Рубрика: Статьи ОА

Концерт — мистерия или халтура?

Для меня концерт — всегда мистерия. Всегда праздник. Иначе бы это занятие не имело смысла.
Есть большое количество текущей суеты и непредсказуемых внешних обстоятельств: уютным ли будет зал, сложатся ли свет и звук, какие я на этот раз выберу или напишу новые песни, насколько они лягут на руку и на голос, на состояние и вибрации мира.
Как прошли репетиции, как налажено партнерство с музыкантами или внутри дуэта, в каком состоянии и настроении партнеры.
Ощущение повышается от минуты к минуте, проходя через череду маленьких ритуалов, довольно громоздких сборов и раскладывания множества бытовых мелочей.
Какой выбран костюм, каков сегодня состав инструментов.
Шнуры, пюпитр, стул, технические мелочи.
Частоты в звуке каждого инструмента.
Много подготовительных процессов и мелких беспокойств.

Подробнее

Кому принадлежит моё тело

Когда я встретила этот текст, рука потянулась перепостить. Но что-то меня остановило. Невозможно это сделать без уточнений. Только сейчас собралась с мыслями, чтобы их записать. Я очень во многом согласна с автором, а кое-какие вещи для меня сформулированы впервые так четко, и я благодарна за это. Но есть один важный пункт, в котором мы расходимся. Автор утверждает, что тело человека принадлежит лично ему, и он может делать с ним что угодно, имеет полное право. А общественные институции, государство, власть, традиции насильственным образом разлучают человека со своим телом и захватывают на него права, порабощая нас, и женщин, и мужчин. Со всем этим я согласна, кроме утверждения, что «тело моё, что хочу — то и делаю». Все мы не можем смотреть на кровь, боль, насилие, изнасилование, убийство, пытки — если мы не маньяки-психопаты и не надсмотрщики концлагеря. Если у нас в голове не сломаны естественные механизмы, мы не можем смотреть на издевательства над живыми существами. Нормальный человек испытывает ужас, негодование, отвращение, возмущение перед сценами насилия.Норма — сочувствие жертве, желание спасти и уменьшить боль живого существа. Это не просто психический механизм. Это наше общечеловеческое, нечто над индивидуальным сознанием. Назовите это богом, инстинктом, душой, природой, сознанием или бессознательным, я не знаю. Но мы явно созданы силой более высокой, чем можем вообразить. И вот это сила в нас против издевательства над живой материей. Поэтому наше тело не только наше. Оно принадлежит вот этой создающие силе, мы в долгу перед ней, и она владеет нами не в меньшей степени, чем мы сами собой. Не общество, не власть, не гендерные стереотипы, не один или другой пол, не семья, не государство и не община. Мы не только свои — мы боговы, так говорится в библии, и тут я присоединяюсь. Это не разговор о религии, она как раз часто на стороне семейного насилия, репродуктивного насилия, отчуждения тела от его владельца. И что бы мы ни понимали под словом «бог» — я его употребляю сейчас не в контексте конкретных культов. Если оно неточно выражает мысль или не вписывается в вашу систему описания — найдите и подставьте свое.

Подробнее

Не заменяйте людей ярлыками

За последние дни я не раз встречала такое явление: человек вроде рассуждает, вроде вменяемо и со многим я соглашаюсь. И вдруг проскакивает слово-жупел: либералы. Как бы между делом.
Слово не было ругательным и вообще имело какой-то разборчивый смысл давно. Сейчас это ярлык, дающий удобство манипулирования вам и вами. На него навешаны оттенки презрения, насмешки, недоверия, оно дает возможность смотреть с высокомерием, держать в уме обвинение в «предательстве», печеньках госдепа, глупости, прекраснодушии, назойливости и так далее. Машина долго работала, чтобы стало так.

