Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

Несколько вопросов от сайта «Наш НеФормат»

1. Лучший отечественный музыкант/группа 2017 года?
2. Лучший отечественный альбом 2017 года?
3. Открытие (лучшая новая группа) 2017 года?
4. Самые яркие события в вашей творческой жизни в 2017 году?
5. Разочарование/огорчение/печаль года?
6. Ваши планы на 2018 год?

1, 2, 3. Меня смущает вообще предполагаемая очевидность под названием «я, конечно, часто и с удовольствием слушаю отечественную музыку». Я не погружена в отслеживание новинок. У меня нет в жизни подходящей ситуации, в которой я бы ее слушала — фоном я ничего не ставлю, никакие жизненные процессы она не сопровождает. Единственная возможность услышать — это специально включить и внимательно слушать. Я либо внимательно изучаю материал, либо не слушаю вообще. Наверное, критики, радийщики, медийщики, организаторы фестивалей куда больше в курсе. Пока максимум — понравится одна песенка, но не на год, а на день.
Организованно слушала лишь когда готовила спектакли «KALIMBA». Я перелопатила горы материала, находила жемчужины — впрочем, чаще в электронной и инструментальной музыке, и в большей степени не нашей. Но и у нас много интересного — иногда в виде саундтреков, прикладных каких-то оркестровых фонограмм. Тогда я нашла для себя Алексея Айги, Николая Судника, НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР. Но, честно, давно не переслушивала.
Сейчас у меня все время несколько другой фокус внимания. Мне пока мало нужна музыка извне. Так что в лучшем случае ставлю произведение один раз. Даже если трек понравился, максимум — внимательно переслушаю через год. К музыке в гостиницах, магазинах и кафе, как правило, отношусь с величайшим отвращением. Телевизор не смотрю.
Есть еще чужие автомобили — когда меня подвозят, могу что-то послушать. Даже был случай, что нечто заинтересовало. Но это была абсолютно неизвестная русская андеграундная группа из советского прошлого, мне сейчас жаль, что название мной утрачено.
Это все не означает, что я медведь в берлоге. Просто дело в том, что 99% музыки, которую транслирует мне в уши общественное сознание, не сообщает ничего нового. Я мгновенно опознаю банальные гармонии и саунд одной из нескольких разновидностей — и автоматически включаю мысленную защиту от мозгошума. Дело может сильно спасти текст или харизма исполнителя. Иногда саунд. По стилям я совершенно всеядна, мне неважно, какой ярлычок висит — но у меня какая-то мгновенная определялка «вторяков» внутри стоит.
Прямо чтоб жемчужины, чтоб пробило — такое со мной редко происходит. И в каких-то странных местах и ситуациях. Например, заходишь в гости к знакомому в антикафе, а там при количестве зрителей, близком к нулю, играет кельтскую музыку какой-то удивительный ансамблик. Хорошие музыканты, явно с консерваторией — меня сразу волнует: как они собрались? Как выживают, на чем держатся, как их сюда занесло?
Так же и на фестивалях бывало. Идешь — стоит колонка в чистом поле, десять пластиковых стульев, три зрителя, один из них я… и неожиданно музыка хорошая.
К сожалению, я больше восхищаюсь самим фактом, и не настолько, чтобы запомнить названия. И так и не знаю — это неожиданная обстановка действует или магия живого присутствия?
Было такое, услышала уличный духовой бэнд — просто визжала от восторга. Нашла их запись — ничего особенного. Когда живые дудки в количестве двадцати штук на тебя дуют с расстояния в метр, тут голову можно потерять от экстатического переживания. Но на записи — музыка как музыка, да еще и кривая-неровная.
Как-то жонглировала на тренировке, слышу — за стенкой репетируют, какая-то очень классная и забавная музыка звучит, останавливаются все время, фразу интересную учат-повторяют. Прямо вот не выдержала, пошла знакомиться. Оказывается, там руководитель — композитор с консерваторией. А группа выживает тем, что для уличного цирка сочиняет. Но записи именно этого нет и не будет — мол, вдруг украдут идеи! А у этого композитора даже симфония есть. Дал он мне ссылку на симфонию эту, дома послушала — ну да, симфония, длинно, скучно, оркестр имитируется цифровыми клавишами. Не то это совсем, что я хотела.
Сейчас в метро сделали места для музыкантов. И там играют иногда пречудесные инструментальные коллективы. Всегда даю побольше денег. А вот названий не запоминаю.
И вот, анализируя ситуацию. Зритель таким группам и авторам нужен подготовленный, который может что-то оценить. Но он, как я, погружен в свою голову и не думает ходить куда-то. Информация в Интернете — все больше о массовых модах, популярное сейчас есть на любой вкус. Но все какого-то одного покроя… по лекалам. Неважно, панк, тяжеляк, попса — везде свои лекала. Как только я вижу лекало, я сразу знаю всё, что будет дальше, и мне неинтересно. Но если какая-то жемчужинка свежей интересной краски мелькает — заинтересовываюсь.
Если задуматься, в нашей стране какое художественное музыкальное высказывание вообще имеет шансы? Больше завязанное на слове, на внятном, ярком, концентрированном и высококачественном поэтическом высказывании. Если оно еще и под музыку, которая качает — то может получиться совсем неплохо. Получаем рэп и хип-хоп. Но как-то грустно, если это мат ради мата, куча глагольных рифм, концентрация на описаниях наркоты, физиологии секса и гопницких разборок. И еще нытье. Такие разбитые окна и наслаждение безысходным унынием и агрессией. К тому же, странный акцент у многих — будто нерусские слова поют. Но все же в рэпе есть кач и надежда услышать яркий текст. Мелодическая песня, по-моему, отмирает. Уходит в перепевки старых песен о главном и шоу «Голос». Новых песен, основанных на сильной мелодии, почти не встречаю.
Массовое сознание бесконечно потребляет одну и ту же песню под разными названиями. Несколько аккордовых схем достигают успеха, но это скучный успех. Все остальное обречено на элитарно-маргинальное вымирание. Спасибо в том числе «Нашему Радио» — «мне нравятся их довольные морды, но жаль, что их песни на те же аккорды».
Для кого писать-играть тем, кто хочет мыслить не по лекалам? Слава Джа, некоторые всё же пишут и играют. Безумству храбрых поем мы песню.
В связи с этим констатирую, что вопросы сформулированы так, что мне на них невозможно адекватно ответить.

