Радислав Гандапас. Камасутра для оратора.

Страница 2 из 6

УРОК ВТОРОЙ

Что это у вас в штанах гремит?

Я имею в виду, в карманах штанов, конечно. Что там у вас гремит на весь зал? Или это в карманах пиджака? Таблетки в пластиковой коробочке? Спички? Ключи? Это они так громыхают при каждом вашем движении? Это замечательные погремушки, которые невероятно отвлекают аудиторию. А если ваша речь продолжительна, то можете быть уверены — со временем начнут и раздражать. А не имеете ли вы привычки держать во время выступления в руках авторучку и постоянно «щелкать затвором»? На моих глазах произошел провал нескольких вполне приличных выступлений именно по этой причине. Хотя истинная причина, скорее всего, не осознавалась ни выступавшим, ни слушающими. Таким образом, удалите все, издающее посторонние звуки.

Выньте также из карманов все, что их оттопыривает. Очки, скомканный носовой платок, блокнот, толстый кошелек, заветный талисман и т. п. Снимите с пояса сотовый телефон устаревшей модели, соперничающий в размерах с уличным телефоном-автоматом. Он задирает ваш пиджак, как кобура маузера. Выньте из нагрудного кармашка пиджака авторучку. Этот карман для платка. Впрочем, платок оттуда тоже выньте, если вы не конферансье в варьете.

Что делать руками?

Следите, чем заняты ваши руки. Говорят, у одного адвоката было 35 костюмов, но ни в одном не было карманов. Он не хотел искушать себя.

Вообще, держание рук в карманах — интересная тема. Мне всегда проще давать рекомендации держать или не держать руки в карманах конкретному человеку. Здесь нет общих правил и если заставлять оратора двигаться противоестественным для него способом, можно многое нарушить в его коммуникации. Однажды я рекомендовал одному из клиентов, с которым проводил индивидуальную работу по подготовке к выступлению на конференции, держать левую руку в кармане брюк в определенных местах речи. Это нужно было сделать по двум причинам: сформировать у него самого ощущение непринужденности и отсечь нефункциональные движения кистью. Этим мы также компенсировали статусный и возрастной недолет по отношению к другим участникам конференции.

Для меня важным показателем являются собственные ощущения человека. На тренингах и при индивидуальных занятиях я всегда спрашиваю: «Что Вы чувствуете? А здесь? А здесь? А общие ощущения какие? Скорее комфортно или скорее некомфортно? А так? Лучше?» — и так далее.

Я сам довольно часто держу руку в кармане, когда говорю перед публикой. Однако есть ситуации, когда это неприемлемо. Все зависит от характера мероприятия. Этого нельзя делать, когда вам вручают правительственную награду, когда вы зачитываете некролог и когда поздравляете молодоженов. Этого нельзя делать в самом начале речи и в финале. Этого нельзя делать, если у вас нет карманов. Не сомневаюсь, что вы и самостоятельно можете определить ситуации, когда этого не следует делать ни при каких обстоятельствах.

Впрочем, и это еще не все. Если ситуация позволяет и вы руку в карман запустили, не пихайте ее слишком далеко. И Боже вас сохрани начать там что-нибудь вертеть! Вы же знаете, что движущиеся объекты обращают на себя наше внимание в семь раз сильнее, чем статичные. Можете себе представить, куда будут направлены глаза собравшихся?

Теперь о жестикуляции. Она также индивидуальна. Но это не значит, что нам нечего о ней сказать. Вспомните кинематограф начала ХХ века. Как вы думаете, почему актеры так гримасничали и заламывали руки? Почему у них был такой нелепый грим? Почему их движения были такими гипертрофированными? Да потому, что в кино снимались театральные актеры! А в театре того времени сцена была освещена гораздо слабее, чем теперь, и чтобы передать свои эмоции, необходимо было двигаться и мимикрировать именно так. Иначе зрители просто ничего не увидели бы. Это подсказка для нас с вами. Пусть сегодня освещенность того места, с которого вы будете выступать, и неплохая. Но учтите расстояние и отвлекающие факторы. Чтобы удержать внимание слушателей и сделать жесты сильным вспомогательным средством, вам придется жестикулировать гораздо активнее, чем в обычной жизни. Этот абзац невредно прочитать даже жителям южных городов. Им жестикуляции, конечно, не занимать. Но здесь возникает вопрос амплитуды. Мы привыкли жестикулировать в ограниченном пространстве прямо перед собой. Это применимо в ситуациях индивидуальной коммуникации, но будет мало замечено большой аудиторией. Вам придется теми же жестами охватить пространство над головой, и на полметра вправо и влево. Не бойтесь быть смешными, публикой в большом зале подобная жестикуляция воспринимается как адекватная.

