Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

Алексей Галкин. Варианты духовного поиска (в сокращении)

Ко мне как-то, относительно недавно, обратились с сайта «хиппи ру» с предложением написать какой-нибудь материал на тему духовности для их самиздатовского журнала «Вместе». Я не написала.
Через некоторое время ко мне подошел после концерта молодой человек хипповой наружности и вручил готовый журнал, успешно вышедший и без моего участия. Журнал представлял из себя толстенькую пачку скрепленных вместе ксерокопированных листов, самодеятельно иллюстрированных и украшенных ручного изготовления узлом из грубой веревочки.
Я честно полистала его и нашла один материал, который меня и впрямь заинтересовал. Его и предлагаю вашему вниманию.
Статья Алексея Галкина не имеет отношения к литературе, но зато к весне, любви и некоторым очень актуальным проблемам, с ними связанным — весьма. Точка зрения автора, может и спорна, и имеет шансы подвергнуться критике, как со стороны адептов описываемого явления, так и со стороны его антагонистов. Но мне многое показалось близким и правильным.
Я подвергла статью некоторой редактуре — сократила длинноты, исправила на свой вкус пунктуацию и разбила текст на смысловые куски. Если интересно, с материалом в первозданном виде вы можете ознакомиться на сайте-источнике.
Всех с праздником!

Ольга Арефьева

Получилось так, что я был ведущим и на фестивале массажа, и на фестивале тренингов, и на арт-форуме.
На мой взгляд, лучший вариант для совмещения приятного и полезного — это мероприятия, преимущественно психологической, а не йогическо-тантрической направленности.
Молодёжь на мероприятия психологической направленности собирается очень живая, динамичная именно в плане самопознания и самосовершенствования, причем это самопознание имеет преимущественно такой, я бы сказал, «контактный» характер — через многообразие общения, через многообразие контактов и видов партнерства: игрового, исследовательского, тусовочного, интимного… Плюс, всё-таки романтика юга: ночное море, ласковое, светящееся, искрящееся. А какие там звезды…В общем, качество этой психологически-ориентированной молодежной тусовки на мой взгляд, явно выше, чем стандартный социумный клубно-элитарный вариант.
Единственно что мне не было близко на этом фестивале, как я уже говорил, были так называемые «продвинутые» массажи с элементами массажа гениталий. И, соответственно, человек может решить — идти ему на массаж в этот день или провести его на пляже, загорая и купаясь — что тоже для здоровья весьма полезно 🙂
Уточню, что я совсем не против этого вида массажа, но уж если делать ЭТО, то тогда уж, скажем, с супругом, или близким человеком, а так вот, с незнакомым или малознакомым… Мне это не близко… Такой вот я «непродвинутый» парень…
Ну и продолжая эту тему — о том, что мне не близко, скажу о том, чем народ чаще всего интересуется — о тантре…

