Я не буду туманить вам мозги, что это какая-то чудесная школа, в которой все обязательно чего-то достигают. Всегда честно это говорю. Я делюсь тем, чем занимаюсь сама. В этом мой опыт, знания, умения, наблюдения в области работы с собой и с материей искусства. Разумеется, я не сама все придумала. Тоже училась и учусь каждый день. Но в тонких областях не работает механическая передача информации — требуется вновь и вновь ее открытие, рождение. Мы имеем дело с вниманием, с ощущением, вкусом — это все невозможно формально сложить в коробочку и выдать. Нужна собственная работа ученика по изобретению велосипеда. И велосипед будет и должен быть индивидуальным, ведь искусство не приемлет стандартности. Мы изучаем нечто над этим всем — что вообще управляет человеческим ощущением искусства-не искусства.
Это плодотворный процесс, нужно все время смотреть за нюансами, малозаметным, неведомым. Есть органы наших чувств, которые никак не названы и почти не найдены. Это как найти у себя где-то какую-то очень дальнюю и внутреннюю мышцу. Там, где нет нервных пучков, волевого управления, ощущения даже нет. «Пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что». Но ощущение появится, если его искать, оно прорастет. Это тонкое, в нем нам пора начинать ориентироваться понемножку.
Искусство является идеальной практикой в этом смысле. Деятельность, которая руководствуется желанием сделать как можно лучше. Не тем, как ты продашь это, или как тебя кто-то похвалит. А все время у себя спрашиваешь: что я чувствую? Нравится или не нравится? Постепенно начинаешь набредать на вопросы — что такое хорошо и плохо, как это управляется, что такое красиво и некрасиво, в какой степени человеческая психология имеет к этому отношение. Из чего слеплено человеческое творение — из божественного плана, общественных договоренностей, генетической программы или вообще чего-то непонятного?
А достижения — это такие деревья, которые стоят вдоль дороги. Если вы идете по пути, то естественным образом проходите этапы новых и новых достижений, ну повесьте себе медальку, если хотите. Но ни за одно занятие, ни за двадцать, ни за сто не выстраивается человек, его психика, физика. Это всегда только некая заявка, план и показывание возможностей. А они бесконечны — каждый следующий шаг открывает новую, еще более захватывающую панораму и перспективу. Есть еще момент инициации или «волшебного пенделя», когда человеку закладывается в голову сама мысль о том, что он может. Сделать шаг за свою границу, начать играть. Это достаточно детское занятие. Я не пытаюсь устроить секту. Живите самостоятельно, ходите еще на какие-то занятия, занимайтесь, творите. Явный результат дает лишь вовлеченность в течение многих лет в то, что вам интересно. По моему личному наблюдению, человек бывает счастлив, когда делает шаг вперед. И это далеко не материальные шаги. Я всегда ощущаю себя учеником. Но если я какое-то умение впустила в свое поле и включила в свой инструментарий, это меняет меня, влияет на творческий процесс и творческий результат.