Следите, чтобы всякий жест, который вы начинаете, раскрывался полностью. Если повели рукой вправо, она должна распрямиться полностью, во всех суставах. Выпрямить нужно и кисть и каждый палец. Это говорит публике о вашей открытости. Как-то я отсмотрел мотивирующие кассеты, записанные Владимиром Довганем для дистрибьюторов его компании. В этих фильмах он неплохо говорит, прекрасный темп и визуальный ряд, все происходит энергично и здорово. Активная жестикуляция. Но: При каждом жесте ладонь остается согнутой почти в кулак. Впечатление, что там в руке что-то есть, чего мы не видим. Даже у меня создалось впечатление, что Довгань чего-то недоговаривает. Так ли это — трудно сказать, но впечатление было. У меня — осознанное. У многих других, посмотревших эти же кассеты — неосознанное. Но было. Я спрашивал. Видите, как мелкая деталь может разрушить всю блестящую аргументацию.

Скованная жестикуляция — проблема распространенная. Как правило, это следствие зажима, вызванного волнением. Но есть и другое проявление зажима — излишняя моторика. Говорят, что актриса Неелова во время выпускного спектакля в театральном вузе от волнения так активно двигалась, что упала со сцены. Главное отличие жестикуляции, вызванной волнением — ее нефункциональность. Движения, как правило, резкие и ни к селу, ни к городу. Это сопровождается блуждающим взглядом, бледностью лица и прерывистым дыханием. Все это с потрохами выдает ваше волнение и неуверенность.

Впрочем, у нефункциональной жестикуляции есть еще одна причина. Бывает так, что мы совершаем непонятные движения пальцами опущенных рук, изображая осьминога. Делаем неожиданные выпады влево-вправо-вперед-назад, будто посаженная на цепь дворняга. Я говорю в таких случаях: тело просит движения. Необходимо эту потребность реализовать. Нужно просто начать двигаться осознанно. Со временем жестикуляция и любое движение по сцене станут автоматическими, на автопилоте. Но поначалу я советую отрабатывать жестикуляцию, мимику и движения, заучивать их наизусть.

Чтобы покончить с этой темой, я дам упражнение для отсечения нефункциональной жестикуляции (если она у вас проявляется в хронической форме). Для этого нам понадобятся: вы сами, большое зеркало, Большая советская энциклопедия (тома 14 и 26). Встаньте перед зеркалом, держа в левой руке четырнадцатый том, а в правой — двадцать шестой (не перепутайте!). Теперь произнесите заготовленную речь. Время от времени вы будете делать жесты то одной, то другой рукой. Это как раз жестикуляция функциональная. Остальная отпадет сама собой.

Волнение мешает начать?

Я получаю много писем с вопросом о том, как справиться со стартовой лихорадкой. Если в теме письма значится: «Спасите!», «Помогите!», «Караул!!!», «На Вас одна надежда!», так я сразу знаю — речь пойдет о том, что автор не может справиться с переживаниями перед выступлением. Знакомая проблема? Впрочем, я не знаю ни одного человека (включая и себя), кто совершенно не испытывал хотя бы легкого волнения. Мы же говорим об избыточном волнении, парализующем память и речь, жестикуляцию и мимику. Пожалуй, преодоление одного только этого страха позволило бы сотням и тысячам выступать успешно и с удовольствием.

Сначала выясним природу волнения. Что это такое? Это всего лишь комплекс биохимических реакций, характеризующийся выбросом адреналина в кровь. А что дает адреналин в крови? Улучшает реакцию, кровоснабжение (в том числе коры головного мозга), появляется блеск в глазах (увлажнение слизистой глаза), румянец на щеках и так далее. И кто-то предлагает бороться с волнением?! Да это как раз то, что необходимо блестящему оратору, чтобы произвести неизгладимое впечатление! Это та энергия, которая передается слушателям и заставляет их ерзать на сиденьях, немного привскакивать в местах наибольшего накала. Адреналин — наш союзник, дорогие ораторы!

