Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

Всовывальщики листовок

А давайте я объясню, почему мне неприятно, когда меня спамят в личку.

Вот присылает человек «Возьмите собачку, разошлите всем». Что вижу я. У меня с этим человеком не было никакой переписки, история пуста. Никаких отношений не просматривается. Но он не пишет «здравствуйте», не называет меня по имени. И дело не в ритуальных хлопаньях крыльями и расшаркиваниях. Я вижу, что для него меня просто нет. Я — лишь ресурс, единица, поле для окучивания в неких целях. Человек не поинтересовался тем, что всюду говорю: две трети года я провожу не дома, никакое теплокровное животное у меня не выживет. Сам он находится на другом конце мира, даже не решусь предположить, где бедная собачка. Просматриваю глубже ситуацию: кому-то не нужен пес. Плохо воспитали, отказались от него, разонравился. Как решить проблему? А давайте всем разошлем. Всем-всем, во всех странах. И вот, наш покой нарушают чужие проблемы. Мне даже не расписывают, какой это хороший песик, и как ему нужна помощь. А прямо так и перекидывают со словами «сделайте рассылку».
То есть, эти люди ничем не отличаются от тех, кто суёт нам у метро листовки. Кстати, раздавальщики листовок тоже бывают разными. Некоторые бывают внятными и приятными, даже если не берешь листовку — идешь мимо, по пути узнав, что вот тут новое кафе зазывает или парикмахерская. Некоторые бубнят под нос и держат бумажку так, что не видно, проходишь, так и не поняв, чего они тут топчутся. Зато некоторые атакуют резким втыкающим движением, которое пробивает поле в районе живота. В ответ, ей богу, хочется засандалить с ноги.
Вот она, мини-модель социальных взаимодействий когда вам что-то надо от окружающих, а им от вас — нет. Будьте вежливы, внятны и адресны, подходите аккуратнее, так, чтобы не вламываться в поле и не злоупотреблять своим присутствием. Давайте интересную информацию в удобоваримом виде. В противном случае у любого возникнет чувство, что его хотят использовать, что на его время и частное пространство плевать хотели, что его приватность спокойно попирают в корыстных целях.
То же самое в интернет. Только почему-то эти всовывальщики листовок оказываются в личке. То есть, пользуются экспресс-каналом прямого и близкого действия и смело засоряют его.

Вот на днях был пост:
«- Оцените, пжл, мою песню (стихи)
— Я напишу правду.
— Да, жду с нетерпением
— Так себе песня (стихи), Послушайте что-то новое (почитайте классиков), сравните со своим творчеством.
— Не вам меня учить!»
Мой коммент: «Не тратьте на таких время. Сразу, до всего, говорите «нет». Благодарности не будет точно. Да, собственно, что благодарность? Не будет элементарной адекватности. Сожрут ваше время и внимание, засадят бесплатно читать и слушать их муру и писать впечатления, в ответ нахамят и обосрут. Разве что если сделать из этого бизнес захотите: «Честная рецензия 15 строк — 5 тыс руб. Положительная — 30 тыс руб. Хвалебная — 50 тыс руб».
Кстати, адресат шутку оценила, но ответила, что ни за какие деньги не напишет неправду.
Слушать, читать и рецензировать — работа, и далеко не всегда интересная и осмысленная, это всем, надеюсь, понятно? Слушать прекрасное, трепетать и восхищаться, обсуждать это — работа радостная и высшая. Она происходит бесплатно, но исключительно по личному выбору и желанию самого человека. То, что он хочет и тогда, когда он хочет. Но слушать засланное _вот это все_ — конкретная услуга конкретным людям. Кто-то даже готов её оказывать за деньги или взаимные услуги. Кто-то — ни за какие коврижки.

Раньше, помнится, был такой стереотип: «ухаживал, гуляли под луной, он мне стихи читал». Романтика! Сейчас могу только содрогнуться от перспективы чтения мне стихов. Или присылки их в личку. Я ненавижу графоманию. Меня передергивает от плохой поэзии. А, к сожалению, шлют только такую или почти такую. Впрочем, читать хорошую поэзию я тоже не согласна по чужим инициативе и выбору в любое время, когда чья-то левая нога захочет. Я делаю это сама, и согласна только так. Поэтому считаю, что слать стихи неприлично и навязчиво. Хоть чужие, хоть свои — это по-разному неприлично и навязчиво.
Изучать присланное _творчество_ для меня неинтересно и бессмысленно. Как правило, это скучные вторяки, перепевки банальностей, надоевших еще 30 лет назад. Я рада за людей, которые прямо сейчас разучили аккорды, освоили гитару, написали первую мелодию на первые стихи. Да еще и купили камеру, разобрались в ней, сняли видео и выложили на ютуб! Я рада за них, пусть продолжают в таком же духе, молодцы, но зачем они пытаются заставить меня это смотреть? Я же сразу вижу безвкусную одежду, убийственный фон в виде российского флага, банальный текст и гармонии, и, увы, их лица, далекие от артистической харизмы… Сказать им это в глаза? А зачем? Зачем мне их расстраивать, напрягать, вызывать у них неприязнь, в конце концов: ведь они делают как могут, по-другому у них все равно не получается. Продолжайте и радуйтесь! Только зачем это мне слать в личку? Искренне думая, что я предпочту школярские попытки искусства всему мировому наследию? Искренне считая, что я должна и обязана улыбаться и «по дружбе» (по френдизму без единой переписки) писать ответы, рецензии и впечатления? Меня решили использовать как ресурс, вот как это я расшифровываю.
Но пытаются обернуть в утешительную обертку мой отказ: «Я понимаю, у вас нет времени читать все сообщения в личке».
Почему же нет? Оно у меня есть! У меня есть десятки часов на монтаж каждого видео, на каждую аранжировку, на каждую песню. И параллельно включены личные сообщения.
Дело не совсем во времени: всё я читаю, и время на это нахожу. Через личные и срочные каналы происходит человеческое общение, проходят важные и интересные сообщения. Засорять их, слать незапрошенные материалы, которые адресатам, скорее всего, не нужны и неинтересны — невежливо и навязчиво.

