Ольга Арефьева и группа Ковчег

Театр KALIMBA

Рудольф Штайнер. Хроника Акаши (дайджест)

Книга Рудольфа Штайнера «Хроника Акаши» читается и с трудом — и на одном дыхании. Материал сложен, но захватывает. Текст настолько интересен, что им хочется делиться. В нем есть то, чего так не хватает и научному, и религиозному описанию мира: взгляд с точки, где между ними нет противоречия.
Сразу оговорюсь, что с одной стороны, наследие Штайнера сейчас в цивилизованном мире более чем уважаемо — не только теоретически, но и деятельно, практически. У него очень много последователей и продолжателей. Помимо духовных прозрений он оставил практические системы воспитания детей и обучения искусствам, которыми люди успешно пользуются. Эвритмические академии готовят специалистов с высшим образованием. Отлично функционируют в России (и тем более — в Европе) вальдорфские школы. В них над детьми не производится типичного «педагогического» насилия, а обучение лишено формализма и начетничества. По его системе в ребенке в первую очередь развивают творческие способности и умение самостоятельно мыслить.
Я не уверена, что все работающие «по Штайнеру» педагоги прочли 354 тома его наследия, это трудно представить и сложно выполнить. Однако он жив в делах последователей.
При этом поискав критику Штайнера — я нашла ее, и очень злобную. Догматически настроенные и фанатичные религиозные борцы с инакомыслием обвиняют его чуть ли не в сатанизме. Впрочем, его ненавидели и нацисты, и лично Гитлер.
«Мало кто из современников относился к Штайнеру безразлично. Он оказывал сильное и чрезвычайно поляризующее воздействие. Круг его слушателей делился как минимум на приверженцев и противников».
Он и впрямь был религиозным реформатором и вольнодумцем. Хотя «он вовсе не походил на бунтовщика: невысокий, тихий, серьезный и аскетичный философ, трудолюбивый ученый, увлеченный немецким идеализмом.»
Штайнер пишет: «Антропософ — это тот, кто ощущает определённые вопросы о природе человеческого существа и Вселенной как существенную жизненную потребность — так же как люди испытывают голод и жажду.»
Описываемое Штайнером сотворение мира и человека настолько ярко и впечатляюще, что никуда не деться от вопроса: откуда эти знания? Что это за источник? Судя по его утверждениям и литературе о нем, автор получал знания не только от живых учителей, но и путем непоредственного духовного созерцания. Мало того, Штайнер был убежден, что «через свободно выбранные, не нарушающие морали методы тренировки и упражнения в медитации каждый может развить в себе способность к восприятию духовного мира, включая высшую природу самого себя и других».

Я изрядно повозилась, пытаясь свести описанное в книге к краткому реферату-схеме. Содержание здесь рассказано словами Штайнера, но в очень сокращенном и упрощенном виде. Надеюсь, книгу вы прочитаете тоже, уж очень интересна тема.
Общий вывод из нее: мы все — и люди, и ангелы, и растения, и минералы — части и участники одной огромной и многоступенчатой работы по совершенствованию материи и развитию духа.

Вот здесь обсуждение этого выпуска читателями моего блога.

Ольга Арефьева

Справка.

Рудольф Штайнер (Штейнер) ( 27 февраля 1861 — 30 марта 1925) — австрийский философ-антропософ, эзотерик, социальный реформатор, архитектор, поэт, педагог, художник, биолог.
На Штайнера оказало влияние наследие Гете, Шопенгауэра, Ницше.
Он искал синтез между наукой и духом.
Заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины, лечебной педагогики, ботмеровской гимнастики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии.
В 1904-1912 Штайнер возглавлял Теософское эзотерическое общества Германии и Австрии, затем он и большинство членов немецкого отделения вышли из состава общества и сформировали новое, Антропософское общество.
Среди слушателей и учеников Штайнера были представители русской интеллигенции: Андрей Белый, Максимилиан Волошин, Михаил Чехов, Ася Тургенева. Штайнер неизменно оказывал знаки внимания русской культуре — он говорил о Достоевском, еще больше о Толстом и чаще всего о Соловьеве.
В 1921 г. Гитлер призывал немецких национал-экстремистов к «войне против Штайнера», его лекции срывали взрывами химических бомб и отключениями света.
1 января 1923 года спроектированный и построенный им культурный центр Гетеанум был сожжен — есть подозрение, что нацистами.
Сам философ после такого потрясения тяжело заболел и спустя два года скончался. Но успел спроектировать и начать строить новый Гётеанум, который закончили только через пять лет после смерти Штайнера; он и поныне остается центром Антропософского Общества.

