:

Восприятию концерта очень не способствует «борьба чудовищ» (гигантские тени на заднике) или дискотека абстрактных линий на фоне.

а главное тут - экран что за черный человек на фоне смотреть надо на тень в виде лошади так розовые или голубые

Мария:

Остаются мелочи — неубираемые белые экраны на заднем фоне, неисправные дым-машины, которые не включаются дистанционно, и приходится кидать удлинитель, чтобы человек-включатель не выглядел полноправным участником концерта, сидя в углу сцены. Хотя бы до лесенки провод дотянуть: Особенно приятно искать, куда воткнуть этот удлинитель. В свет — мощности не хватает, в звук — фонит и гудит, в бытовую розетку в баре — не все рады, да и тянуть далеко. Но даже если дым-машина заработала, в ней есть жидкость, и она наконец-то прогрелась, включать ее можно очень выборочно, потому что звук, которым сопровождается возникновение дыма: специфичен и неприличен.

Партитура

Ольга:

Какие бы ни были приборы, в идеале на каждую песню концерта (или каждую сцену, скажем, спектакля или рок-оперы) должен выстраиваться свой отдельный свет.
В жизни музыканта все выглядит скромнее — из того, что есть, сочиняется несколько «базовых» картинок и затем они чередуются световиком под настроение или (гордо) по световому сценарию (партитуре).

Сложность создания партитуры состоит в том, что музыкальные группы чаще всего не выступают ежедневно на одном и том же месте (Бродвейские мюзиклы не в счет). Поэтому на гастролях стоит задача успеть выстроить свет непосредственно перед концертом, во время звуковой настройки. И, разумеется, независимо от того, выполнили организаторы световой райдер или нет.

Мария:

Световые эвфемизмы:

«прибор не зуммируется» = это огромное пятно с пола или занавеса убрать нельзя.
«все программы уже заняты» = запиши на листочек 30 комбинаций из 3 кнопок и учись нажимать их быстро.
«пульт иногда подглючивает» = когда научишься — запомни, что слишком быстро нажимать нельзя или будет дискотека.
«вот это иногда слегка шумит» = свет и звук на одной фазе. Если что выключится, то вместе.
«приборы работают группами» = когда светишь на солиста, рекламный плакат в углу тоже видно.
«он иногда перегревается» = часто не включай — погаснет.
«еще не прогрелось» = на концерте тоже включится с 3 песни.

Список используемой терминологии:
Головы — такие приборы, которые умеют вертеться и светить разными цветами и закорюками.
Гобы — закорюки и узорчики на световом пятне.
Строб — мигалка. Имеет определенный темп. Желательно попадать в песню. Стробом желательно не злоупотреблять.
Фильтры- цветная пленка, которой закрывается фонарь для изменения цвета.
Заливка — общий фоновый свет.
Zoom — изменение размера светового пятна.

Световые кошмары
1) концерт сборный, и свет на всех общий
2) концерт сборный, и в общей бардовско-заливочной теме нужно как-то осветить перфоманс или танец единственным свободным фонарем
3) концерт посвящен празднику или юбилею, и вся сцена богато украшена символикой (шариками, портретами, плакатами), цветовая гамма которых никак не согласуется с концепцией номера. А заранее о таком организаторы не предупреждают
4) концерт все еще сборный, и на сцене находится группа местной самодеятельности, которая сидит там и на чужих номерах в одежде неадекватных цветов, зато освещенная 8 фонарями из 11
5) на концерте ведется съемка и зал освещен наравне со сценой. Так, что зрители постоянно отвлекаются на блики лысины соседа слева, а сценическое освещение выглядит грязным из-за отсутствия контраста
6) концерт, как всегда, сборный, и к группе неожиданно присоединяется встреченный в коридоре друг-артист (подпеть, сплясать, подыграть). Майка на нем в полосочку, стоит он там, где его не достать ничем, потому, как не репетировал.

Вы световик, если:
Носите с собой изоленту, перчатки и отвертку даже в гости
У вас одежда без рисунка
У вашей обуви резиновая электроизолирующая подошва
Вы можете по выражению лица опознать электрика в любой организации
Вы не боитесь высоты
Вы думаете, что темп — для стробов, а не для ритм-секции
Все ткани одежды вы делите на прозрачные и непрозрачные
Из всего концерта Мадонны вы помните только как блестела ее юбка
Любое светлое пятно вам кажется экраном
Вас раздражают жесты, которые человек делает близко от своего лица, так как они не читаются, а тени мерзостные.
Вы любите группы, в которых мало участников

Ольга:
О свете для чайников (сайт музыкальной студии средней школы). Информация не самая современная, но еще актуальная. И очень хорошо изложенная, спасибо неизвестному учителю.