Но: повторю: сейчас речь идет об ИЗБЫТОЧНОМ, парализующем волнении. Адреналина в нашу кровь поступает слишком много. Это потому, что современный человек боится публичного выступления больше всего на свете, кроме смерти, как ни странно (были проведены соответствующие исследования). Поэтому организм и вырабатывает адреналина почти столько же, сколько и при смертельной опасности. Можете себе представить, что наша психика перед выступлением испытывает почти такой же стресс, как в минуты, когда мы стоим на поле боя под пулями, когда на нас несется поезд, или когда мы балансируем на краю крыши небоскреба. Таким образом, одна из наших главных задач — снизить субъективную значимость предстоящего выступления и снять первобытный страх смертельной угрозы. Поговорим о тактических мерах.

Примем как факт, что от волнения избавиться невозможно, Вы и сами это хорошо знаете. И не нужно, как мы договорились. Не стоит принимать успокоительное!!! Оно ухудшает реакцию и делает работу мозга вялой. Темп вашей речи будет неприемлемым. Энергетика ниже ватерлинии. Волноваться, может, вы и будете меньше, но эффект выступления от этого только пострадает. К тому же, мы с вами — мыслящие существа, договоримся, что все, чего можно достигнуть без применения препаратов, будем делать без них. То есть — все.

К тому же, помните вступительные экзамены в институт? Стоит вам начать говорить, сразу станет легче. Впрочем, есть несколько упражнений, позволяющих хотя бы дожить до собственного выступления:

1. Сидя в ожидании, пока вас объявят, опустите руки и расслабьте их. Представьте, что они стали настолько длинными, что уперлись в пол… Представили? (Молодые девушки норовят представить у себя невероятной длины ноги, но это совсем другое.) Теперь то напряжение, которое вы испытываете, направьте по рукам в землю. Почувствуйте, как оно уходит. Не слишком увлекайтесь, вас уже зовут второй раз…

2. Поболтайте кистями, подвигайте в воздухе пальцами, разомните руки. Вы и сами много раз делали это интуитивно. Врачи и психологи подтверждают, что гимнастика кистей рук позволяет не только снизить парализующий эффект волнения, но и стимулирует работу речевого аппарата, повышает сообразительность и красноречие. Красноречивого объяснения наука пока не дает. Астрологи трактуют это так: планета Меркурий управляет в теле человека кистями рук, а также коммерческими способностями и речью. Разминая руки, мы активизируем Меркурий, соответственно активизируется и речь. Надеюсь, я ничего не напутал.

3. Перед выступлением не сидите, скрестив ноги!

4. Пройдитесь быстрым шагом, помашите руками, только без свидетелей!

5. Вообразите, будто бы сидите в пальто и чувствуете его тяжесть на своих плечах. Вспомните, как ведет себя наше тело, когда мы боимся. Мы наклоняем голову вперед и поднимаем плечи, будто готовимся к подзатыльнику. Поскольку связь мозга и мышц тела носит двусторонний характер, мы, воздействуя на тело, меняем и свои эмоции. Опустите плечи, поднимите подбородок, выпрямите спину. У вас должна быть осанка спокойного и уверенного в себе человека.

6. Подвигайте челюстью взад-вперед.

7. Подышите глубоко с выпячиванием и втягиванием живота.

ВАЖНО: всегда делайте одни и те же упражнения одинаковое количество раз.

Причиной стартовой лихорадки в большинстве случаев является недостаток уверенности в себе. Это опасение оказаться несостоятельным и не получить признания большинства. Следствием является психический стресс и нервный срыв. Чтобы этого не произошло:

1. Мы готовимся к речи основательно, насколько это возможно.

2. Во время пробной речи полностью ставим себя в реальную ситуацию.

3. Мы просим пару хороших друзей сесть впереди в зале. Когда видишь перед собой людей, которым доверяешь, то чувствуешь себя увереннее.