И, чтобы два раза не вставать, о присылке открыток, ритуальных поздравлений ни о чем, мигающих розочек и ёлочек с падающим снегом. Я это расцениваю так: человеку нечего мне сказать. Но сказать хочется. Вместо того, чтобы какие-то слова от себя написать, хоть корявые, он берет готовые формулы и готовые картинки. И фигачит мне. Теперь я должна растаять и между нами появится та самая история переписки, которой не хватало в первом описанном случае? Ну что я могу ответить? Я отличаю зерна от мякины.
Резонный вопрос вы в ответ зададите: а как эти люди попали ко мне во френды?
Френдов почти пять тысяч. И еще висит около тысячи заявок. Я их рассматриваю периодически на досуге. Но рубеж в последние 250 френдов так и не могу преодолеть. Почему? Ну рассмотрю я в день заявок десять. И одну из них одобрю. Но в тот же день кого-то отфренжу. То на то и получается.

Кстати, рассмотрение заявок — это увлекательная забава экстрасенса. Ну-ка, пойми по профайлу: вот этот чувак — навязчивый псих или приличный человек? Зомбированный телевизором оголтелый сторонник «всего хорошего против всего плохого»? Тот, кто будет бомбить ленту каждый день своими одинаковыми селфи или десятками блеклых фото со скучных конференций незнакомых людей? Кто будет каждый день постить новый тест из серии «Какой я ёжик»? Кто будет ежедневно слать мне приглашения на бардовские концерты в клубе города Сызрань? Кто крякнет и зарепостит душераздирающий клик о помощи далматинчикам, которых якобы усыпляют уже столько лет, сколько собаки не живут? (Хорошая опечатка: клик о помощи, вот она, интернет-благотворительность). Какие-то варианты я давно научилась мигом распознавать и отфильтровывать. Вижу у человека гитару в руках и первым постом афишу, где желтым и фиолетовым курсивом обрамлено его фото с мыльницы — срочно кнопку «удалить запрос». Вижу оголтелые посты о войнах — не мой клиент. Вижу фото с охоты с окровавленной лисичкой в гордой руке — прощайте. И, уж, тем более, решительно не понимаю запросов от людей с пустыми страницами, без аватарки, с тремя френдами, без данных о себе, с абстрактной аватаркой или котиком вместо человеческого лица, дурацким никнеймом, с закрытой лентой (Ах, умираю от любопытства, что у вас там? Дайте-ка скорее зафренжу?). Это очевидные варианты. Но если пройден простой фильтр, дальше второй вопрос: а производит ли этот хороший милый человек самостоятельный осмысленный контент? Если на странице одни репосты, пусть даже веселых видосиков и завлекательных статей из сетевых журналов — я жму на кнопку «попрощаться». Но вот у человека куча картин, он художник. Здесь занесенная длань зависает. И иногда выбирает «принять». В итоге получаю молчащего френда, который однажды бабахнет мне в личку рассылку чужой проблемы, забыв поздороваться.

Итого, сейчас доминирует другой канал притока френдов: я вижу в ленте репост интересного текста, захожу в профайл автора, и если он мне нравится — френжу первая. Сама решаю, кого танцевать себе в ленту. Ошибки тоже бывают. Острый на язык интернет-спикер иногда оказывается неумным чудаком на букву «м» или женщиной с такими же качествами. Ну что ж, на ошибках учатся.
Скажете, много внимания уделяю такой ерунде? А знаете, это мощная практика: попытайся определить по профайлу, что за человек перед тобой.

PS: оказалось, что бедный песик — тоже боян из серии усыпляемых обученных овчарок. С ним все хорошо. Он или давно дома, или его не существует. Но 3945 репостов. И еще вот некоторые в личку старательно рассылают.

Обсуждение на ФБ

20 февраля 2018
Из ЖЖ Ольги Арефьевой