Тантра

Во первых строках ещё раз обозначу, что это исключительно моё узкое, частное мнение, не претендующее на полноту и глубину охвата данного явления.
Итак, чем тантра так тянет молодежь? Почему она летит на тантру как мотылёк на пламя (и, кстати, зачастую имеет потом соответствующий результат)?
Да потому, что тантра цепляет за самое уязвимое у молодежи место — за секс. И ведь как красиво постулируется — через секс к духовности!
Молодежь, чье сердце ещё не совсем закрыто дружным старанием нашего постиндустриального общества, чаще взрослых чувствует, что где-то за гранью этого тесного, душного пространства, существует другое пространство — чистое, многомерное, полифоничное, исполненное удивительной глубиной смыслов, красотой образов и гармонией отношений… Такое живое… Такое чарующее…
О нем мы читали в эзотерической литературе, в лучшей фэнтези, многие помнят соприкосновение с ним в детских снах, у кого-то эти соприкосновения во снах продолжаются и в юности — пока внутреннее пространство ещё не захламлено суетой внешнего мира…
И мы знаем из тех же самых книжек, а кто-то и напрямую от интуиции, что грань, за которой ОНО — не где-то там за тридевять земель, а совсем рядом. Прямо, говорят, здесь и сейчас… Прямо, говорят, чуть ли не у нас в сердце — куда уж ближе…
Только надо что-то сделать… Что же?
Молодёжь читает книжки, а там дядя Карлос встретил дона Хуана, дядя Ричард — Шимоду, герой Коэльо встретил какого-то алхимика, Йогананда — Шри Юктешвара, Сатпрем — Шри Ауробиндо и т.д. Каждый, кто находит тропинку ТУДА кого-то встречает, кто его чему-то учит… И тут же возникает понятие «духовная практика», приводящая ученика к просветлению, к проникновению за завесу внешнего мира…
Многочисленные йогогуру мелькают тут и там на страницах разных изданий в красивых йогических позах (куда уж простому смертному…), Но блин, напрягаться надо: гнуться по-всякому, на голову вставать, дышать как паровоз… Порой в йоге физическая нагрузка не слабее культуризма…
И кайфа, такого, чтобы сразу и мощно — нету… Соответственно, хорошего бизнеса — так чтобы побыстрее — не сделаешь.
Совсем другое дело — тантра! Тут действительно — всё и сразу.
Секс в нашем больном обществе — надежнейшее основание бизнеса.
И сейчас даже уже не нужно говорить, что тантра тесно связана с сексом, и всё в ней вокруг него вертится. Сейчас эти гуру в основном говорят, что, типа, совсем даже и нет, секс тут не причем, это духовная традиция, а то, что на Западе «тантра стала подаваться как сексуальная практика — это психоаналитический диагноз Запада» (цитирую одного из ведущих тантра-гуру по журналу ELLE за март-2005, стр.264). Ну как хорошо говорит! Как правильно! А другой гуру, так ну просто песню поёт (цитирую по тому же журналу, стр.266):
«Краеугольный камень тантры: я сейчас, в данный момент — совершенное существо… А совершенное существо не может быть мелочным, обидчивым, слабым… И как совершенное существо ты и ответственность за происходящее берешь на себя, а не перекладываешь на окружающих».
Ну что тут сказать? Здорово! Даже не понятно, почему тантра ещё не включена в общеобразовательную программу средней школы…
Но я помню речи этих людей где-то так десятью-пятнадцатью годами ранее, когда весь этот процесс только раскручивался… Там сексуальные акценты были более определенны. А сейчас что? У этих людей тысячи последователей, которые прекрасно знают, как всё это выглядит в реальности, и именно так передают своим знакомым, когда зазывают их на тантру. И теперь им, гурам, совсем даже не надо этот сексуальный аспект выделять… Тем более, что о духовности говорить по-любому престижнее и безопаснее. Остальное, как говорится, сделает свита…
…К нам на арт-форум в какой-то из дней заходил один тантрический гуру. Ну о-очень продвинутый. Одет — как положено — в скромную экзотическую одежду, на шее — какое-то неброское, но тоже экзотическое, ожерелье. Весь такой медлительный, неспешный, загадочный. Голос очень внушительный, властный — как у военного полковника…
Ну так хорошо говорил. Красиво, складно… И никакого сексуального акцента.
Но в пространстве при этом ощущалось, что «комплекс гуру», который есть в подсознании у многих молодых людей, включался и смыкался с представшим перед ними человеком. А тот самый «таинственно-сексуальный» образ тантры работал в этот момент сам по себе, безо всяких акцентов…
Если бы не организаторы арт-форума, остановившие его речь, он говорил бы так ещё долго, хотя вышел вроде как только для того, чтобы пригласить на свой мастер-класс…
Так кому же она, тантра, нужна, для кого она подходит и в чем её реальная польза — если таковая есть — и реальный практический смысл? Кстати отмечу, что я говорю о тантре совсем не с позиций какой-нибудь там «общественной морали», а с позиций смысла и сути понятия «йога» (я же как раз по образованию религиовед) — ведь именно к этой культуре относят себя тантристы…
Социумные «моральные борцы» чаще всего осуждают тантру совершенно огульно и очень поверхностно, не зная этого пространства изнутри, а часто даже внутренне боясь его. Я же в свое время в этом пространстве был, в чем-то оно мне может быть помогло, и то, что я говорю — это не осуждение, не отрицание, а попытка как раз-таки конструктивного подхода. Ибо, со стороны самой тантры, со стороны её апологетов и идеологов, я такого подхода, такой трезвой самооценки, на данный момент не вижу.
Начну опять с цитаты из того же журнала. Это одно из мнений человека, побывавшего на тантрическом семинаре (стр.267): «…Складывалось ощущение, что все эти люди какие-то несчастливые, ущербные: их никто не любит, вот они и ищут замену, придумывают чего-то…»
Не скажу, что это мнение охватывает всё данное явление, но, на мой взгляд, этот человек довольно точно описал наиболее конструктивную, наиболее рациональную его составляющую.
Да, наша западная или российская тантра — это именно для тех, у кого проблемы с естественной сексуальностью.

