Ольга Арефьева. Теперь и прикладные астрофизика с космогонией…

Концерт в Эрарте официально считался презентацией альбома «Триптиц». Сам альбом я купил (спасибо Лене Калагиной за помощь) полтора месяца назад, но тяжелейший конец года не оставлял шансов на вдумчивое прослушивание… Помимо этого в голове сидела мысль – если все же получится выбраться в Эрарту, то, наверное, стоит подождать – пусть презентация и правда станет открытием. Этот расчет оказался очень верным.

Большой концерт традиционно состоял из двух отделений. Но если раньше они и различались эмоциональной окраской, то нынешний просто включал в себя два абсолютно разных концерта! Первое отделение, собственно презентация, от второго отличались намного больше, чем день от ночи.

Я люблю нестандартное прочтение вроде бы понятных вещей. В музыке весьма положительно отношусь к перекладыванию старого на новые рельсы. Фолк-металл в широком смысле обычно очень хорошо ложится в душу, от самого мелодичного до тяжкого немецкого или скандинавского. А какие молодцы «Иван Купала»? Но «Триптиц» подсознательно ощущался иным, и это немного настораживало – пойдет ли?..

То, что началось после нескольких вступительных «новогодних» песен, практически невозможно описать словами. Как в звездной оптической астрономии невозможно наблюдать множество объектов и явлений. Такой Ольги мне еще не доводилось видеть ни разу. Полагаю, что не только мне. Собрание «Триптиц» – это некая совершенно иная вершина ее творчества, какая-то боковая ветвь «Главной последовательности» (это все та же астрономия, см. диаграмма Герцшпрунга — Рассела )) На мой непрофессиональный музыкальный слух техническая реализация (музыка, аранжировки, вокал) в этом альбоме подняты на какую-то нереальную высоту, пробиты какие-то совершенно фантастические уровни сложности. В сочетании с отличным звуком в Эрарте это произвело феноменальное впечатление.

Мощь, энергетика, энергия. Презентация «Триптиц» все эти понятия не просто насытила смыслом. Она их трансформировала в Нечто. Какие там «электричество в воздухе», какая плазма, о чем вы? Единственное, что могло соперничать по плотности энергии, быть сопоставимым масштабу этого энергетического сгустка, заполнявшего зал и становившегося с каждой композицией все плотнее – это нейтронная звезда. Объект, который нельзя увидеть глазами, нельзя трезвым умом осознать его масштабов, его физики. Объект, обладающий запредельной излучающей мощью, не будучи при этом гигантским светящимся газовым шаром. Каким образом Ольге удается создавать и выдерживать поток энергии такой плотности и не падать после целого отделения для меня остается загадкой…

Да, «Триптиц» – определенно знаковое событие в творчестве «Ковчега». Да, это, без сомнения, новое слово в интерпретации духовных и народных песен. Для меня очевидно, что это никак не альбом на каждый день. Представить себе «зацикленными» в смартфоне скандинавский фокл-металл – запросто, многие песни других альбомов Ольги – пожалуйста, но «Триптиц» – совершенно невозможно.

Второе отделение, особенно начиная с «Бетельгейзе» (таааак, опять песня без альбомной записи?!), не просто позволило дышать в привычном ритме. Оно вернуло меня из глубин далекого космоса, из окрестностей непознаваемой нейтронной звезды, в сферу влияния обычных светил. Таких теплых, таких привычных и родных звезд. Его атмосфера была совсем другой, и Ольга была другой, и музыканты группы тоже словно расслабились. Новый год! ) И все отрывались по полной 😉 Вот только по окончании концерта меня не оставляет одна мысль. Бетельгейзе, будучи красным сверхгигантом, вспыхнет сверхновой, оставив после себя, согласно космогонии, … да, нейтронную звезду. А это значит, что я непременно вернусь к «Триптиц», уже не на концерте, а дома. Законы эволюции звезд изменить нельзя, так ведь?..

Роман Халиков