Подробнее

Как работает танго

Среди прочих танцев, в которых я всего лишь увлеченный или увлекавшийся в прошлом любитель, я уже много лет занимаюсь аргентинским танго. С частным преподавателем, в режиме внутренней практики. На вечеринки-милонги ни разу не ходила, мои занятия — длительный и внимательный разбор механики балансов и выстройки тела. Так, чтобы оно срабатывало от тончайшего управления партнера как флюгер от ветерка: прямой, скользящий и сбалансированный. Чтобы двигалось туда, куда ведут, и так, как ведут, ничего не добавляя от себя и ничего не предсказывая и не придумывая. Партнер в танго тоже практикуется во внятности и абсолютной однозначности своего движения. Ему вдвойне приходится изучать механику и балансы, и все тоньше и точнее строить себя и парное взаимодействие. Думать и строить сложное движение, просчитывая балансы за двоих. У хороших пар управление становится всё более тонким, без применения усилий. Тогда получается весьма волшебный диалог.

Подробнее

С кем ты из драконов?

Я против войны, убийства и жестокости. Я знаю и верю, что большинство конфликтов можно решить путем переговоров, а на более раннем этапе — не создавать. Но есть целая каста военных и еще тех, кто войну создает. Для них это важный и главный бизнес. Для них это почва под ногами, золотое кресло под жопой, они панически боятся их потерять. Они будут делать все, чтобы война продолжалась. И чтобы всегда находились (заранее выращивались и воспитывались) дураки, которых можно на нее погнать. И мне не нравится, что планета этим заражена. Я бы выбрала другую, где существа контролируют свою рождаемость, изначально воспитывают своих детей так, чтобы из них не получались бандиты и убийцы, где вообще не может прийти в голову кого-то убить и намотать кишки.Мне все эти «можем повторить» — маркер жуткого, обезьяньего сознания (простите, обезьяны, вы лучше). Но я на этой планете. И единственное, что могу сделать — это не преклоняться перед орудиями убийства и рабами системы убийства, которых нанятые идеологи и пропагандисты гипнотизируют псевдо-престижем профессии и псевдопраздниками. Я лучше вымру как индейцы. Но я успею высказать свое мнение. Эта планета — не для счастья как раз из-за того

Подробнее

Всовывальщики листовок

А давайте я объясню, почему мне неприятно, когда меня спамят в личку.

Вот присылает человек «Возьмите собачку, разошлите всем». Что вижу я. У меня с этим человеком не было никакой переписки, история пуста. Никаких отношений не просматривается. Но он не пишет «здравствуйте», не называет меня по имени. И дело не в ритуальных хлопаньях крыльями и расшаркиваниях. Я вижу, что для него меня просто нет. Я — лишь ресурс, единица, поле для окучивания в неких целях. Человек не поинтересовался тем, что всюду говорю: две трети года я провожу не дома, никакое теплокровное животное у меня не выживет. Сам он находится на другом конце мира, даже не решусь предположить, где бедная собачка. Просматриваю глубже ситуацию: кому-то не нужен пес. Плохо воспитали, отказались от него, разонравился. Как решить проблему? А давайте всем разошлем. Всем-всем, во всех странах. И вот, наш покой нарушают чужие проблемы. Мне даже не расписывают, какой это хороший песик, и как ему нужна помощь. А прямо так и перекидывают со словами «сделайте рассылку».
То есть, эти люди ничем не отличаются от тех, кто суёт нам у метро листовки. Кстати, раздавальщики листовок тоже бывают разными. Некоторые бывают внятными и приятными, даже если не берешь листовку — идешь мимо, по пути узнав, что вот тут новое кафе зазывает или парикмахерская. Некоторые бубнят под нос и держат бумажку так, что не видно, проходишь, так и не поняв, чего они тут топчутся. Зато некоторые атакуют резким втыкающим движением, которое пробивает поле в районе живота. В ответ, ей богу, хочется засандалить с ноги.

Подробнее

Проблема курения в поездах

Едем в поезде из Питера в Москву 119АА 14.10.2017.
Ночью сильно запахло через вентиляцию табаком. Мой спутник пошел смотреть, кто курит. Оказывается, это проводница соседнего вагона с другим работником поезда курят в нашем тамбуре!

Дальше рассказ моего спутника. Происходит диалог:
— Не надо здесь курить.
— А кто курит? Никто не курит! Ты этого не докажешь! (с сигаретой в руках)
— Тогда давайте позовем начальника поезда.

