Прошлой осенью Ольга Арефьева и её легендарный музыкальный коллектив порадовали поклонников полновесным номерным альбомом «Авиатор», записанным после долгой творческой паузы. «Авиатор» явился очередной качественной вехой и задал вполне определённый тон. Нового альбома, получившего сезонное название «Снег», ждать пришлось недолго: он подоспел в аккурат в началу этой зимы и попал на полки музыкальных магазинов без какой бы то ни было предварительной рекламы, в коронных традициях отечественного рок-андеграунда.
Вопреки сложившейся традиции, на новом электрическом альбоме Ольги Арефьевой и «Ковчега» фактически нет ожидаемых поклонниками мэйнстримовых песен, и почти весь репертуарный ресурс отдан песням «для ума» продолжительностью от 4-х до 6-ти с половиной минут. Баланс ощутимо смещён, что неминуемо (возможно, преднамеренно) отразилось на общей картине. Это, в целом, весьма зрелая лирика на грани исповеди, окрашенная в явные сентиментальные тона. Напетый, а порой, как в «Еженедельнике», начитанный дневник, хозяйка которого, увы, не склонна к радости. Посмотрите на обложку Анны Хохловой – рисунок стопроцентно передаёт общее настроение. Или послушайте отдельно от слов атональное гитарное соло в песне «Каллиграфия». Очень характерно. Альбом «Снег» буквально пронизан темой одиночества и смерти – в той или иной форме. Здесь более чем достаточно частных воспоминаний, минорной рефлексии и холодных (порой даже усталых) интонаций. Исключение составляют два ретроградных, в хорошем смысле слова, хита: «Андеграундный Рай» и «No Future». Что касается последнего, то он и вовсе претендует встать в один ряд с «Мамой-анархией» Виктора Цоя или, скажем, «Гандболом» Саши Васильева, тем более, каждому слышащему его меломану так чётко ложится на ухо мелодическая фраза из широко известной песенки «Take On Me» группы «A-ha». Кстати, в песне «Полюби меня» однозначно звучит музыкальная отсылка к «Hotel California», так что с мелодическим калейдоскопом тут всё в порядке. К числу примечательных подверстаем также треки «Трубач» и новую, освежающе арэнбишную версию песни «Саван», представленной в оригинальном виде на уже упомянутом выше предыдущем альбоме «Ковчега». Вообще, Ольге вполне подвластен белый рэп, и она его с успехом читает сразу в нескольких треках альбома. А где рэп – там и работа с текстом. С поэтической стороной, как и со вкусом, у Ольги по-прежнему всё безупречно, и на пластинке нашлось место нескольким крылатым строчкам типа «Лучше бы видеть ню, чем вот эту фигню», «Не забудьте то, что я играю, когда я умираю», «Моё полнолуние пьёт темноту, моё полносолнцие бьёт на лету» и т.п. Жанровая палитра альбома «Снег» разнообразна – тут есть рок мэйнстримовый и рок завёрнутый, есть рэп и панк, есть кусочки рэггей (куда же без рэггей?) и даже романс. Немного жаль, что на этот раз всё это звучит очень печально и холодновато. Будет жаль ещё сильнее, если часть слушателей в итоге скажет, процитировав саму Ольгу: «Приятно, конечно, но всё-таки, хочется мимо». Будем надеяться, что этот альбом, всё же, приживётся.
christopher_d