Естественная сексуальность

Поясню эту мысль.
Общество у нас нездоровое. Негармоничное. А естественная сексуальность — это явление, которое должно постепенно сформироваться, ВЫЗРЕТЬ. Помните, в биологии это, собственно, так и называется — «половое созревание». Но если в физиологическом смысле этому созреванию общество пока помешать не может (ещё не достигла генная инженерия таких высот :)), то психологический аспект этого созревания исковеркан и искорежен до предела возможного. За прошедшие со времен античности тысячелетия, тут поработали и церковь, и общественная мораль, и просто тотальное невежество.
Сексуальность у большинства людей НЕ ВЫЗРЕВАЕТ.
То есть, человек, физически вполне половозрелый, психологически совершенно не готов к сексуальным переживаниям. Его «психологические мощности» не могут вместить всего того колоссального спектра любовно-эротических состояний, переживаний, потоков и процессов, свойственных нормальному полноценному человеческому существу, и которые составляют мир человеческого секса.
Невызревшая сексуальность очень примитивна. Она не только не дает человеку той радости, того счастья, какие дает нормальная человеческая сексуальность, а, напротив, является источником массы проблем. Страсть-то животная в теле бурлит (мы ж, как ни крути, в животном теле живем :)), инстинкт-то требует, давит, а сердечной поддержки с её колоссальными объемами гармонии, тепла, красоты и смысла — нет… И вот люди маются, гонимые этой очень императивной «животной составляющей», без радости, без гармонии, без смысла…
Это практически стопроцентно относится к нам, «детям советской эпохи», и в очень большой степени к современной молодежи, поскольку они, соответственно, — дети детей советской эпохи…
Так вот, в плане решения проблемы подавленной, невызревшей, проблемной сексуальности, российская тантра, на мой взгляд, ещё как-то может быть полезна. Да и то, только при одном важном условии: человек, решив свои проблемы (или убедившись, что это не то место, где он мог бы их решить), оттуда уходит, а не «зависает» там, становясь «продвинутым»…
«Продвинутые тантристы» — это нечто такое… о чем я в рамках данного исследования даже и писать не возьмусь…
У меня в Щелкино на фестивале массажа была пара совсем взрослых людей (им уже хорошо за сорок). После фестиваля они брали у меня индивидуальные уроки массажа, и мы обо многом говорили.
Оказалось, что кроме всего прочего, они уже не первый год участвуют в тантрических тренингах. Надо сказать, что это очень трезвые, практичные люди (оба с высшим образованием, а у мужчины, так аж 5 высших образований).
И они вполне искренне говорили: «Ну не было у нас ничего подобного в Союзе, и вся эта сфера жизни была задавлена господствующей идеологией. Всё было тускло, серо, всё было запрещено. Диапазон «нормального поведения» был крайне узок. А люди-то все живые, молодые, кровь-то кипит, хотелось же и поиграться. А чуть попробуешь поиграть — бац — сразу чувствуешь себя извращенцем… И зажимали в себе всё… Водкой заливали…»
И когда они встретились с тантрой — это было для них неким прорывом, неким мощным оживляющим импульсом.
Согласен, если смотреть со стороны это кажется диковато, и порой как-то даже безобразно, но жить с тем, что у «советского человека» внутри, и ничего с этим не делать — может быть, даже ещё большее извращение, ещё большая дикость, и ещё большее безобразие.
И, зная колоссальную мощь вживленных в нас советской эпохой «моральных стереотипов», разрушающих в психике всё живое, я даже где-то рад за этих людей…
Кстати: основные нынешние тантрические гуру — они тоже дети той советской эпохи. Они так же выросли под её давящим прессингом. И соответственно, то, что они создают под лейблом «тантра-йога» неизбежно несет в себе отпечаток той ушедшей эпохи…
Тоже самое можно сказать и о молодежи, выросшей в семьях «достойных детей советской эпохи»… Гораздо лучше, когда они занимаются своей нездоровой сексуальностью через тантру, чем через алкоголь, наркотики и прочие стимуляторы…
Кстати, интересная деталь, которую я тоже открыл для себя этим летом: когда родители начинают увлекаться тантрой или ей подобными процессами, их детям становится намного легче дышать. На одном из сексуально-ориентированных тренингов, проходивших на турбазе «Лаванда», где у меня некоторое время стояла палатка, я там наблюдал два поколения практикующихся — так сердце радовалось… Огромные пласты подсознательной зависти взрослого по отношению к цветущей юности, недовольства этим «молодым брожением» и прочих вещей, от которых страдает молодежь, в таких семьях просто исчезают. Может быть, конечно, это всё очень недолговременный эффект — у меня нет долгосрочной статистики…
Короче говоря, наша тантра для тех, кому за 40…
Но совсем другая, уже далеко не такая оптимистичная картина наблюдается, когда в этот тантрический оборот попадает юноша или девушка с более-менее нормальной, более-менее здоровой сексуальностью. Попадает туда в надежде некоего «духовного опыта», того самого «расширения от секса к духовности»…

