Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

Илья Беляев. Острие кунты. Путь русского мистика. Глава 1 — 14.

Эту книгу я прочитала в прошлом году. Прочитала странным образом — сначала печальный конец, а потом уже всё остальное. В результате весь текст для меня оказался окрашен привкусом глубокой трагедии. Вот что я писала в это время:

Беляев И. «Тоша. Русский Будда». Путь русского мистика.
История питерского парня, который в 80-м году вышел за пределы нашей плоской чёрно-белой обусловленной реальности. И вывел свою группу. И проиграл…
Прочитала книгу за день. Впечатление сильнейшее. В последний раз мне настолько было интересно, когда я читала Кастанеду. Жаль, что всё так плохо кончилось… Следующий день ходила с ощущением, что всю ночь плакала. Что случилась какая-то трагедия, касающаяся меня лично. До сих пор что-то стоит то ли в горле, то ли в глазах, то ли в сердце…
Вообще, когда читала эту книгу, мне казалось, что всё происходит со мной. По крайней мере, это могло произойти с любым из нас… Ну не с любым… но из НАС.

Далеко не на всех текст произвёл столь трагическое впечатление. Прочитавшие по моей рекомендации книгу потом удивлялись — что такого грустного в этой истории? В какой-то степени посмертный оптимизм смягчает удар. Сам автор определяет жанр книги как «духовный триллер». Если вас не охватит, как меня, глубокая печаль при прочтении этой книги, то в общем, даже неплохо.

Текст найти тогда в интернете не удалось. Довольно скоро он нашёлся через третьи руки, но под обещание не распространять его в сети. Вот так я и сидела как собака на сене. Вышла книга в мае 2002, тираж уже кончился и нет возможности порекомендовать людям просто купить книгу. Спрашивали про неё в «Белых облаках» — продавец сказал «что-то все её спрашивают, за сегодня вы уже третьи?»
Эта книга стала событием для меня. Сейчас перечитываю её вновь, нахожу много нового и разных незамеченных тонкостей.

Мои усилия наконец увенчались успехом — мне удалось уговорить Илью Беляева разрешить публикацию книги про Тошу в Интернете — в библиотеке Мошкова и у нас на www.ark.ru.

Вскоре книга выйдет под авторским названием «Острие кунты. Путь русского мистика» в издательстве «Профит Стайл» (Москва).

Сайт, посвящённый кунта-йоге: kunta.narod.ru/, он создан и поддерживается одним из ближайших учеником Тоши — Джоном.

Ольга Арефьева

(далее…)

Илья Беляев. Пространство сознания. Опыт практики. Часть 2.

23. Смотреть в суть

Мы будем смотреть фильм этой и остальных жизней до тех пор, пока нам не надоест. Тогда мы или переключим канал или выключим телевизор. Это будет означать, что мы наигрались. Игра стала возможной, когда источник ограничил себя и разделился в себе — таким образом, появились мы и все остальные. Мы как будто идем вперед по ступеням эволюции, но, на самом деле, возвращаемся назад — туда, откуда мы вышли, к источнику, который стоит и в начале, и в конце творения. «Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний». (далее…)

Илья Беляев. Пространство сознания. Опыт практики. Часть 1.

«Довольствуйся тем, что приходит само, без усилий».
Риши ВасиштхаЯ, играющий бесчисленными вселенными,
приглашаю тебя к игре. Правил в игре два:
сохраняй гармонию частей
и получай удовольствие от происходящего

