«Отзыв к новому альбому «Ангел и девочка»

Каждый новый альбом Ольги Арефьевой встречаю с опаской: ну, всё, больше ей не вытянуть, сейчас будет мимо. Но каждый раз – альбом попадает точно в цель. «Ангел и девочка» — туда же. Немало исполнителей после записи нескольких хороших или даже отличных пластинок вдруг выдыхаются и уже по инерции продолжают сочинять сравнительно слабый материал, позволяющий держаться на плаву за счёт прошлых хитов в концертной программе и просто доброго имени. У Арефьевой творческая энергия распределена иначе, но не думаю, что Ольга научилась управлять творческим процессом или как-то его контролировать. Это получается как бы само собой. Например, я не могу выделить среди всех её проектов самый значимый альбом. Какое-то время такой статус у публики удерживала «Батакакумба», и то в большей степени, наверное, из-за определённого культа в «растаманских» кругах.
Но помимо того, что каждый альбом Арефьевой крепок сам по себе, он обязательно содержит несколько особых изюминок. «Ангел и девочка» — не стал исключением.
Песней, на которой я застрял, и долгое время не мог двигаться дальше, зациклив её на повтор, стала «Бугульма». Не уверен, что в ней заложено именно то, что я услышал. Тем не менее, мне показалось, что Арефьевой удалось в песне невероятным образом прочувствовать и переплести воедино безмерную горечь Егора Летова и вселенскую боль Венички Ерофеева. И хотя «Бугульма» поселилась во мне и не отпускает уже несколько дней, она не помешала оценить по достоинству материал в целом. Украшениями альбома стали для меня ещё «Ангел сметаны», «Никто не умер, никто не ожил» и «Двойное дно». Последняя, кстати, всё-тот же реггей. Арефьева с КОВЧЕГОМ используют этот свой давний конёк регулярно, и песен в этом жанре набралось у них в общей сложности не на одну «Батакакумбу». Казалось бы, колодец должен быть давно исчерпан. Ничего подобного, у Ольги это всегда свежо и ни разу не банально. Такое удавалось разве что Олди с КОМИТЕТОМ ОХРАНЫ ТЕПЛА и отчасти удаётся БГ.
И несколько слов о технической стороне. На каком-то этапе я отметил заметный прогресс группы в качестве аранжировок и непосредственно записи. Теперь мне показалось, что «Ангелом и девочкой» сделан шаг назад. И запись менее изыскана, и аранжировки более прямолинейны. Возможно, так задумано изначально, как часть некой концепции… Не знаю. Пока такой чуть небрежный саунд особо не мешает, его аскетизм восполняет качество самого материала и голос Арефьевой, который воспринимается зачастую, как дополнительный инструмент, ведущий себя в консервативных квадратах свободно и непредсказуемо.

Александр Григорук

  • Роман Халиков [8 Апреля 2017 13:41] – Полностью согласен по поводу композиции «Бугульма». Я был на юбилейном концерте в Питере осенью и там эта песня прозвучала, как анонс из нового альбома. После нее весь концерт был сам не свой… И очень рад, что в Ольга исполнила ее и на акустической встрече в Биржа Баре — контраст с электронной версией интересен.