Подробнее

Люди в белом пальто

Есть такие люди в белом пальто, для которых окружающие всегда виноваты. Они ведь не могут успеть за всем злом мира. Им ведь надо еще работать, заботиться о близких, учить, лечить, писать книги и симфонии. А новости ежедневно приходят одна мерзее другой. И такое ощущение, что направлены они на то, чтобы никто не мог заниматься никакими нормальными делами — только должен бегать и спасать. Спасли кошечку — не спасли собачечку. Помогли бабушке — не помогли дедушке. Спасали одного невинного узника — там десять других посадили. Не едят коровок — так едят же растения! Окружающие всегда виноваты! Человек в белом пальто одолеваем своей праведностью. Он приходит упрекать мир и тех редких людей, которые пытаются разгрести вселенское говно, а не разводить его еще больше. Видите ли, медленно разгребают, не с той стороны и вообще неправильно. Человек в белом пальто вечно указывает им на это пальцем свысока. Праведность в нем напоминает назревший фурункул, который периодически брызгает в окружающих упреками, презрением, обесцениванием, сарказмом, сетованиями и претензиями. Он искренне уверен, что этот гной — вселенская истина. Любимая его фраза: «Сейчас вы… (защищаете или переживаете …) А где вы были, когда?… (дальше очередная беда мира)». Бед мира хватит на бесконечное количество упреков.

PS: Да, виновата у него всегда жертва. Не упыри, выдающие себя за власть и справедливость, не насильники и не бандиты. Они злодеи, что с них взять, для них злодейство — норма. Другое дело жертва — она же должна быть на сто процентов хорошей, иначе ее защищать приличный человек в белом пальто не будет. Собственно, он ничего не делает, чтобы кого-то защитить: он слишком праведен для этого и слишком занят своими упреками.
И петиций люди в белом пальто тоже никогда не подписывают — петиции — туфта, и там написано недостаточно правильно и убедительно про недостаточно совершенных людей.

2 октября 2017
Из ЖЖ Ольги Арефьевой

Сексуально свободный человек

Сексуально свободный человек обнимает потому, что хочет обнимать — и знает, что его партнер здесь и сейчас встречно хочет того же.
ССЧ не действует из насилия, выгоды, принуждения, власти, ненависти, зависти, мести, жадности, голода, страха, самоутверждения — из любой несексуальной причины.
Именно поэтому ССЧ не будет держать себя в искусственных, сковывающих, лживых и тупиковых отношениях из одного только долга или боязни осуждения обществом. Его «да» — это да, его «нет» — это нет. «Раньше да, а теперь, увы, нет» — тоже возможны и не являются предметом торга, манипуляции или способом порабощения хоть себя, хоть другого. ССЧ предпочитает смотреть в глаза тому, что есть, и вовремя реагировать на изменения в столь важной и основополагающей сфере, как секс. Закрывание глаз на очевидное, заметание под ковер и замалчивание проблем — худший способ общения с человеком, которого ты уважаешь и любишь, или любил раньше. Впрочем, любви мало свойственно прошедшее время: отношения могут исчерпаться или перейти в другую фазу, но теплое и благодарное, а также уважительное отношение непременно остается, если связь является истинной (а других ССЧ не держит).

Подробнее

Боль

Клип. Август 2017

Ольга Арефьева о клипе:

Десять дней назад в Питере собралась компания красивых и креативных людей: дружественных фотографов, танцоров и моделей — для съемок нашего клипа.
Песня «Боль» возникла из стихотворения, которое я написала в 1990 году (специально подняла архивы, чтобы узнать дату). Ну, то есть, 27 лет назад. Тогда для меня действительно было мрачное время — угнетающая социальная действительность, отсутствие поддержки и перспектив, жилья, денег и места в жизни. Чужие дома и города, смутное ощущение своего таланта, который при этом никому не нужен, постоянное чувство опасности. О какой боли песня? И осталась ли она через 27 лет?

