Как отмечают новый год разные народы в разные времена

В Китае сегодня настал 4719 год чёрного тигра. Он продлится с 1 февраля 2022 года по 21 января 2023 года.

Китайцы к Новому году делают уборку жилищ, выбрасывают весь хлам и ненужные вещи, скопившиеся за год. Вместе с мусором и хламом они выбрасывают старую застоявшуюся энергию. Убирают дом традиционным красным цветом и его оттенками, стены квартир и домов украшают специальными картинами из бумажных узоров. Приняты и красные одежды. Этот цвет, согласно представлениям китайцев, отгоняет от дома несчастья и горести.
Елку китайцы не ставят – вместо неё подносы с апельсинами и мандаринами по кругу, фруктов должно быть ровно по 8 штук, не меньше и не больше. Праздник встречают фейерверком и семейным застольем.

Древние гадательные кости эпохи Шан (XVI–XI века до н. э.) уже содержали год из 12 лунных месяцев. В него иногда вставляли тринадцатый и иногда даже четырнадцатый месяцы, чтобы компенсировать сползание календаря и сохранить его привязку к природному циклу и солнцестояниям. Уже тогда использовался шестидесятилетний цикл для отсчёта лет и дней.

В древнем Египте новый год праздновали во время разлива Нила, когда восходила звезда Сириус после ее 70-дневного отсутствия на небосклоне. В день разлива Нила приносили жертвы богу Нила Хапи, в реку бросали свитки папируса с перечнем даров. Статуи бога Амона, с которым иногда отождествляли Хапи, ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу целый месяц, египтяне пели, танцевали и веселились. В это время навещали друзей и родственников, вместе с ними поминали предков и славили богов.

В древнем Вавилоне новый год наступал с первым новолунием после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Во время праздника одиннадцать дней каждый делал что-то новое, особенное. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь.

В древней Персии Навруз (переводится с персидского как «новый день») отмечался в весеннее равноденствие с 21 на 22 марта и означал начало весны и посевного периода.
За несколько недель до праздника семена пшеницы или ячменя смоченными клали в блюдо. Когда они давали ростки, это символизировало весну и начало нового года.
Все наполняли кувшины зерном, водой или молоком, что символизировало урожай, дожди и надои. Было принято примиряться поссорившимся. В утро Навруза нужно было приготовить еду, убраться, украсить дом гранатовыми и яблоневыми ветками и выбросить мусор. После этого устраивали праздничный пир.

В Древней Греции, где летоисчисление греки вели от первого дня Олимпийских игр в честь Геракла, новый год приходился на самый длинный день в году – 21 июня. Но это в Афинах. На острове Делос год начинался в зимнее солнцестояние, 21 декабря, а в Беотии и на острове Родос – осенью.

В древнем Риме до 45 г. до н.э. новый год начинался 1 марта. Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Сатурналиями. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается. По правилам Сатурналий, не дозволялось произносить никаких речей, кроме веселых и насмешливых, полагалось заранее приготовить деньги, одежду, серебро, чтобы разослать их друзьям.

Римский календарь состоял из двенадцати месяцев, включающих 355 дней. Так как это на 10 с небольшим дней меньше, чем длина года, раз в несколько лет вставлялся дополнительный месяц, называемый мерцедонием. Решение о вставке дополнительного месяца принималось понтификом. В период смуты это происходило нерегулярно.
На момент прихода к власти Цезаря календарные даты заметно отличались от ожидаемых времён года. В 46 году до н. э. он провёл календарную реформу, целью которой было восстановить синхронизацию календаря.
С 1 января 45 года до н. э. в Римской республике начал действовать календарь, разработанный группой александрийских астрономов под руководством Созигена. Длина месяцев была изменена так, чтобы в сумме они включали 365 дней. Раз в четыре года после 23 февраля должен быть вставлен дополнительный день. Календарь назван юлианским в честь Юлия Цезаря. Январь получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса, который смотрит назад – на прошлый год и вперед – на будущий.

В сохранившихся летописях не найдено однозначных сведений про начало года у славян. Даже четкого значения слова «год» нет. Венды (средневековое германское собирательное название славян) переводили его как «пир» или «торжество».
В славянских языках год обозначался словом «лето», а праздник звался новолетием. До сих пор мы спрашиваем: «сколько тебе лет?» Долгое время славяне отмечали пролетье – конец пахоты и начало сева весной. Были и другие праздники, могущие претендовать на начало года, например, Овсень.
Ранние сведения, дошедшие до нас, сообщают, что год у восточных славян начинался с 1 марта.
Возможно, традиция восходит к римским временам – в древнем Риме первый день нового года был в первый день весны. Хотя, возможно, славянский и римский календари восходили к каким-то общим древнеарийским источникам.