Хотя к разбору «Хроники Акаши» была приложена вся возможная тщательность, необходимо подчеркнуть, что эти сообщения не должны притязать на догматическое значение. Если нелегко уже самое чтение о вещах и событиях, столь далеких от современной эпохи, то перевод на современный язык всего виданного и разнообразного сопряжен с почти непреодолимыми препятствиями. Разбор «Хроники Акаши» вовсе нелегок. Написавший это отнюдь не предъявляет притязаний на какую-либо веру в авторитет. Он хочет лишь сообщить то, к исследованию чего были приложены все усилия.

Развитие человека и Земли
Человек существовал, когда еще не было никакой Земли. Но этого нельзя представлять себе, как будто он раньше жил на других планетах и в известный момент переселился на Землю. Напротив, сама эта Земля развивалась вместе с человеком. Она прошла, как и он, три главные ступени развития, прежде чем сделаться тем, что мы теперь называем «Землей».
Таких ступеней надо различать три, и они называются тремя планетными ступенями развития. Имена, употребляемые в тайноведении для этих ступеней, — это периоды Сатурна, Солнца, Луны. Эти названия не имеют никакого отношения к современным небесным телам, носящим в физической астрономии. Три предыдущие ступени развития можно обозначить, как раскрытие низших состояний сознания. Самое низкое состояние сознания было пройдено во время развития на Сатурне; более высоким является состояние солнечного, за ним следует лунное и, наконец, земное сознание.
В настоящее время мы имеем дело с четвертой ступенью в великой мировой жизни человека.
Три дальнейшие главные ступени, через которые позднее пройдет Земля — в тайноведении им даны имена Юпитера, Венеры и Вулкана.
Развитие человека и его мирового тела протекает не с такой же постепенностью, как переход отдельного человека через младенческий возраст, детский и т. д., где одно состояние переходит в другое. Состояние Сатурна не переходит непосредственно в состояние Солнца. Между ступенями развития Сатурна и Солнца, а также и между следующими формами человеческого мирового тела, лежат промежуточные состояния, которые можно было бы сравнить с ночью, разделяющей два дня. Примыкая к восточному изложению этих вещей, современная теософия называет такое состояние развития, в котором жизнь развертывается внешне, манвантарой, а промежуточное состояние покоя — пралайей.
Как во время своего сна человек не перестает жить, так же не умирает его жизнь и жизнь мирового тела во время «закрытого кругооборота» (пралайи).