Все ситуации — это одна ситуация. Все люди — это один человек. Прошлое, будущее и настоящее — одно и то же. Все состояния сознания — одно состояние. Боль и наслаждение не отличаются друг от друга. Не существует ни истины, ни заблуждения. Нет ни кармы, ни судьбы, ни рабства, ни освобождения. Нет никакой разницы между жизнью и смертью. Всё многообразие внутреннего и внешнего — это одна вещь. Абсолютно всё является лишь этой одной вещью. Она кажется несуществующей, но в ней заключен потенциал, становление и гибель всего сущего. Нет никого, кто мог бы постичь ее. Нет никого, кто не обладал бы ею во всей полноте. Можно сказать, что этой вещи нет. Можно сказать, что нет ничего, кроме нее. Слова не имеют значения. Пытаясь выразить невыразимое, мы искажаем его суть. Поэтому можно говорить, но лучше молчать. Люди рождаются в мир для того, чтобы исчерпать бытие и уйти в свет. Не понимая этого, они блуждают во тьме лабиринта жизни. Натыкаясь на углы, они просят огня. Когда огонь загорается, они отшатываются от него и вновь погружаются во мрак. Те немногие, что вышли из лабиринта, не вернутся назад. Они оставили знаки, указующие путь к выходу, но люди забыли, что эти знаки означают. Вместо того чтобы идти в указанном направлении, они обступили знаки и поклоняются им. Однако появляется все больше тех, кто интуитивно чувствует, куда нужно идти. Они идут сами и зовут за собой других. Ослепшие во мраке люди прислушиваются к их голосам. Услышавшие зов начинают идти в указанном направлении. Когда лабиринт опустеет, он разрушится. Игра будет закончена. Аум. (далее…)

Илья Беляев. Свобода быть.

Все мы постоянно чувствуем зов. И стоит повседневности немного отступить, будь то ночью под звездами, или в крайней усталости на полке вагона, или при звуках величественной музыки гения — ощущение зова становится очень громким и ярким. Для тех, с кем подобное происходит уже каждый день — эти книги. Для кого набитый денежными бумажками карман перестал быть предметом вожделения не одну смерть назад; тех, кого ощущение пути сопровождает всегда и везде — эти тексты.
Имя Ильи Беляева вошло в мою жизнь 10 лет назад, когда появилась удивительная книга, сначала под неподходящим издательским названием «Тоша. Русский будда», затем обретшая авторское имя «Острие Кунты. Путь русского мистика».
Повествование про Тошу до сих пор осталось для меня одним из сильнейших после Кастанеды впечатлений. Так как автор живет среди нас, а не в далеких пустынях Мексики, знакомство было почти неминуемо. Я очень заинтересовалась им и при встрече увидела спокойного, красивого и живого человека с пробивающейся в бороде сединой, который открыто и подробно отвечал на мои многочисленные вопросы, не жалея времени и энергии на разговор. И так не только со мной, но и с каждым, кто расспрашивает его о книге, о его пути, о пути вообще. Илья вообще достойно держится под натиском читательско-искательского внимания, которое обрушилось на него после публикации невероятной, но реальной истории его молодости. Естественен интерес — что же происходит дальше с членами тошиной группы и самим Ильей Беляевым? Тоша, как мы знаем из книги, трагически, но закономерно умер еще в те времена. Оставшиеся судьбы пошли какая куда.
Илья в 2006 написал следующую книгу «Пространство сознания» — текст есть здесь (Часть 1, Часть 2).
Он рассказал мне (и продолжает рассказывать другим, так что это не секрет), что мечтает и намеревается найти путь к освобождению в течение одной жизни. И верит, что тот существует. Индийские учителя, к которым приводили его поиски, рассказали много полезного для европейского человека, даже пока еще живущего заботами сегодняшней цивилизации. Все это изложено в произведениях Ильи. Надо заметить, что учителя вовсе не жаждут раскрывать свои секреты первому попавшемуся европейцу. По их мнению, надо родиться в Индии для того, чтобы быть достойным принять тайны пути и практики. Но штука в том, что молодые индусы не особо спешат к учителям за знанием. У них много других соблазнов. Зато среди европейцев появилась прослойка серьезных искателей, которые действительно готовы потратить жизнь на то, чтобы понять этот мир. Которые наигрались с цветными огнями, войнами и деньгами, любовными и смертельными историями, и всерьез хотят выйти с этого уровня на новую ступень. И хоть завоевать доверие учителя для европейца непросто, кому-то это все же удается.
Сейчас вышла третья книга этого автора. С удовольствием рекомендую ее вам. Илью Беляева хочется читать и перечитывать, и часто вслух (что я и делаю). Таким образом я обрела еще одного друга, которому не обязательно быть рядом, чтобы поддерживать меня и разделять со мной радости и трудности познания.
Речь этих книг гармонична и грамотна, мысль спокойна, точна и взвешена. Текст красив той же красотой, что и автор — избавлен от украшательства, экзальтации и любой нью-эйджевой попсовой эзотеричности. Эти книги — не на продажу и не для пускания пыли в глаза. Эта литература — путеводитель, написанный человеком, который прошел на несколько шагов дальше, чем читатель. Она рассказывает об учителях — тех, кто еще более впереди, и о том, какой обзор открывается с их места в жизни. Многого мы не видим со своей точки мироздания, но можем услышать и прочитать об этом. И если сумеем — можем изменить этим себя. Без пафоса, волшебства и магических дымов. Просто, серьезно и глубоко.
Это важные книги. Можно сказать, они обобщают и приводят к простому сухому остатку всю мыслимую эзотерику. Тот, кто читает книги не ради услаждения ума жареным, острым и горячим, а ради понимания мира в себе и себя в мире, — лучший читатель для произведений этого автора.
Скачать новую и предыдущие книги Ильи Беляева можно на сайте автора в разделе «книги».

