Сходил на новогодний концерт Ольги Арефьевой и группы «Ковчег» в ЦДХ. Был там Дед Мороз, а Снегурочкой, естественно, была сама певица. Почувствовал, что Новый Год-таки на носу, несмотря на происки вражеских сил.
Последнее время достаточно много слушал ОА, некоторые песни прямо-таки запали в душу. Захотелось посмотреть и послушать ее «вживую». Убедился, что записи всё же не передают в полной мере силу и светлую «энергетику» ее личности и ее песен (и тем более пластических номеров ее театра «Калимба», которые тоже вошли в концерт).
Вообще, Ольга Арефьева для меня самый загадочный автор и исполнитель в современной российской рок-музыке (которую я за последние месяцы довольно часто слушал). То есть, конечно, «основной тон» этих песен хорошо слышен и вполне доступен. Но вот песни Сергея Калугина и Бориса Гребенщикова мне обычно после нескольких прослушиваний становятся понятны если и не интеллектуально (иногда я мог бы, как мне кажется, «объяснить» их другому человеку — то есть перевести на его язык (с неизбежной потерей части смысла)), то хотя бы интуитивно. А в творчестве ОА для меня есть такие обертоны, которые я «краем уха» чувствую, но четко уловить не могу. Возможно, там действительно есть что-то чисто женское (в самом глубоком смысле), что мне не доступно.
P.S. Пришло в голову обозначение (образное, небуквальное) для одного из тех обертонов в песнях Ольги Арефьевой, о которых я здесь писал. Это игривость отношения к адресату (а наиболее частым адресатом песен ОА, если я правильно понимаю, является Бог/любимый мужчина как божественное проявление; впрочем, Смерть в них тоже частая гостья). Вот этой игривости по отношению к таким персонажам я у других авторов, вроде бы, не встречал. Те, кто знаком с ее творчеством, могут вспомнить, например, «Квинтолова».
Ну и, конечно, у ОА много достаточно простых песен (при этом совершенно замечательных) — сюда относится весь регги-цикл, все пацифистские песни, большая часть последнего альбома «Хвоин» и многое другое.
Вчера вечером с Мишкой почти случайно попали в Б2 на концерт Ольги Арефьевой. До чего же она прекрасна! А группа Калимба, лысая и великолепная, вообще выше всяких похвал.
Я очень давно хотел Вам сказать и вот наконец получается — спасибо Вам большое! Я, вообще говоря, не фанат танца и особо никогда не понимал, зачем это всё, но вот несколько лет назад Вы приезжали с Ольгой к нам в Тамбов с концертом, и там у Вас был номер — в одной из песен Вы вышли в образе подвыпившего мужичка, какое-то время прислушивались к музыке и вдруг начали танцевать так, что я просто _поверил_, как тот Станиславский, и вдруг понял, почему вообще люди танцуют и зачем нужно учиться двигаться и владеть своим телом — чтобы быть способным передать свои чувства. И с тех пор всё время вспоминаю Вас и Ваш танец и надеюсь ещё когда-нибудь это увидеть.
Большое Вам спасибо! Вы изменили меня.
За время прослушивания альбома испытала широчайший спектр эмоций. Этот альбом вытаскивает из меня то, о чем я уже давно забыла. В груди ощущение какого-то разрыва. Это как крылья, которые прорезаются, но не на спине, а в середине груди… Удивительно… Спасибо Ольге. Спасибо Ковчегу. Спасибо Калимбе. Работа невероятная.
После того, как мы первый раз побывали не её концерте, я сразу же стала ждать следующий. Со мной такого не бывало. Но её так здорово слушать вживую, голос кажется ещё сочнее и ярче, чем в записи. Песни оживают. И она так здорово двигается на сцене — в этом нет ничего театрального, просто движения, но каждое по-своему так красиво. Я не умею описывать ощущения от концертов, фильмов, спектаклей — мне кажется это нужно проживать и всё.
Сегодня мы с М. ходили к ней на тренинг. Я нас записала, когда еще было неясно совершенно чему она собирается учить — нам было все равно если честно, просто хотелось посмотреть на Ольгу в более естественной среде. Так мы 3 часа танцевали, участвовали в каки-то зарисовках, разминались мягко. Первыми сумели попасть в ритм музыки в один момент — те, кто знают мою привычку думать о себе, как о человеке ритм не чувствующем совершенно, поймут как мне было пряитно (; В процессе я думала о том, что сюда бы всех моих любимых девочек, которых я фотографирую — вот это было бы дело! Но увы))) Потом мы пили чай в непринужденной обстановке… А когда мы прощались, она спросила меня занималась ли я танцами, и узнав, что никогда — очень удивилась и посоветовала начать))) Я ушла совершенно окрылённой (:
Не буду добавлять картинок — кто дочитал — тому спасибо)))
До сих пор хочется то ли танцевать, то ли петь… поэтому сижу и обрабатываю фото)))
Не сравнимо с электричеством. Не сравнимо с записями. Ни с чем не сравнимо.