4. Перед началом речи снимаем напряжение. Полезно позволить себе немного праздности, можно использовать занятия, действующие, как отдых. Не забывайте прогулки. Но есть надо мало! Алкоголя не нужно совсем. Особенно если вы — начинающий. Сделайте двадцать глубоких вдохов.

5. Непосредственно перед началом речи мы говорим подчеркнуто медленно и спокойно. Субъективное время выступающего и слушающего не совпадает. У вас во время выступления все процессы в организме идут быстрее и ваша речь для вас — нормальна. Публике же кажется, что вы тараторите. А это читается аудиторией, как признак неуверенности и желания поскорее избавиться от этого кошмара. Если же вы часок перед речью будете говорить, как мальчик с задержкой умственного развития, то под действием этого эталона субъективное время выровняется.

Неадекватная стартовая лихорадка — совершенно нормальная промежуточная стадия для любого начинающего оратора. Опыт учит, что она медленно, но постепенно ослабевает по мере увеличения речевой практики. Утешьте себя этим и практикуйте постоянно.

И главное: вы идёте к публике, чтобы помочь ей. С чего вы взяли, что можете позволить ей себя оценивать? Даже если вы на экзамене. Скажите себе: «Я — хозяин зала. Добрый, но справедливый!»

С этим тезисом смыкаются еще два упражнения. Первое называется «Кто в клетке?». Просто поймите, что не на вас пришли смотреть зрители, как в зоопарк, а вы идете смотреть, как они себя будут вести. Напоминайте себе об этом в ходе всего выступления. Наблюдайте за ними, подмечайте забавные моменты.

А теперь упражнение из арсенала спецслужб. Если в зале предполагается присутствие значимых для вас персон, нет ничего лучше приема «Зайчики». Минут на пять закройте глаза и представьте, что выступать вам предстоит не перед людьми, а перед настоящими зайчиками. Беленькими такими, пушистыми, с розовыми губками. И настройтесь на то, что если зайки себя будут хорошо вести, вы будете добры к ним. Но если какой-нибудь попрыгайка станет мешать вашему выступлению, вы его прямо на сцене отшлепаете по розовой попке. Потом он будет сидеть в зале и горько плакать от боли и стыда, закрывая глазки пушистыми ушками. А остальные зайки притихнут и не посмеют пикнуть, пока вы на сцене. Представьте в деталях.

Предвижу вопрос насчет рекомендации представить сидящих обнаженными, приводимой у Рона Хоффа и других авторов. Мой ответ таков: за подобную рекомендацию я возобновил бы практику сжигания книг на площадях. По двум причинам. Если кому-то из вас приходилось видеть сон, в котором вы были обнажены при одетых людях, вы помните это ощущение неловкости. Если мы выступаем и используем этот прием, мы подсознательно переносим этот ощущение на зрителей. А неловкость, это не то ощущение, которое нам нужно при выступлении. И второе. Что-то неуловимо подсказывает мне, что тема обнаженного тела как-то связана с темой секса. Таким образом, моделируя картинки обнаженных людей, мы возбуждаем деятельность тех центров коры головного мозга, которые связаны с продолжением рода. Это один из корневых инстинктов и импульс будет очень сильным (хотя внешне вы этого не заметите). Таким образом, активизируются совсем не те участки коры головного мозга, которые нам нужны, чтобы произвести неизгладимое впечатление. Логично?

И еще. Ощущение того, что ваши слова нужны людям и вам есть, что сказать, снимает многие барьеры перед выступлением. Чтобы их преодолеть, сосредоточьтесь на своем ощущении и скажите вслух: «Я знаю то, чего не знают слушатели. Я хочу им об этом рассказать. И они хотят это услышать от меня!»

Несколько спорных утверждений

Речь пойдет о стратегических мерах. Первые же абзацы вызовут у части читателей нездоровый скепсис и иронию. Это будет их защитной реакцией. Ибо если они согласятся с тем, что это не пурга, то придется что-то менять. А не хочется (облом, болезненно, глупо и т. п.).