Манифест

Мой друг (я обращаюсь как к девушкам, так и к юношам), послушай меня чем-то чуть более глубоким в себе, чем просто интеллект:
Если, глядя на девушку или юношу, который тебе нравится, ты чувствуешь какое-то невесомое наполнение в области груди, а не просто давление внизу живота,
Если всё тело твое не напрягается, а радостно трепещет от простых соприкосновений во время прогулки или танца,
Если сближение с человеком для тебя невозможно в «группе единомышленников», но только в ауре таинства, интимности и полной уединенности,
Если, глядя в глаза твоего друга или подруги, когда вы наедине, ты не отводишь в напряженном смущении своих глаз, а видишь в его или её глазах целый мир, таинственный и глубокий,
Если ты можешь, отпустив в себе что-то, буквально провалиться, утонуть в этих глазах,
Если во время близости ты теряешь ощущение границ твоего тела, ощущение его плотности и переживаешь невесомость,
Если во время близости ты начинаешь чувствовать себя и того, с кем ты близок, словно бы единым телом,
Если твой оргазм открывает в тебе дверь во что-то неведомое и невыразимое,
Если твой оргазм проходит по всему телу, до кончиков пальцев рук и ног, а тело непроизвольно вибрирует, как в океане,
Если после оргазма ты пребываешь вне времени, вне памяти, вне становления кем-то и чем-то,
Если после этого ты засыпаешь в каком-то изначальном колыбельном уюте,
Если секс для тебя — счастье,
Если секс для тебя обыкновенное чудо…
То значит тебе, друг, на мой взгляд, — точно не в тантру!!!

Тебе точно не в российскую, не в западную, и даже не в современную индийскую тантру, ибо если ты думаешь, что в Индии нет шустрых дельцов от духовности, то, поверь, сильно заблуждаешься… Ещё какие… Разъезжают по всему миру и делают очень даже неплохой бизнес… И к нам приезжают. А с точки зрения их антуража, наши российские тантра-гуру просто отдыхают! Но это явления одного порядка…
Если всё, что ты прочел выше, отозвалось в тебе узнаваемым теплом и радостью, значит, ты обладаешь тем, что я называю «естественной сексуальностью» и современная тантра может это только испортить. Более того — это то, чем, как я вижу, она питается, что она кушает, смакуя…
Ты же, через проломленные твои психо-энергетические границы, получишь вместо твоей естественной сексуальности совсем иное наполнение, которое в этой среде называется словом «продвинутость».
Это такая вязкая, плотная, тяжелая по сравнению с естественной сексуальностью, вибрация… Жить с ней тяжело, и она всё время будет тянуть тебя в эту кучу…
Если же, прочитав эти строки, ты увидел, что у тебя такого нет, но твое сердце всё-таки отозвалось — значит, ищи это где-то в другом месте, но только не в тантре. На мой взгляд, она не только не поможет тебе обрести желаемую гармонию, но уплотнит, утяжелит и усложнит то положение, в котором ты сейчас находишься…
Возвратимся к нашей аналитике :)) Слом психоэнергетических границ в таких «йогах», насколько мне известно, тоже очень даже хорошо теоретически обосновывается.
На один из моих массажных мастер-классов на арт-форуме пришла девушка. Она пришла уже после того, как мы начали заниматься, и потом рассказала мне, что пришла позже потому, что сначала решила пойти как раз-таки на тантру, которая шла в этой параллели — в другом зале. И там всё началось с теоретического загруза о том, что вот, мол, сердечная чакра, вот, типа, нужно её открыть для всех и вся, и всех туда впустить… Ну и так далее о чакрах, энергиях, о нашей всеобщей непродвинутости и закрытости… Зачем нам всем нужно чего-то там открыть, с какой стати, кому это нужно, и вообще, что такое эти самые чакры есть — на этот счет ничего внятного не было… И почувствовала наша девушка, что как-то ей от этих речей неуютно… И ушла. Непродвинутая оказалась…
Вот, на мой взгляд, пример здорового естественного чувства и хорошей интуиции… А также твердого внутреннего стержня, не давшего человеку «прогнуться» под «духовный авторитет» под ту самую «продвинутость».
Хорошая, конечно, идея — открыть сердце миру, красивая, актуальная, но именно такими благими идеями вымощена дорога… сами знаете куда… И таких идей в йоге, в тантре — масса. Чего стоит вышеупомянутая идея о том, что «я сейчас, в данный момент — совершенное существо…»
Все эти идеи сами по себе действительно хорошие, все они пришли к нам из того самого подлинно духовного пространства, к которому так тянется человеческое сердце.
Но идеи сами по себе ещё не всё!
Мы же учили историю: крестовые походы и прочие религиозные войны, инквизиция, современные религиозных фанатики — они все действуют на основании книг, в которых такие прекрасные идеи изложены! Они мучили, убивали и убивают на основании Библии, Корана и т.д. — а ведь это книги, в которых всё — о любви, о гармонии, о прощении и понимании…
С другой стороны — эти же книги, эти же идеи, дали миру Франциска Ассизского, Жанну Д’Арк, Сергия Радонежского…
И глядя на всё это, мы вполне можем сделать вывод, что правильная идея — это ещё далеко не всё. В лучшем случае — это только начало, отправная точка для какого-то движения. Само же это движение может привести к очень разным результатам…
Так, может, нужно начать с того, что перестать так легко покупаться на красивые идеи, а начать более внимательно смотреть на то, кто и как их реализует в данный конкретный момент?… Ну ладно, будем считать, что с тантрой мы разобрались. Моё узкое, личное мнение вы услышали :))
Что же теперь со всем этим делать?
Куда идти молодому сердцу, жаждущему познания себя и мира?
Не дома же сидеть, читая сказки о прекрасных принцах и спящих красавицах!
А для этого (если вам не жалко времени :)), мы поразмышляем об одной сфере нашей жизни, на мой взгляд, очень существенной — это тело и телесность.