Ольга Арефьева

(далее…)

Рудольф Штайнер. Хроника Акаши (дайджест)

Книга Рудольфа Штайнера «Хроника Акаши» читается и с трудом — и на одном дыхании. Материал сложен, но захватывает. Текст настолько интересен, что им хочется делиться. В нем есть то, чего так не хватает и научному, и религиозному описанию мира: взгляд с точки, где между ними нет противоречия.
Сразу оговорюсь, что с одной стороны, наследие Штайнера сейчас в цивилизованном мире более чем уважаемо — не только теоретически, но и деятельно, практически. У него очень много последователей и продолжателей. Помимо духовных прозрений он оставил практические системы воспитания детей и обучения искусствам, которыми люди успешно пользуются. Эвритмические академии готовят специалистов с высшим образованием. Отлично функционируют в России (и тем более — в Европе) вальдорфские школы. В них над детьми не производится типичного «педагогического» насилия, а обучение лишено формализма и начетничества. По его системе в ребенке в первую очередь развивают творческие способности и умение самостоятельно мыслить.
Я не уверена, что все работающие «по Штайнеру» педагоги прочли 354 тома его наследия, это трудно представить и сложно выполнить. Однако он жив в делах последователей.
При этом поискав критику Штайнера — я нашла ее, и очень злобную. Догматически настроенные и фанатичные религиозные борцы с инакомыслием обвиняют его чуть ли не в сатанизме. Впрочем, его ненавидели и нацисты, и лично Гитлер.
«Мало кто из современников относился к Штайнеру безразлично. Он оказывал сильное и чрезвычайно поляризующее воздействие. Круг его слушателей делился как минимум на приверженцев и противников».
Он и впрямь был религиозным реформатором и вольнодумцем. Хотя «он вовсе не походил на бунтовщика: невысокий, тихий, серьезный и аскетичный философ, трудолюбивый ученый, увлеченный немецким идеализмом.»
Штайнер пишет: «Антропософ — это тот, кто ощущает определённые вопросы о природе человеческого существа и Вселенной как существенную жизненную потребность — так же как люди испытывают голод и жажду.»
Описываемое Штайнером сотворение мира и человека настолько ярко и впечатляюще, что никуда не деться от вопроса: откуда эти знания? Что это за источник? Судя по его утверждениям и литературе о нем, автор получал знания не только от живых учителей, но и путем непоредственного духовного созерцания. Мало того, Штайнер был убежден, что «через свободно выбранные, не нарушающие морали методы тренировки и упражнения в медитации каждый может развить в себе способность к восприятию духовного мира, включая высшую природу самого себя и других».