Сознание на Сатурне обладает наименьшей степенью ясности. Оно совсем смутно. Трудно поэтому дать более точное представление об этой смутности, так как даже смутность сна уже на одну ступень светлее, чем то состояние сознания. Если мы вернемся еще дальше назад в развитии Земли, то мы придем к все более тонким состояниям вещества нашего небесного тела. Вещества, ставшие впоследствии твердыми, были раньше в жидком состоянии, еще раньше — в газо- и парообразном, а в глубоком прошлом — в тончайшем эфирном состоянии. Только убыль тепла вызвала затвердение вещества. Здесь нужно вернуться к самому тонкому эфирному состоянию веществ нашего земного местообитания. Лишь когда Земля находилась в этой стадии развития, вступил на нее человек. Раньше он принадлежал к другим мирам.
После Сатурна наступила пралайя и затем период «Солнца». И на Солнце снова восстали от своего сна также и человеческие существа. В них было, как задаток сознание Сатурна. Можно сказать, что человек повторил на Солнце состояние Сатурна, прежде чем подняться к высшему. Только здесь имеется в виду не простое повторение, а повторение в другой форме. «Солнечное сознание» человека на одну ступень яснее предыдущего, но зато и утратило несколько в широте кругозора. В своем теперешнем жизненном положении человек во время глубокого сна без сновидений обладает состоянием сознания, похожим на то, какое у него было некогда на Солнце. Но речь лишь о сходстве, а не о тождестве.
Когда ступень Солнца прошла через соответственные кругообороты, она тоже вступает в период покоя. Из него человеческое мировое тело пробуждается к своему «лунному существованию». Снова человек проходит здесь, прежде чем подняться выше, через ступени Сатурна и Солнца в двух меньших кругооборотах. Затем он вступает в свое лунное сознание. О нем уже легче составить представление, потому что есть некоторое сходство между этой ступенью сознания и пронизанным сновидениями сном.
Развитие этого сновидческого сознания — третьей главной ступени — было задачей «лунного кругооборота». После того, как Луна прошла через соответственные «малые кругообороты», снова наступил период покоя (пралайя). И затем из мрака забрезжила «Земля». Вначале в «малых кругооборотах» человеческие существа проходят заново состояния Сатурна, Солнца и Луны, а затем вступает в собственно состояние Земли, в которым мы сейчас находимся.
Внутри теперешнего самосознания снова образуется задаток более высоких состояний сознания. Их человеку предстоит пережить на ближайших планетах, в которые превратится Земля после своего теперешнего образа.
И сама Земля разовьется, благодаря чему у ее грядущих физических обитателей проявятся совсем другие формы, чем какие существуют теперь; но эти физические формы подготовляются в теперешних душевных и духовных.
О рождении и смерти, в современном значении, на этой ступени не может быть больше речи. Когда душа его достигла того, что воспринимает влияния внешнего мира не через физические органы, а посредством образов, которые она создает своей же собственной силой, ее жизнь не может быть прервана без ее воли. Она станет господином над рождением и смертью.
Когда Земля, после периода покоя (пралайи) превратится в Юпитер, и человек перейдет на эту планету, то в четырех малых кругооборотах должны быть повторены четыре предыдущих состояния — Сатурна, Солнца, Луны, Земли; и лишь во время пятого кругооборота Юпитера человек достигнет состояние сознания Юпитера.
Быстрота, с которой протекает развитие, не на всех планетах одинакова. Жизнь протекает первоначально с наибольшей быстротой на Сатурне; затем на Солнце скорость уже убывает, на Луне становится еще меньше, и медленнее всего протекает жизнь на Земле. На ней самой движение становится все медленнее и медленнее до того момента, когда развивается самосознание. После этого скорость снова возрастает. Таким образом, в настоящее время человек уже переступил период наибольшей медленности своего развития. Жизнь начала снова ускоряться. На Юпитере снова будет достигнута скорость Луны, а на Венере — скорость Солнца.
Последняя планета, которую можно причислить еще к ряду земных превращений и которая следует, таким образом, за Венерой, называется в тайноведении Вулканом. На этой планете будет достигнута назначенная пока человечеству цель его развития. Ступень сознания, на которую вступает тогда человек, называется «блаженством в Боге» или также духовным сознанием. Человек достигнет его после повторения шести предыдущих ступеней, на седьмом кругообороте Вулкана. О жизни на этой планете не многое может быть сообщено открыто.

Творцы человека
На Сатурне были не только предки человека, существа со смутным сознанием Сатурна, но наряду с ними другие существа, развившие уже высшие ступени сознания.
Но и этим еще не исчерпан весь ряд существ. После ступени Вулкана человек будет развиваться, конечно, и еще дальше, и подниматься на еще высшие ступени сознания. Есть еще пять иных форм сознания, описание которых, однако, совершенно невозможно. Таким образом, в целом можно говорить о двенадцати ступенях сознания.
Итак, человека на Сатурне окружали еще одиннадцать других родов существ. Четыре высших рода выполнили свои задачи на ступенях развития, предшествовавших жизни на Сатурне. Когда началась эта жизнь, они достигли уже такой высокой ступени собственного развития, что их дальнейшее бытие протекало отныне в мирах, лежащих за пределами человеческих областей.
Но другие роды существ — все принимают участие в развитии человека. И эти «творцы» также должны были некогда пройти ступени человечества. Это происходило на мировых телах, предшествовавших Сатурну.
Это «Престолы», «Господства», «Силы», «Власти», «Начала», «Архангелы», «Ангелы», «Серафимы», «Херувимы» и зачаток «Духо-человека» — «Атма».
Все эти существа помогают развитию человека на разных этапах и сами развиваются при этом, переходя со ступени на ступень.