Тело и телесность

Эта сфера, как я вижу, является одним из мощнейших факторов, побуждающих молодого человека искать новый опыт вообще, и опыт, связанный с телесным контактом и телесным взаимодействием, в частности.
Начнем с того, что наше тело нуждается не только в физической пище, которая, как известно, переваривается в желудочно-кишечном тракте и питает наши физические ткани.
Тело в неменьшей степени нуждается в ощущениях.
Как бы странно это на первый взгляд не звучало, но ощущения — это тоже пища нашего тела (можно тут конечно, расписать понятие «эфирного тела», расписать чакральную систему, и прочие эзотерические нюансы, но мы пока попробуем обойтись самым простым, повседневным понятийным аппаратом).
У нашего тела, кроме того, что оно является «носителем» нашего «чувствующе-осознающего существа», есть ещё своя собственная жизнь, свой собственный путь.
У личности — свой путь, у тела свой путь.
В чём-то эти пути совпадают, и даже тесно переплетены, а в чем-то не совпадают, и даже совсем расходятся.
А значит, они должны уметь в чем-то друг другу помогать, а в чем-то не мешать.
Должно быть время для личности, когда тело подчиняется личностным программам, обеспечивая их реализацию, и должно быть время для тела, когда личность не мешает телу жить своей жизнью, обеспечивая при этом его безопасность, держа, так сказать, границы на замке…
Как выглядит «время личности»?
В основном это «всё слова, слова, слова»…
Работа, учеба, компьютер, выполнение каких-то чисто механических действий, долгие мотания по городу, метро, магазины, рынки.
Иногда — кино, театр, концерты, где мы сидим в кресле и смотрим, слушаем.
Как выглядит «время тела»?
Это когда тело испытывает различные ощущения, и эти ощущения в данный момент являются основным содержанием этого момента.
Именно через ощущения наше тело познает мир, а личность должна уметь позволять телу получать эти ощущения так, как оно само этого хочет.
Если смотреть чисто формально, то тело испытывает ощущения всегда: сидим ли мы в метро, на работе, за компьютером, общаемся с друзьями или ругаемся с начальством… Даже когда тупо стоим в очереди…
А уж когда мы чего-то не то съели, или выпили…
А если ещё попали в какую-то экстремальную или — не дай Бог — травматическую ситуацию…
Ощущений — масса…
Но это всё не те то…
Не то, потому что для тела это ВЫНУЖДЕННЫЕ ощущения.
Не то, потому что фокус внимания у человека в это время не в теле, а вовне: решение задач, достижение результатов, или, наконец, преодоление последствий тех же экстремальных ситуаций…
Итак — телу нужны ощущения, которые оно получает в своем собственном режиме, когда фокус внимания человека именно в ощущениях.
Что же это за ощущения?
Это самые различные виды прикосновений: когда тело само к чему-то прикасается, причем различными своими частями, а так же когда что-то или кто-то прикасается к нему — тоже самыми различными способами.
Это ощущения, возникающие от самых различных телодвижений, от разных положений тела, от различных поз, в которых оно оказывается.
Это ощущения, связанные с изменениями гравитации, когда тело теряет-возвращает равновесие, когда оно падает в нетравматичном, игровом режиме, когда оно плавает в воде или парит в воздухе…
Это ощущения, связанные с изменениями веса, когда его вес увеличивается или уменьшается (скажем, вы кого-то на руки берёте, и крутите его по всякому-разному, или вас кто-то на руки взял и играет с вашим телом…).
Это ощущения, связанные с температурными изменениями…
Наконец это ощущения «пустотного спектра»: пустота, тишина, разреженность (когда, скажем, сидишь в горах и ощущаешь бескрайние пространства вокруг себя, над собой, под собой…)
Ну, и так далее…
И всё это, повторюсь, в свободном, спонтанном режиме, когда тело само этого хочет и само на это идет.
Когда тело получает эту пищу, оно наполняется радостью.
Может быть, перед всем этим оно захочет отоспаться, да отлежаться в течение целых суток (недели, месяца — в зависимости от того, насколько его личность измотала…)
В чем-то это похоже на то, когда мы физически сыты, только здесь, конечно, всё тоньше…
Это состояние «эфирной сытости» мы знаем как свежесть, лёгкость, наполненность, бодрость (или приятная усталость)… Тело текучее, игривое, пластичное… Мы чувствуем удовлетворенность жизнью…
Это важнейшая составляющая того, что мы называем счастьем.
Что же происходит, когда телу недостаточно пищи? Очевидно, оно голодает.
Точно так же, как оно может испытывать физический голод, оно может испытывать и «голод ощущений».