Я изрядно повозилась, пытаясь свести описанное в книге к краткому реферату-схеме. Содержание здесь рассказано словами Штайнера, но в очень сокращенном и упрощенном виде. Надеюсь, книгу вы прочитаете тоже, уж очень интересна тема.
Общий вывод из нее: мы все — и люди, и ангелы, и растения, и минералы — части и участники одной огромной и многоступенчатой работы по совершенствованию материи и развитию духа.

Вот здесь обсуждение этого выпуска читателями моего блога.

Ольга Арефьева

(далее…)

Нил Доналд Уолш. Беседы с Богом.

С моей внутренней защитой от навязчивой рекламы я успешно проскочила мимо книги Уолша «Беседы с Богом», когда она вышла. Слишком часто ее везде цитировали, да и медвежью услугу оказали фанатские видеоролики, где под нью-эйджевую музыку и сладкие пейзажи всплывали цитаты из книги, начертанные безвкусными шрифтами. Но вот ажиотаж поутих, а первый том попался в спокойной обстановке. И мне понравилось! (далее…)

Евгений Головин. Приближение к Снежной королеве (отрывок)

Мое знакомство с этим автором произошло необычным образом. Я одна из немногих, кто разжигая печь или костер, не могут удержаться от того, чтобы не почитать растопку. Так я в разных ситуациях встречалась и со старыми советскими (очень хорошими!) журналами и с дурацкими книжками без начала и конца, и со своими стихами и записками прошлых лет. И вот несколько лет назад разжигая костер на Утрише, автоматически заглядываю в неизвестно откуда взявшуюся газету (кажется, или от соседей, или от прежних обитателей стоянки) — и нахожу потрясающий текст. Имя автора оторвано. Я читала его про себя и вслух. И сохранила этот листок. И лишь через несколько лет, когда нашла его при разборе бумаг — догадалась набрать строчки из него в поисковике.
И вот что неожиданно узнала: оказывается, автор только что умер. И он — известнейшая личность, про которую мне доводилось не раз слышать, — Евгений Головин. Но, как часто бывает, слышать — слышишь, а чтобы ознакомиться серьезно — нужно какое-то стечение обстоятельств. Чтобы книга попала в руки, или вот так — чтобы захотелось выйти на след, найти, откуда пришел заинтересовавший текст.
А ведь был Головин личностью, похоже, совершенно выдающейся.
Почитайте, что о нем пишут его друзья.
Они сами люди непростые: Александр Дугин, Юрий Мамлеев, Гейдар Джемаль, А.Ф.Скляр, Сергей Жигалкин. Дальше мы выходим на сложную тему их отношений с эзотерикой и политикой, неоднозначные идеи кого-то из этих людей. Так как я не специалист, пропустим обсуждение споров. Надо слишком много потратить времени для того, чтобы в этом всем разобраться. А я сейчас хочу говорить о литературе, о прекрасном в высшем смысле слова.
Я собрала с сайта, посвященного покойному Головину, ряд его статей, читала вечерами вслух. Идеи его могут быть близки или нет, но талант, искра — ярчайшие. Чем-то мне его язык напоминает песни Сергея Калугина. Вернее, наоборот: если спросить, то скорее всего окажется, что Калугин вдохновлялся Головиным. А может это такой тип творца — мистика, искателя, романтика, алхимика, безжалостного к себе путешественника к великой истине — пусть ценой жизни.
Сайт писателя.
Читать оттуда все. Собрать на букридер — и брать с собой: настанет момент, когда повседневная суета отступит, и захочется беседы о вечном и о красоте.

Ольга Арефьева

(далее…)

Омраам Микаэль Айванхов. Любовь и сексуальность (дайджест)

Вот тут толковали о любви. Продолжим тему.