Первое спорное утверждение: профессиональный оратор должен иметь хорошую физическую подготовку, эластичные кровеносные сосуды, тренированные сердце и легкие, быть гибким и растянутым. И дело здесь не только в нагрузках во время выступления, но и в самом волнении. Долго объяснять механику. Достаточно сказать, что люди, регулярно выступающие и получившие мой совет завязать с табаком и заняться своим телом, почувствовали очень скоро, что держатся значительно увереннее. Причем не только в ситуациях публичных выступлений. Это при неизменных прочих факторах.

Чтобы не возникло ощущения голословности, скажу, что тяга к курению — признак наличия невроза. Сигарета его только загоняет внутрь, подавляя часть энергии, которая просится из нас наружу, и применения которой мы не находим. Близко, кстати, по воздействию и кофе. Физические нагрузки снимают эту проблему радикально, еще и принося пользу телу. Состояние которого, как мы знаем, с психикой очень связано.

Второе спорное утверждение: профессиональный оратор должен иметь полноценную сексуальную жизнь. Под полноценностью я подразумеваю не количество раз в неделю (здесь перебор тоже вреден, часть сексуальной энергии просто необходимо сублимировать в творческую, но это отдельная тема). Скорее речь идет о прекращении подавления своих истинных желаний. Займитесь этим вопросом с профессионалом (не этим ДЕЛОМ, а этим ВОПРОСОМ!!!).

Третье спорное утверждение: профессиональному оратору должны быть по фигу результаты его выступления! Мы теряем в жизни всегда именно то, значение чего переоцениваем, то, к чему привязываемся, то, без чего не мыслим своей жизни. Моя рекомендация не отменяет действий, направленных на достижение цели. Это не снимает необходимости готовиться. Но вы должны воспринимать выступление не более, чем игру. В которой можно и выиграть, и проиграть. И как в любой игре, проигрыш не отменяет удовольствия от процесса. Ненормально, если после выступления вы думаете: «Черт меня дернул в это ввязаться! Это провал! Как я людям в глаза смотреть буду?! Больше — никогда!» Это признак дилетантства. Представьте, если бы Сергей Бубка после каждой сбитой планки устраивал подобную истерику. Вы — профи, если размышления лишены эмоций и выглядят примерно так: «Ага, сегодня я выступил фигово. Почему? Затянул вступление. Не уследил, когда аудитория уплыла на статистических данных. Перегрузил терминологией. Зрительный контакт держал только с той частью зала, где были значимые для меня люди. Почти не двигался на сцене. Запутался и скомкал финал. Здорово! Поработаем над этим и поглядим, как они у меня попляшут! Когда там уже следующее мое выступление?!» Это как в анекдоте: «Слесарь Ушуев объявил бой зеленому змию. Сегодня победил змий. Завтра соперники сойдутся снова».

Важно понять, что и после самого провального выступления жизнь не остановится. Ни жизнь Земли, ни ваша. Вселенная не сожмется до размеров самогонного аппарата. Планеты не остановят свой бег. Волга не выпадет из Каспийского моря. НТВ не прекратит вещания. Граф Дракула не восстанет из ада, чтобы утащить вас с собой. И даже часовой у Вечного огня не икнет!

НИЧЕГО НЕ ПРОИЗОЙДЁТ!!! И это даже обидно…

Таким образом, главный тезис любого выходящего на сцену: «Всё это фигня по сравнению с мировой революцией». А если учесть, что и мировая революция — это фигня…

Если вы это поймете и прочувствуете, остальное будет гораздо проще. И веселее.

И еще. У выступающего конечное количество энергии. Часть ее он расходует на поддержание жизнедеятельности организма. Часть — на базовую деятельность головного мозга. Это неизменные показатели. Остальное немногое — на то, чтобы донести до аудитории главную мысль выступления. Если же он часть и этого жалкого остатка станет тратить на то, чтобы оценивать себя со стороны и переживать, как это смотрится — труба-дело.

Сосредоточьтесь на главном: на достижении ЦЕЛИ вашего публичного выступления.

«Легко вам рассуждать!» — скажет кто-то. И будет прав. Рассуждать мне легко. И при десяти и при пяти тысячах народу в аудитории. Именно потому, что я сам следую тому, что рекомендую.

В следующем номере мы обсудим, когда показывать самое красивое, как правильно начать, сколько этим заниматься и как закончить вовремя и хорошо.

Страница