Голод ощущений

Но проблема в том, что по целому ряду причин, разбирать которые — дело ужасно долгое, этот «голод ощущений» мы, как правило, НЕ ОСОЗНАЕМ.
Не осознаем, потому что у нас неправильно настроено восприятие, «сбит прицел»…
И в результате мы принимаем этот «голод ощущений» не как таковой, а как смутное отсутствие чего-то…
Когда наше тело чувствует физический голод — а это тоже «отсутствие чего-то», — мы точно знаем чего нам не хватает. Тут наше восприятие нормально настроено, прицел не сбит (и то, правда, не всегда, скажем: ходит человек раздраженный, на всех огрызается… И вдруг оказывается, что позавтракать забыл, и всё его раздражение — просто неосознаваемый голод… Покушал — и паинька :))
Когда же тело испытывает «голод ощущений», мы этого уж точно не понимаем, а просто испытываем какую-то апатию, тоску, скуку, неуютную пустоту… Мы говорим, что «на душе кошки скребут», что жизнь «серая»…
А поскольку «прицел сбит», мы не знаем, что же нам в данном случае нужно, и продолжаем маяться… Срываемся на окружающих… А они — на нас, поскольку сами в том же положении…
А голод всё больше и больше… И вот тело, видя, что «хозяин» ему на встречу не идет, на своем собственном, телесном уровне, сканирует пространство и ищет, где бы ему этот голод утолить. И что же оно быстрее всего находит?
Во-первых, курение, которое сразу смещает «точку восприятия» в сферу тела (причем, даже не мешая при этом работе).
Во-вторых, алкоголь, который ещё более сдвигает «точку сборки» в телесность. Может сдвинуть легко — если чисто пивка баночку выпить. А может так глубоко сдвинуть, что ничего кроме неё, телесности, вообще не останется. Вся жизнь — исключительно в ощущениях (главное, только не заснуть на холоде и не провалиться куда-нибудь)…
Ну и в-третьих, конечно же, секс, где фокус внимания тоже весь в теле, в ощущениях (кстати, сигарета, пиво и вино тоже прилагаются практически «по-умолчанию»).
Но в случае с сексом мы имеем ещё один интересный нюанс (так сказать — козырь).
И состоит он в том, что наряду с неосознаваемым «голодом ощущений», в молодом теле сильно работают все инстинкты, данные нам от природы, в том числе — инстинкт размножения. Этот мощнейший инстинкт, как известно, заставляет тело желать и искать сексуального контакта. А в этом контакте, кроме собственно реализации инстинкта, наличествуют ещё и очень интенсивные ощущения…
Круг замыкается: голод плюс инстинкт.
И в результате молодежь буквально летит на секс и всё, что с ним связано.
Если же рассмотреть все эти тяги более пристально, то мы увидим, что довольно большой процент в них занимает не кайф, не инстинкт, а именно «голод ощущений». Ну что делать бедному телу, если только в курении, опьянении, сексе (а также, упаси Бог, ширянии, кумарении и проч.) мы переносим фокус внимания именно в его сферу, а всё остальное время просто эксплуатируем его как инструмент достижения чего-то…
И может быть всё бы было хорошо: много секса, значит, много ощущений, и значит полное удовлетворение «голода ощущений».
Но увы, при всей интенсивности ощущений, секс всё-таки не удовлетворяет этого голода в полноте.

