- Это мероприятие прошло.
«Бедныя птицы». Вечер русских народных духовных песен в Петербурге
18.07.2017, 20:00 - 21:00
Навигация Мероприятие
Ольга Арефьева
Елена Калагина
Вечер русских народных духовных песен в Церкви Святой Анны (Анненкирхе) в Петербурге
Кроме собственных песен, сделавших Ольгу Арефьеву известной, она уже двадцать лет изучает и исполняет русский фольклор. На путь серьезных отношений с фольклором ее привела встреча с участниками ансамбля «Казачий круг». Хотя в выступления на большой сцене Ольга включает народные песни редко и осторожно, ряд удачных проектов уже состоялся: «Песни о смерти», проект русских народных песен с выдающимся бас-гитаристом современности Тони Левиным (King Сrimson) (записи вошли в альбом «Каллиграфия»), «Белые цыгане», «Рождественские песни», «Шансон-Ковчег» (городской романс), а также совместные проекты с саксофонистом Сергеем Летовым и музыкантом-изобретателем авангардных инструментов Петром Новожиловым.
Духовные песни в фольклоре стоят особняком – их нелегко исполнить перед зрителями, это распевы строгие, печальные и торжественные. От этих мелодий и стихов трудно оторваться, хочется еще и еще.
Выступление произойдет а капелла, в естественной акустике храма.
Будут исполнены народные песни, духовные стихи и народные канты. Смоленск, Белгород, Сибирь, песни казаков-некрасовцев. Артисты собрали напевы из многих источников, стараясь проникнуть в дух песен и не исказить их суровую красоту.
В концерте-спектакле принимают участие перформеры из студии МААVI. Ольга Арефьева: «В стенах Анненкирхе, которая незаметно превращается в культовое место для фотографов, просто невозможно было не ощутить необходимость визуализации неземной, строгой и суровой красоты русских духовных песен. Многие из них — о монашестве, о смерти, об аскезе. Мы постарались вложить это ощущение в очень ненавязчивое, но выразительное театральное сопровождение.»
Место проведения концерта: Церковь Святой Анны (Анненкирхе)
Церковь Святой Анны — древнейшая лютеранская церковь в Санкт-Петербурге (1779 г.). Когда-то это был духовный дом Юрия Фельтона, семьи Фаберже, Карла Брюллова и многих других. В советское время тут находился кинотеатр, в конце 90х — рок-клуб и казино. В 2002 году памятник был практически полностью уничтожен в страшном пожаре. Сегодня храм снова возвращен церкви, и идет работа над реставрацией храма. В деле восстановления принимают участия творческая интеллигенция и простые жители Санкт-Петербурга, собирая деньги и обнажая проблему через проведение различного рода мероприятий.
Вход: 700 руб.
Фото- и видеосъёмка, аудиозапись на концерте запрещены.
Адрес: Санкт-Петербург, Кирочная ул., 8 (м. Чернышевская)
В 20 ч. пастор церкви Евгений Раскатов расскажет об истории Анненкирхе, в 20:20 — начало концерта. После окончания для желающих — экскурсия по церкви.
Просим обратить внимание, что на время выступления двери церкви будут закрыты, чтобы опоздавшие не нарушали хрупкую атмосферу концерта-спектакля.
Отзывы зрителей:
«Как невеста прощалась с привычным родным домом, с девичьей чистотой и беззаботностью и с трепетом ждала новой жизни на чужой стороне, так и душа прощалась с привычным телом и с трепетом ждала Суда и неизвестной ей новой жизни. Печальные и очень богатые мелодически, потрясающие созвучиями голосов, высотой и простотой содержания, эти песни нисколько не приводят в уныние и отчаяние. Они мужественные и трезвые, по-настоящему живые и надо сказать неожиданные в нашем мире. Исполняемые в маленьком зале, так что певцы оказываются в метре от слушателя, они мне напомнили юношеские деревенские впечатления. С одной стороны, в них – реальность, очевидность, близость смерти, с другой – покаяние и любовь, вера в жизнь вечную и небесное заступничество».
Виктор Судариков, сайт «Православие и Мир»
«Сходили на концерт Ольги Арефьевой «Песни о смерти». Очень сильное впечатление. Нечто подобное лет десять назад делал ансамбль «Сирин» с композитором Мартыновым, но более формально.
Арефьева – это настоящее искусство, в которое вложено столько труда, ума, вкуса, а главное – смысла, что, наконец, вспоминаешь, что такое вообще Искусство в его изначальном предназначении, а не как приложение к торгово-промышленному комплексу. Можно, конечно, вспомнить сейчас кучу умных слов, из которых первое — катарсис. Но я не буду.
Арефьева удивительно нащупала этот нерв народной культуры, который составлял ее подлинную суть до советского опошления, и бережно и щедро передает свои открытия зрителям».
«Песни о смерти отлично вплелись в настроенческие мотивы последнего времени, когда по венам текут стальные реки, бьются стекла и время медленно, неторопливо отматывает кадры назад».