Я восхищаюсь этой женщиной, её пластикой, её волосами, её голосом, её стихами. Она какого-то необычайного роста, и совершенно не понятно, как в ней одной помещается такое количество голоса, звука такого диапазона. Концерт начался балладами, вальсом и перепевкой столь любимой мною «Зизембы», продолжился шоу с накладной грудью и песней про стакан, паясничающим Петром Акимовым, кроликами из шляпов и закончился белыми крыльями. Ни за что бы не поверила, что от «сидячего» концерта можно получить столько драйва.
Раньше я никогда не понимала эстетики перфоманс-группы «KALIMBA», а теперь ну не то чтобы именно поняла, но явно почувствовала. Лысая пара вроде как будто совершенно не в тему выходит на сцену и начинает устраивать бузу или разводить пафос. Но это только кажется, в тему, ещё как в тему, но и это тоже кажется.
Стихи Арефьевой — идеальная, на мой скромный взгляд, форма выражения мыслей и чувств. Убийственная прямота на брудершафт с завихренистыми метафорами. И каждое лишнее слово на самом деле полно смысла, только другого. О боже.
После концерта она вышла проставлять печати на книги и разговаривать. Я постояла и ни о чём её не спросила. Оказалось, не о чем. В качестве артефакта у меня поселилась роза из её рук.
Нелепо сидеть в холодном Концертном зале у финляндского вокзала и плакать. Тем не менее это случилось со мной. И именно такой должна быть Живая Музыка. Когда сначала ты понимаешь, что совершенно невозможно слышать ее, сидя не на земле. Слышать и быть сжатым креслом, а не пританцовывать…. А потом ты оказываешься там далеко… Ползешь в гору в Крыму в мае. Ползешь и плачешь, потому что тяжело и невозможно остановиться и остаться. И счастлив прямо сейчас, потому что была та гора, и Крым, и тот май. И это было счастливое и безбашенное время. Абсурдное своей доверчивостью и удачливостью. Молодость, счастье…. И остро ощущаешь, что все это есть и сейчас в тебе… И молодость, и счастье.
Новая песня «А и Б» и я оказываюсь снова в Крыму, и снова в мае… Кацивели, Сидерский. И рано утром собираю чабрец….
Хочется вверх… И кажется, что это так легко…
Вот такой получился вечер. Неожиданно прекрасный концерт Ольги Арефьевой и «Ковчега».
Спасибо за открытие, знакомство и воспоминания.
Очень понравилось и нахожусь под большим впечатлением, хотя было много новых песен, а такие всегда сложнее слушать. Скоро выйдет новый альбом, жду с нетерпением, так как песни в большинстве своем понравились, очень хочется в них вслушаться.
Вообще, с Арефьевой произошло все довольно внезапно . Я услышала ее относительно недавно и сразу поняла, что это мое. Многие ее тексты попадают в резонанс с моим внутренним мироощущением. Ее слова (не все, конечно, но очень многие) как-будто мои, только сказаны гораздо более талантливым и творческим человеком. Из услышанного в этот раз порадовало:
«Меня много разнородной,
Полюби хотя б одну» )
Кроме всего прочего, творческие заряды, разлетавшиеся по всему камерному залу ЦДХ, натолкнули меня на одну мысль, вернее, помогли увидеть уже известный вопрос с другой точки зрения.
Один мой бывший начальник как-то сказал: жизнь — это квест, если где-то есть вопрос, значит где-то уже обязательно есть ответ. Эта фраза мне так понравилась, что моментально запомнилась и помогала мне во многих ситуациях, да и сейчас я частенько ей руководствуюсь. Прямой, лежащий на поверхности ее смысл меня вполне устраивал и радовал, никогда никаких вторых и третьих смыслов я за этим не видела.