Долго пролежала у меня эта книжка, несколько лет. Но вот наконец собралась прочитать — и не пожалела. Собственно, это не монография, а запись учения, которое передавалось устно, в виде многочисленных лекций.
Болгарский философ, педагог, духовный учитель, алхимик и астролог Омраам Микаэль Айванхов прожил большую часть жизни во Франции. Он провел за свою жизнь более 5000 лекций, записи которых собраны в многотомном наследии. Это разговоры с аудиторией — живая неторопливая речь, максимально простой язык, показательные жизненные примеры.
Эта книга собрала то, что учитель когда-либо говорил о любви и сексуальности.
Тема взрывоопасная, накрутившая на себя огромное количество религиозных запретов, табу, романтического превозношения, непомерно раздутого интереса к физиологической стороне. И почти неизбежный опыт краха, который сопровождает слишком вольное обращение с субстанцией любви.
Почему-то любовь, которая начинается как прекрасная сказка, часто кончается отвращением и ненавистью? Запретен ли секс? Высоко или низко сексуальное чувство? Как любовь и сексуальность соотносится с духовной силой человека и его развитием?

Текст есть во многих местах, например, здесь и здесь

Далее — некий дайджест: собранные мной цитаты, которые я выстроила так, чтобы получился связный рассказ. Если у вас нет времени, чтобы сейчас прочитать книгу целиком — вы можете получить представление о ней по этому краткому изложению. Собирая его, я заново перечитала многие страницы книги, горячо со многим согласна. И чувствую, что к этой книге стоит возвращаться не один раз.

Ольга Арефьева

(далее…)

Герман Гессе. Степной волк (отрывок)

Прочитала роман Гессе «Степной волк» с совершенно новым удовольствием и пониманием. Оказывается, я его в юности забросила и недочитала. Да и вообще, на хрестоматийные книги стоит периодически взглядывать заново, в новом возрасте и новом состоянии духа. Некоторые куски читала вслух, и пришла к выводу, что это крайне актуально как раз сейчас, в размышлениях о музыке, как метафоре жизни. Советую и вам прочитать или перечитать, получить удовольствие от слога и мысли. А если текст еще и попадет в резонанс внутренним вопросам — совсем хорошо.
Текст есть здесь.
Вот выдержки, которые надо вслух.

Ольга Арефьева

(далее…)

Сюй-Юнь. Порожнее облако (отрывок)

Сюй-Юнь. Порожнее облако.
Автобиография китайского учителя чань Сюй-Юня.
Перевод с английского И.А. Ковина.

Эта книга вроде бы не обладает выдающимися литературными достоинствами. Но прочтение книги оставляет огромное впечатление.
Она написана лоскутно, разные части созданы и записаны разными людьми в разное время.
Основная часть — это краткий и сдержанный дневник современного святого, совсем недавно жившего мастера Сюй-Юня (Порожнее Облако).
Он прожил 120 лет и умер в 1959 году.
Остальное — комментарии составителей книги и записанные отрывки лекций и наставлений Мастера.
Текст повествует о событиях достаточно экстраординарных, пусть изложенных скромно и буднично. Жизнь мастера, полная трудностей и опасностей, которые бы не выдержал никакой человек, вдохновляет своей безыскусной и беззаветной прямотой и ясностью служения, иногда граничащей с безрассудством и пренебрежением своей жизнью и здоровьем.
Мы привыкли читать притчи и полулегендарные описания жизней святых далекого прошлого. Уже не знаешь, где в них правда, а где сказка. Соответственно, воспринимаешь несколько опосредованно, как легенду или притчу. Здесь впечатляет близость и конкретность жизни человека в очень ощутимых реалиях. Трудно не поверить — вот оно, живое и настоящее. Поэтому остается такой долгий и глубокий след.
Еще одна черта книги: она благочестива в самом лучшем смысле слова. Это чтение, которое оказывает преображающее влияние на читающего. Ведь мы легко перенимаем тонкие вибрации разных впечатлений. И после иной книги становимся раздраженными и нервными, после иной агрессивными и себялюбивыми. После этой книги остается длительный вкус молчания и чистоты. Поэтому я настоятельно рекомендую ее. Я получила истинное удовольствие, но не только его. Нечто тихое и неуловимое, но очень глубокое.