4. Все мои события были яркими. Каждый концерт, особенно с новыми песнями. Новые песни — это всегда такая мощнейшая встряска. И радость, и волнение, и облегчение, что вот этап целый пройден, и напряжение, и гордость, и наслаждение новым материалом. И счастье разделить это со зрителями. Параллельно идет эпичный процесс записи альбомов. Он конечно и близко не успевает за новыми песнями, но мы все время записываем.
В 2017 году записаны и выпущены два студийных электрических альбома КОВЧЕГА: «Ангел и Девочка» — март, «Триптиц» — ноябрь. Ну, а если брать не календарный год, а отрезок в 365 дней, то с ноября по ноябрь мы выпустили три альбома — в ноябре 2016-го вышла «Глина».
Снято и смонтировано своими руками шесть клипов: «Никто не умер, никто не ожил», «Ефросинья», «Мебель», «Боль», «Ня белая», «Стотрам». Материала снято вообще-то больше, но еще многое не домонтировано.
Выложили на нашем канале клипы и некоторое количество живых съемок, еще больше пока лежат, руки хронически не доходят.

5. Что мир несовершенен и мы не молодеем. И что мы думали, в сказку попали, ан нет. Что вся эта социальная байда постоянно происходит и отвлекает от творчества. Что музыканты должны выживать, а творить могут по остаточному принципу. Что общество востребует и поддержит только великое унылое убогое среднее. «А будешь плохо себя вести — снова родишься в мире без магии»…

6. Несмотря ни на что продолжать радовать и радоваться, писать и записываться, играть и создавать. Пока ручки-глазки-мозги есть, мы можем менять этот херовый (шивалингамный) мир в явно лучшую сторону.
Выпускать новые альбомы и клипы, играть новые концерты, что еще я могу планировать?

Наш НеФормат
Опубликовано 22 января 2018, 18:34