Животные, растения и минералы
На Сатурне человек был создан в своем физическом теле. Последнее было тогда совсем неоживленным. Такое неоживленное тело в тайноведении называется минералом. Таких минералов, как сейчас, тогда еще не было.
Далее, на Солнце этот человек-минерал сделался человеко-растением; человек прошел через растительное царство.
Но не все человеко-минералы были оживлены подобным образом. Но не может быть растений без минерального царства, из которого они черпают свои вещества, так было и на Солнце с человеко-растением. Поэтому оно должно было оставить позади себя часть зачатков человека на ступени минерала, ради своего дальнейшего развития. Эти отвергнутые минералы приняли совсем другие образы, чем какие у них были на Сатурне. Наряду с царством человеко-растения возникла вторая область — отдельное минеральное царство.
Человек Луны может быть назван человеко-животным. Но не весь растительный мир, образовавшийся на Солнце, может развиться до животного состояния. Ибо животные существа предполагают для своего бытия наличность растений. Человеко-животное Луны оставляет на степени более плотного растительного состояния часть существ, которые еще на Солнце были одинаковой с ним растительной природы.
Ступень Земли: сначала во время первого малого кругооборота должно повториться состояние Сатурна, во время второго — состояние Солнца, и во время третьего — кругооборот Луны. Во время этого третьего кругооборота существа принимают приблизительно те же виды бытия, какие они имели уже на Луне. «Низший» человек является средним существом между теперешним человеком и животным, растения занимают среднее место между теперешней животной и растительной природой, а минералы только наполовину имеют теперешний безжизненный характер, другой своей частью они являются еще наполовину растениями.
Далее минералы отвердевают, растения постепенно теряют животный характер чувствительности, а из единой человеко-животной природы развиваются два класса. Один остается на ступени животности, другой же, становится предком человека. Таким образом, на этой ступени развития мы имеем дело с четырьмя царствами: минеральным, растительным, животным и человеческими царствами.
Выше было упомянуто, что не все заложенные на Сатурне человеческие тела достигли назначенной им цели, и таким образом на Солнце, наряду с царством человека в его тогдашнем образе, возникло второе царство минералов. Нужно теперь представить себе, что на каждой из последующих ступеней развития, на Солнце, Луне и Земле, всегда часть существ отставала от своей цели, и через это возникали низшие царства природы. Стоящее ближе всего к человеку царство животное, например, — это то, которое отстало уже на Сатурне, но потом, в неблагоприятных условиях на Солнце и Луне, частью догнало свое развитие, так что на Земле хотя и не сравнялось с человеком, но все же оказалось, как и он, отчасти способным стать теплокровным. Ибо до периода Земли ни в одном из природных царств не было еще теплой крови. Современные животные с холодной (или попеременно теплой) кровью, а также некоторые растения возникли благодаря тому, что некоторые существа низших солнечных царств остались позади той ступени, которой достигли другие существа этого царства. Современное минеральное царство возникло позднее всех, а именно вообще лишь во время земного периода.

Устройство человека
Если сравнить степени совершенства человеческих частей тела, то без труда обнаружится, что в настоящее время физическое тело является в своем роде самым совершенным, что эфирное тело стоит уже на меньшей степени совершенства, астральное на еще меньшей, а самая несовершенная в своем роде часть человека в настоящее время — это его «Я». Это происходит от того, что внутри планетарного развития человеческого местообитания над физическим телом человека дольше всего производилась работа. То, что человек носит теперь при себе, как свое физическое тело, прожило все ступени развития Сатурна, Солнца, Луны и Земли (вплоть до настоящей ее ступени). Все силы этих планетарных тел поочередно работали над этим телом, так что оно могло мало-помалу достичь своей теперешней степени совершенства. Оно, таким образом, старейший член современной человеческой природы.
Духовно-научное рассмотрение человеческих органов показывает, что они стоят на очень различных ступенях своего развития. В человеческом теле есть органы, которые в своем теперешнем образе находятся в нисходящем развитии, другие — в восходящем. Первые в будущем все больше будут утрачивать свое значение для человека. Другие органы находятся в восходящем развитии; многое в них теперь еще как бы в зачаточном состоянии, в будущем они разовьются в более совершенные формы с более высокой задачей. К первым принадлежат, между прочим, и органы, служащие для размножения, для произведения себе подобных.
Другие органы, как, например, сердце, находятся в начале своего развития. В будущем оно получит совсем другую форму и измененную задачу. Оно находится на пути к тому, чтобы стать произвольной мышцей. Оно будет совершать движения, которые будут результатом внутренних душевных импульсов человека.
Другими органами, находящимися в подобном же восходящем развитии, являются органы дыхания, а именно в своем назначении как органов речи.

http://lib.ru/URIKOVA/STEINER/aka.txt
http://knigosite.ru/library/books/67711