Итак: книга «Сюй-Юнь. Порожнее облако».
Здесь можно читать онлайн
А здесь — скачать

И, кстати, очень скоро, читая в дороге для развлечения книжку Марины Москвиной «Мусорная корзина для алмазной сутры», я вдруг обнаружила знакомые интонации и обороты. Каково же было мое удивление, когда я на последней странице прочитала благодарность мастеру Сюй-Юню! А я-то думала, что книга о нем редка и малодоступна.
Ну что ж, заодно тогда порекомендую вам в качестве досуга и Москвину. Ее читать легко, она пишет с этаким блоггерским (это моя личная ассоциация) юморком, запросто смешивает реальность и фантастику, приписывая своим престарелым родственникам качества просветленных буддистов. Книга не может, разумеется, тягаться с высоким духом и хорошим вкусом Порожнего Облака, но в целом очень даже позитивно.
Москвина тут

Еще, оказывается, существует 20-серийный художественный фильм о Сюй Юне (я не видела, но посмотрите, если будет желание).
Консультантами фильма выступили известные буддийские монахи. Фильм снят по заказу Всекитайской ассоциации буддизма КНР в 2007 году.

Ольга Арефьева

(далее…)

Экхарт Толле. Новая Земля (отрывки)

Когда я открыла книгу Экхарта Толле «Новая земля», я не могла удержаться от того, чтобы не начать читать ее первые главы вслух. Настолько каждое слово в точку, настолько ясно и прямо излагаются самые корни проблем, которые сейчас всех волнуют! Дискуссии постоянно вспыхивают и в личных разговорах, и по интернету — чуть зацепляется тема религии, наших двойственных взаимоотношений с собственной природой, которая влечет нас и к высшему и к низшему, источника войн, причин нашего ежедневного коллективного абсурда и разрушительных отношений с друг другом, природой и животными.
Человек меняется, и сейчас время больших контрастов. Новое в нас и вокруг набирает силу. Косные и реакционные силы активизируются в преддверии того, что прежний мир рухнет, не только снаружи — внутри нас.
Мы становимся более проницательными относительно способов, которыми нас захватывает иллюзия, внимательны к проявлениям эго, ведь они ведут к непрекращающемуся конфликту, поиску врагов и ненасытности в обладании.
Эго живет в нас и постоянно хочет подкормки. Но мое настоящее я — это не эго. Вот что надо понять, прочитав книгу.
Вот граница между новым уровнем, на который переходит человечество — и прежним, изжившим себя способом существовать: спать наяву, обманывать себя и разрушать окружающее.
Я собрала что-то вроде статьи из первой части книги. Получился такой краткий манифест. Но читать лучше всю книгу, ведь я не изложила подробности — как именно работать над собой, за чем именно в себе следить. Ведь изменение мира начинается с себя.

Все книги этого автора здесь
Клуб последователей Экхарта Толле в России (ничего о нем не знаю, но приятно, что он существует и функционирует).

Ольга Арефьева

(далее…)

Георгий Гурджиев. Рассказы Вельзевула своему внуку (отрывок)