Энергозатраты

Телу нужно больше различных видов и типов ощущений. И секс, при всех возможных разнообразиях (помните анекдоты про люстру и т.п.) всё равно не может обеспечить всего спектра. Тем более, что традиционный секс, когда становится регулярным (в смысле: когда образуется постоянная пара), довольно быстро теряет то разнообразие и многообразие, что у него были в начале отношений.
А самое печальное, что секс сам по себе требует большой энергии.
Утоляя «голод ощущений», тело теряет слишком много своей жизненности (особенно, мужское тело — помните общие положения Дао Любви и прочих восточных учений).
То есть, секс (в том числе даже и тантрический) является для тела слишком дорогим, слишком затратным способом восполнения «голода ощущений» (а тантрический секс, в его современном варианте — так вообще чуть ли не всю энергию сжигает)…
Только, пожалуйста, не подумайте, что я выступаю против секса. Совсем нет. Я просто рассматриваю ещё одну сторону этого явления, которая выглядит именно так. Скажем, если рассматривать все наши любимые развлечения (видео, компьютер, музыку и т.д.) с точки зрения энергозатрат, которые они производят (износ оборудования на электростанциях, урон экологии, который эти электростанции наносят, недостаточное финансирование РАО ЕЭС и проч.) — может показаться что мы против развлечений, ведь именно они составляют львиную долю потребления электроэнергии…
И мы хорошо знаем, что происходит, когда уровень потребления энергии превышает имеющиеся мощности. Скажем, захотели вы устроить дома крутейшую вечеринку: достали мощный усилитель, навороченную цветомузыку, крутые колонки и т.д. Врубаете всё это на полную мощность и — бац — пробки вылетают. Всё гаснет и смолкает…
Так и у нас: когда личность слишком уж увлекается сексом, тело в какой-то момент начинает «вырубаться»: сначала исчезает страстное желание, потом исчезает просто желание, потом — если личность пытается это желание искусственно стимулировать — исчезает потенция…
Если же личность в ответ на это пускает в действие виагру — то исчезает здоровье…
Но даже если секс у нас регулярен, гармоничен, без излишеств, он всё-таки, как мы уже говорили, проблему «голода ощущений» во всей её полноте не решает (как не решают его и курение, алкоголь, наркотики)…
И, резюмируя всё вышесказанное, мы можем увидеть, что корни многих наших жизненных чаяний и устремлений, а так же проблем, конфликтов, неудач — именно в этом самом «голоде ощущений», а не в каких-то абстрактных (умственных или эмоциональных) сферах…
А значит, решая наши проблемы только в этих сферах, без учета тела, мы их скорее всего не решим!
Может быть, увидев всё это, и в тантре необходимость отпадет…
Может быть, увидев всё это, мы перестанем тратить основное время жизни на поиск «идеального партнера», бой-гёрл-френда, жениха, невесты, а потом — любовника, любовницы…
Может быть, увидев всё это, мы, наконец, поймем причины наших пагубных привычек, от которых уж давным-давно хотим избавиться, а всё никак…
Может быть, увидев все это, мы обнаружим, что большой спектр проблем, связанных со здоровьем, тоже имеет своей причиной не пресловутый «дефицит витаминов и микроэлементов», о котором нам все уши прожужжали, а как раз-таки «дефицит ощущений» (читай: «дефицит внимания, нежности, тепла, энергии»)…
Так как же восполнить этот «голод ощущений» нашего тела?
Во-первых, очевидно, этот голод надо увидеть. Надо увидеть, есть ли он на самом деле, и если это так, то как он проявляется в нашем конкретном случае…
Ну и попытаться как-то посмотреть на жизнь под этим новым углом, может быть, переосмыслить что-то…