btvg — Зашел и я на концерт Ольги. Ну, люблю я камерность… зал на 400, это по мне. Женщина! Фигурка! Голос! Разносторонний талант. Но видимо слишком. Я в зале оказался «не в теме»… не понял я куда попал. -Как тебе Арефьева?, — Супер!, — А как тебе её программа?, -…какая программа? Не было программы. Я даже не понял, что она несет зрителю, кроме своей энергетики… рок (нет, она далеко не Земфира, и даже не Диана)… фолк (да, вещи отличные, но их всего две)… «зачем нам война, пошла она на» — БГ слишком давно это спел… лирика, да, красиво, но мало и сыро… и зачем так много и часто «ля-ля» в прямом слишком смысле этих букв…
Или я дурак… или… может быть, поэтому в зале на 400 собралось только 200… Пойду ли я еще на Арефьеву? Безусловно, Ольга мне понравилась, чего только стоит одно осознание того, что эта молодая, красивая гибкая девушка — моя ровесница))) И мой ответ: — Пойду на новую программу Арефьевой, если будет программа, а не «показ широчайшего творческого диапазона».
Чего я не понял, Лиза, как к человеку владеющему вопросом на экспертном уровне, обращаюсь? (а может быть, под свою гитару и виолончель клавишника, она другие песни пела?)
З.Ы. Перед концертом википедию об Арефьевой почитал, после концерта еще ночь Гугл терзал… респектов Ольге прибавилось, понимания мне — нет(((
zima9413 — Да какой же я эксперт, 100% любитель 🙂
Мне очень нравится ее альбом Авиатор, и жду выхода нового альбома.
Я не знаю, что было на концерте, который вы видели, в этот раз программа была довольно целостной, так как была презентация нового альбома и старых песен почти не было.
То, что было помимо песен, мне не понравилось. Тот ряд, которые показывали актеры, был слишком прямолинейным, то есть что в песнях, то и в танцах. Это отвлекало и раздражало мою фантазию, которая улетала гораздо дальше 🙂
Невозможно понять Арефьеву чисто логически. Она не живет в логическом ряду, скорее в интуитивном и ассоциативном. Она черпает свое творчество из неведомых, но очень древних источников, которые Юнг назвал коллективным бессознательным. Это переплетение образов и эмоций, переданных с помощью голоса и музыки. Тут сложно понять что-то, я тоже не понимаю, я просто отпускаю свое воображение и ношусь по волнам этого неведомого. Поэтому вы правы, что кроме энергетики на концерте мало что есть. С внешними проявлениями трудновато. Это нужно у кого-то еще искать, если нравится.
Может быть будет проще, если воспринимать слова, как часть музыки. Воспринимать стихи отдельно сложно.
«Меня сеял Бог, а сам принес мороз.
Я в рост пойду весной цветком или сосной,
А сейчас я мерзну.»
Я понимаю о чем это, а объяснить не могу другими словами, потому что это впечатление вообще сложно облечь в слова, во что-то материальное. Просто маленькая девочка, которая может больше, если ее согреть, когда придет время. Концентрация таких образов бесконечно велика в ее песнях, и мне это нравится.
Попыталась показать свою точку зрения, надеюсь, что-то получилось 🙂
btvg — Спасибо, немножко понял! Приятно прочесть)) 100% любитель — это и есть эксперт))) я-то любитель процентов на 10-20…
Что интересно, из 2х народных песен, в первой вообще ни одного слова не было понятно, но вибрации музыки и голоса доводили до «мурашек»… а во второй слышались слова о Христе, Боге… попытки услышать и понять остальные слова, понять их смысл, отвлекли от музыки совсем… хотелось, чтобы на экране слова показывали, как в караоке)))
Что касается хореографии, а она ведь профессионал и в этом, и поэтому было совершенно непонятно, зачем нужен такой примитивный «сурдоперевод» песни «Человечек» девушкой в костюме скелета(((
И единственная вещь из нового альбома Хвоин как-то не впечатлила… Если в нем будет какой-либо шедевр, буду рад послушать)))
Оля, дорогая, с днем рождения! ))) Благодарим тебя и мироздание за такой чудесный концерт и подаренные нам ощущения и состояния, за твою игривость, веселость, атмосферу праздника и множество пережитых прекрасных мгновений. Все твое творчество бесконечно удивляет и радует, ваши с Петром номера — низкий поклон, ребята из Калимбы — большие молодцы. Все ваше совместное действо, сплетенное из всепроникающей музыки песен, танцев, неповторимого вокала, взаимной поддержки, эмоций и взглядов, движений души и тела и чего-то еще такого глубокого в ощущениях, что непонятно как передать словами — все это настолько пронзительно и оставляет терпкое послевкусие надолго после. С нетерпением ждем следующих концертов. Тебе, Оленька, желаем здоровья, большой любви и процветания, ты очень светла и красива. А также всего доброго всему вашему коллективу. Да хранят вас высшие силы!