Эта книга более чем в тысячу страниц словно специально создана, чтобы ее никто не прочитал. По крайней мере, первая глава невыносима, длинна, бессмысленна и написана лишь для того, чтобы покупатель, открывший книгу в магазине, немедленно сдал ее обратно книготорговцу. Я искренне советую вам пропустить эту главу и вернуться к ней, лишь когда (и если) вы уже дойдете до конца этого по-своему замечательного текста. И поймете, собственно, что труд всей жизни автора не напрасен. Он писал эту полную юмора и усмешки историю несколько лет, лежа в постели после тяжелейшей аварии, растеряв учеников, оставленный друзьями, пережив крушение своей школы и потерю всего, чем жил и дорожил. Но ему было не впервой терять — шло время войн и революций, разрушение всего привычного и материального. И ему было не впервой «совать палку в осиное гнездо» — отсюда эпатирующее название книги. И как раз это время наибольших потерь и вынужденной бездвижности стало для него крайне плодотворным в плане фиксации своего творчества и идей. Пусть в такой вот закодированно-юмористическо-фантастической форме.
«Все и вся, или Рассказы Вельзевула своему внуку», «Встречи с замечательными людьми» и «Жизнь реальна только тогда, когда Я есть» — вот книги, созданные им в этот период.
А до того он писателем вовсе не был и не собирался. В это же время совместно с композитором Томасом Де Гартманом он создал 150 специальных произведений для фортепиано — под них до сих пор исполняют гурджиевские танцы.
Но вернемся к книге. Вся она — беседа деда по имени Вельзевул со своим внуком Хусейном на борту транспространственнного корабля. Престарелый, проведший большую часть жизни в изгнании за ошибки молодости и давно прощенный, Вельзевул возвращается в центр Вселенной. За время изгнания его авторитет и влияние не только не уменьшились, но напротив, благодаря знаниям и опыту, полученному в необычных условиях, очень увеличились. У деда и внука в полете есть время для благочестивых бесед и неторопливого пересказа истории системы Орс — она же Солнечная — долгие годы бывшей местом изгнания Вельзевула.
Вельзевул искренне и до слез переживает о судьбе землян, которых на протяжении всей книги именует не иначе как «злосчастные трехмозговые существа, плодящиеся на полюбившейся тебе планете». Воздух и еду он именует первой и второй бытийной пищей. И историю Земли прослеживает со времен, когда людей там еще не было.
Итак, в изложении Гурджиева, на стадии сгущения Солнечной системы «в результате ошибочных расчетов некоего Священного Индивидуума, занимавшегося делами Миро-творчества и Миро-поддержания… планета Земля и комета «Кондур» столкнулись, и столкновение было таким сильным, что от этого удара от планеты Земля отломились два больших осколка и улетели в пространство.»
Эта катастрофа грозила нарушить равновесие всего мироздания.
Дальше следует логически довольно сложный пассаж, изложенный моими словами, он выглядит так. На планете своим чередом возникла жизнь, и скоро (по космическим меркам) возникли разумные существа, в то время имевшие такие же возможности для совершенствования разума, как и все существа Вселенной. Кроме небольшого нюанса: производимая ими энергия должна была поддерживать отколовшиеся куски планеты Земля (Луну и Анулис) от падения и защищать Мироздание от еще большей космической катастрофы. Но высочайшая комиссия по руководством Архангела Сакаки встревожилась, как бы обретшие разум обитатели Земли не поняли этого раньше времени и не уничтожили себя из принципа. Чтобы этого не случилось, комиссия приняла решение перестраховаться и вырастила у основания хвоста наших предков (который тогда был) особый орган — кундабуфер, впоследствии, увы, ставший причиной многих несчастий. Действие его состояло в том, чтобы, во-первых, существа воспринимали реальность шиворот-навыворот и, во-вторых, чтобы каждое повторное впечатление извне вызывало у них удовольствие.
Очень скоро стало ясно, что ситуация стабилизировалась, Луна больше не упадет на Землю, и в третий приезд высочайшей Комиссии кундабуфер был уничтожен. Но, увы, остались последствия, кристаллизующиеся в психее «злосчастных трехмозговых» обитателей планеты.
И далее Гурджиевым подробно и захватывающе излагается история Земли глазами высших существ, которые пытаются и не могут помочь людям преодолеть ненормальности их существования. История Атлантиды, истории роста и гибели духовных школ, жизни святых, описания возникновения войн и уничтожения цивилизаций.
Отдельная поучительная тема — кто такие хуснамусские существа и как получается, что они обрекают себя на вечную жизнь, и при этом вечные муки. Вовсе не такая простая картинка, как ад и рай.
Более чем оригинальный взгляд на возникновение обезьян (впрочем, Блаватская пишет о подобном).
Описание устройств космических кораблей. Описание жителей других планет Солнечной системы.
Рассказ о космических законах («Гептапарапаршинох» и священный «Триамазикамно»), по которым функционирует Вселенная.
Интереснейшая глава, объясняющая, как с целью обезвреживания Геропаса (времени) НАШИМ ТВОРЦОМ (автор всегда пишет так вот — заглавными буквами) был изменен основной священный закон Триамазикамно, и как это привело к появлению мира.