Как кормить тело ощущениями

Когда я в своё время это увидел и пересмотрел свою жизнь, то я пришел к тому, что необходим некий регулярный творческий процесс, в котором бы тело могло восполнять этот голод, получать необходимую ему пищу (при том, что сексуальная сфера, конечно же, тоже должна быть гармонично выстроена — без этого никуда…)
И тут большое значение имеют самые различные формы жизни и деятельности, которые так или иначе ориентированы на тело.
Что мы можем получить от повседневного социума?
Физкультура (только, Боже упаси, — не спорт, в котором тело буквально насилуется), дискотека (но желательно та, где звучит музыка, дающая не только ритм, но и какое-то эстетическое пространство — ах, как же таких мало…), медицинский массаж (только не тот, где вас сходу, без разогрева, так «замесят», что потом тело стонет и ноет, или наоборот — чуть погладят и всё), баня (только не та, где народу — не протолкнуться)… Не так много…
Но самое главное, чтобы «голод ощущений» реально утолялся, нужно чтобы всё пространство было на это как-то сориентировано, — а во всех названных процессах этого нет.
Даже когда мы катаемся на коньках или на лыжах, плаваем в бассейне или играем в теннис, главное для нас, чаще всего, не тело со всем спектром ощущений, а окружающая тусовка: мы знакомимся, общаемся, производим впечатление своей спортивной формой, своими навыками и т.д.
Тем более — дискотека! Там у нас столько имиджевости, саморисовки, выпендрежа, желания понравиться — что, не смотря на обилие спонтанного танцевального движения, фокус внимания не в теле, оно всё равно работает на личность с её желаниями и амбициями…
В общественной бане тоже масса деталей, которые не дают в полноте отдаться телесным ощущениям, побыть с телом: досужие разговоры с плоскими шутками, скученность и т.д.
Да плюс неизбежное сопровождение всех этих тусовок — табак, алкоголь, и прочие стимуляторы, которые, во-первых, разрушают все тонкие психоэнергетические процессы, в а во-вторых, элементарно отравляют тело, заставляют его тратить огромную энергию на нейтрализацию токсического фона…
В медицинском массаже «алкогольной составляющей» обычно нет, но в медицине вообще всё направлено на то, чтобы бороться с телом. Считается, что медицина борется с болезнью, но болезнь (если это не травма) — это следствие того, что происходит в ментально-эмоциональной сфере человека, это просто реакция тела на что-то более глубокое. И борясь напрямую с этой реакцией, медицина просто напросто «затыкает телу рот», подавляет его. К великой печали, современная медицина, по большей части — просто «репрессивный аппарат», призванный держать «рабов» в молчании и повиновении.
Что мы имеем ещё? Мы имеем различные йогические практики, а так же восточные единоборства. И если там нет того самого «тлетворного духа» продвинутости, о котором я уже достаточно много сказал, то эти практики вполне решают эту задачу. Диапазон ощущений там очень большой.
И во многом всё зависит от того мастера, от того тренера, который данную практику ведет. Если он не следит за тем, как в среде его учеников или последователей образуется важность, продвинутость, клановость, то последние — подобно сорнякам в саду — быстро заполоняют пространство. И тогда вся эта практика перестает быть жизнедательной, а только ещё более усложняет и утяжеляет человека.
А чтобы это видеть, понимать и нейтрализовать, тренер должен быть на это всерьез сориентирован и прежде всего должен уметь видеть всё это в самом себе. И должен понимать, что, повторюсь, подобно сорнякам, эти негативные тенденции неизбежно будут, и глупо надеяться на то, что эта практика сама по себе ну такая чистая, такая «божественная», что, практикуя её ничего негативного в людях не возникнет… Возникнет…
Далее мы имеем психологические направления, которые непосредственно ориентированы на тело. Те направления, что относятся к гуманистической психологии, в основном все связаны с телом (даже когда просто стоишь в какой-нибудь роли в психодраме или в расстановке — так масса интереснейших ощущений в теле).
Есть в гуманистической психологии направление, которое даже так и называется — «телесно-ориентированная психотерапия» (кстати, направление, глубоко мной любимое, уважаемое и до сих пор прилежно изучаемое :))
Слава Богу, с «продвинутостью» в психологической среде полегче, но это не значит, что не нужно быть очень осторожным и разборчивым: некомпетентности, нечуткости, формализма среди профессиональных психологов немало. А так же очень немало там людей, так сказать, с проблемами. Порой, глядя на такого психолога невольно возникает мысль, что ему первому нужна психотерапия.
А вот насчет йоги, мне кажется, что наличие диплома или сертификата совершенно ни о чем не говорит. Научить можно только технике, каким-то специфическим телодвижениям, а йога по сути своей — это всё-таки, нечто иное. Тут, на мой взгляд, нужно просто смотреть на человека и видеть — созвучен он вам или нет.
Если у вас есть какой-то свой позитивный или негативный опыт участия в каких-то группах, семинарах, тренингах, буду вам благодарен, если вы им поделитесь.

http://hippy.ru
журнал «ВМЕСТЕ» номер 5

Страницы Алексея Галкина:
http://www.freezia.ru/galkin.htm
http://www.alg-massage.ru/info.htm