Подробнее

Убивать ли графоманов

Большинство своих стихов я не особо публикую. Они складываются в загашник в ожидании того, что я когда-то напишу песню. И периодически я это делаю. На концерте в Ящике была пачка новых песен. В виде песни уже больше шансов, что стих заживет долгой жизнью. Но иногда, очень редко, я просто печатаю одностишие или лимерик, белый стих или что-то из нового.
Стоит мне опубликовать хоть что-то рифмованное, первая же реакция — начинают сыпаться в комменты и в личку стихи. Думаю, логика примерно такая: ну вот пишет художник картины, давай ему под дверь своих картин наставим. Он же любит изобразительное искусство — пусть порадуется. Художник, конечно, страшно рад. Особенно, тому, что 99 процентов того, что наставили, — кривоватая мазня, а 1 процент — ну такая середнячковая. Он же не занят ничем более важным, ну разве что своими картинами и замыслами.
Но стоит не выдержать и сказать: тут вот криво и вообще некрасиво — смертельная обида. Вот сейчас один в личке устроил натуральную истерику с отсылками к духовным учителям, которых я уважаю, а сама, негодяйка, наступаю на горло чужой песне. Другой в комментах полил ядом и, кажется, я приобрела внимательного врага. Потому что я ответила вместо восхищения какими-то мелкими замечаниями.

Подробнее

Буквально за обозримое время в 2-3 поколения наблюдаем, как радикально сменились довольно основополагающие и общепринятые жизненные истины.

1. Толстый человек — это хорошо, это здоровье, худой — худо, плохо. Раздобрел = приобрел добро. Похудел = поплохел.
2. Хлеб — всему голова. Ешь с хлебом.
(Сейчас общепризнано, что хлеб вреден. И даже если употреблять его как лакомство, смешивать его с другой едой крайне нежелательно. Уж если есть, то отдельно.)
3. Спать надо как можно меньше. Лентяй, лежебока, засоня — плохой человек. Бди, бодрствуй, кто рано встает — тому бог дает. Спать стыдно.
(Сейчас, напротив, абсолютная необходимость сна и важность процессов, происходящих во сне уже очевидна всем. Мой фитнес-браслет хвалит и награждает меня виртуальными вымпелами не только за пройденные шаги, но и за проспанные часы.)
4. Женщина должна быть обязательно замужем, а мужчина женат. Бобыль, холостяк, старая дева — несчастные люди и в некотором роде ущербные. Ими быть стыдно. Бездетность — позор и лишенность.

Подробнее

Мебель

Давайте поговорим о темной стороне любви.

Когда вы просто нравитесь человеку — он для вас может выглядеть интересным, блестящим, остроумным и уверенным.
Но когда он в вас влюблен по-настоящему, он больше всего похож на овцу. Если вы влюблены по-настоящему, вы тоже похожи на овцу.
А что овца? Ее можно стричь, пинать, использовать. Ее можно делать вещью.

Подробнее

О попрошайничестве

Если музыкант играет, танцор танцует и чтец читает стихи — никуда не двигаясь (не ходя по вагонам, например), но поставив коробочку — это не попрошайничество. Это возможность добровольного донейшена, благодарности и поддержки для искусства. На мой взгляд, попрошайничество — активные действия, направленные на выпрашивание денег (юристы, поправьте или подтвердите). Вот если музыканты играют (как правило, почему-то именно в этих случаях — хреново), а вокруг бегает девочка со шляпой, пристающая ко всем, кто мимо идет и вообще часто не слушает, со словами «помогите музыкантам!» — это попрошайничество. А выступать и поставить коробочку — нормальная игра по вполне цивилизованным правилам, тем более — игра на арт-улице, где это принято и происходит десятилетиями. Это отличный способ взаимодействия слушателя и зрителя. Тем более, для начинающего артиста важна обратная связь. Хоть в виде нескольких монет. Не бойтесь, завистники, так никто не озолотится! Но зато начинающий артист почувствует успех и интерес публики к своему искусству. Это живая ситуация, а не гаммы в четырех стенах пилить.

27 мая 2017
Из ЖЖ Ольги Арефьевой

О сексуальном насилии в браке

Позавчера у одной френдессы была ссылка на феерическую дискуссию. Женщина застенчиво спрашивала у известной блогерши, что делать, если муж ее ежедневно насилует. И та дала ей большой развернутый совет — подчиняться и радоваться. И опубликовала. Все аплодируют и поддерживают. Почему же у меня остался премерзкий осадок, как будто накормили чем-то не тем? Когда я прочитала этот пост, у меня два дня кипело. От комментов — особенно. Поддерживающая аудитория получила от автора поста мнимую индульгенцию, позволяющую продолжать в том же духе. А бедные жертвы получили сигнал: «Заткнись и улыбайся, общество тебе не поможет. Твоя беда — не беда, а нормальное положение. Все так живут».

Подробнее