Информация, излагаемая Гурджиевым, настолько ярка, неожиданна и фантастична, что очень хотелось бы каких-то объяснений.
Я искала в интернете сравнительный анализ, жаркую полемику, ожидала встретить уничтожительную религиозную критику, педантичное научное сопоставление с другими источниками.
Но нашла только бесконечные перепосты одних и тех же рекламных строчек, не говорящих решительно ни о чем.
Нашла биографии Гурджиева в стиле авантюрных похождений Остапа Бендера, акцентирующие лишь его необычное поведение, но не замечающие духовную работу и не анализирующие наследие.
Я знакома с трудами его ученика Петра Демьяновича Успенского, нравятся, но в них, если честно, нахожу мало общего с книгами самого Гурджиева.
Нашла сайты последователей, для которых мастер — вне критики, любое его слово и действие достойны лишь поклонения. И такое читать неинтересно.
И конечно систематически натыкалась на статейки парапсихологов и гуру, которые явно не дали себя труда почитать книги мастера, но хотят пользоваться его авторитетом. На голубом глазу они ссылаются на его имя в смелых утверждениях, что кундабуфер находится то в основании позвоночника, то в перегородке между полушариями мозга — игнорируя факт, что в самой книге примерно сто раз сказано, что кундабуфер уничтожен еще в ту пору, когда у обитателей планеты были хвосты. Да и вообще, был ли кундабуфер, или это очередная выдумка учителя — шутника и мистификатора? Что в этой книге вообще выдумка и фантастика, а что — ценная информация? Ответа нет.
По крайней мере, живыми на этом фоне показались отзывы пользователей интернета «книга скучная, информация размазана на 1000 страниц, три раза хотелось выкинуть» или «зачем столько непонятных терминов»?

Вспоминается частушка

В филармонии была,
Слушала Бетховена —
Только время потеряла:
Страшная хреновина!

Итак, Гурджиев был и остался загадочным человеком. Он не дал простых рецептов и не оставил закристаллизовавшегося учения. Он лишь остался примером спонтанности и тотальности, заставляя учеников быть внимательными к себе и не давая выработать никаких повторяемых ритуалов и догм. Его миссию с одинаковым успехом можно считать и провалившейся, и реализованной. Ибо всегда среди множества искателей встречаются лишь единицы таких, кто не стремится бездумно идти чужой колеей. Духовный путь требует живости и внимательности, бескомпромиссности и легкости, он каждым человеком проходится абсолютно заново. Невозможно зафиксировать истину, можно лишь указать на нее. Истина настолько больше любых слов, насколько Луна больше указывающего на нее пальца, насколько бесконечная тайна больше наклеенного на нее ярлыка. Поэтому книги Гурджиева надо читать и серьезно, и с юмором. Пусть вас не напугает его занудство и многословие, пусть не оттолкнут незнакомые термины, которые он самолично выдумал на основе корней из разных языков — в них есть вкус импровизации и серьезного ума, игры и мудрости.
Ну, а если не понравится — что ж, мусорная корзина рядом.

P.S.
Только на стадии подготовки этого номера я узнала, что, оказывается, существует два варианта этой книги: двойной перевод русский-английский-русский, который читала я. И русский, который изначально написал сам Гурджиев. В нем трехмозговые существа называются трехцентровыми и так далее. Я уже успела привязаться к «трехмозговым», возможно если когда буду перечитывать книгу, то возьму другой вариант, а сейчас уже поздно. Книга прочитана и потом еще много раз перелистана вдоль и поперек. А вы уж читайте лучше сразу русский текст.
Он лежит вот здесь.

Цитата для затравки.

Ольга Арефьева

(далее…)