С появлением на Руси христианства праздник был перенесен церковью на осень. Кто-то говорит, что перенос нового года на сентябрь произошел в конце XV столетия, другие же утверждают, что веком раньше – в 1348 году. Причем, не везде. Русь оставалась раздробленной на княжества, везде отличались законы, календари и религиозная практика.
Лишь в середине 15 века Василий II и Иоанн III взялись собирать Русь в единую державу и вводить единые порядки, страна была полностью переведена на византийскую традицию.
В 1492 г. князь Московский Иоанн III на 7000 годовщину «от сотворения мира» (от этого события велось тогда летоисчисление) порекомендовал Московскому собору перенести начало года на 1 сентября – как в Византии.

В Византии же велось календарное счисление, введенное в шестом веке при царствовании Юстиниана I (527–565). Оно отсчитывалось по индиктам или индиктионам (от лат. indictio – объявление), по 15-летним периодам наложения дани. Каждые пятнадцать лет 1 сентября после уборки урожая собирали налог, чтобы обеспечить государственное пособие отставным военным, служившим в армии по пятнадцать лет.

Встреча нового года на Руси тех времен была далека от современной. Никаких народных гуляний, ёлок и новогодних украшений не было. День новолетия 1 сентября считался семейным праздником. Дети и внуки собирались у старшего в роду, разговаривали о жизни, о делах. Сидели за столом до первых петухов. В полночь раздавался колокольный звон, а в городах стреляли вестовые пушки – они извещали о наступлении нового «лета от сотворения мира». А потом отправлялись в церковь к заутрене. В Москве жители и приезжие собирались на Красной площади. Выходил царь со всем двором, патриарх благословлял народ.

В церковном календаре свою привязку к 1 сентября новолетие сохранило до сих пор. 1 сентября (14 сентября по новому стилю) на Руси всё еще празднуется начало церковного года, называемое также началом индикта. Хотя праздник в настоящее время уже не имеет никакой привязки ни к армии, ни к государственному налогу.

Очередная календарная реформа была введена в России спустя 208 лет Петром I. Страна была переведена на европейское летоисчисление – уже не по юлианскому, а по григорианскому календарю. Появился указ, что после 31 декабря 7208 г. от сотворения мира наступит 1 января 1700 г. от Рождества Христова. Таким образом, Россия, пойдя в ногу с Европой, вступила сразу в 18 век. Строго говоря, 17 века в России не было, вернее, он был таковым назван только постфактум. Петр ввел всего два элемента из григорианского календаря: началом нового года считать 1 января, летосчисление вести от Рождества Христова. По длине месяцев календарь остался юлианским, и с тех пор понемногу накапливал разницу с астрономическим временем.

Государь объявил, что праздновать новый год следует с елкой и фейерверками. Впрочем, допускались любые хвойные растения.
«В знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым Годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового Года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять – на то других дней хватает», – говорилось в указе Петра.

Правда, прижилась эта традиция далеко не сразу – после смерти Петра указ об украшении домов ветвями елей и сосен был почти забыт. По странной иронии, в основном его соблюдали питейные заведения, в результате само слово «ёлка» стало синонимом трактира – отсюда и выражения «поднять ёлку» (выпить), «идти под ёлку» (идти в питейное заведение), а самих пьяных какое-то время именовали просто «ёлкиными».

Новогодний праздник сначала не прижился, был второсортным. Новогодье затерялось между Рождеством и Крещением, которые отмечались с большим размахом – застольями, шествиями, гаданиями, купаниями в проруби, подарками.

В указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова. Новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым.

Настоящий же размах новогодние празднования в России приобрели лишь в первой половине 19 века: в моду вошли новогодние ёлки в домах, гости, новогодний ужин, балы, шампанское, ставшее популярным после победы над Наполеоном.

Позже, с немецкими купцами, в Россию пришли ёлочные игрушки. Первая публичная ёлка была установлена в 1852 году на Екатерингофском вокзале.

«Красным», нерабочим, днем календаря 1 января стало при Николае II, в соответствии с законом от 2 июня 1897 года «О продолжительности и распределении рабочего времени в заведениях фабрично-заводской и горной промышленности».

14 февраля 1918 года декретом Совнаркома, подписанным В. И. Лениным, Россия перешла с юлианского календаря (его обычно называют старым стилем), на новый стиль – григорианский календарь. Накопившаяся астрономическая разница между ними 13 дней.

Советская власть отдыхать в новый год отказалась: в СССР с 1930 по 1947 год 1 января было рабочим днём. Но с 23 декабря 1947 года 1 января специальным указом вновь стало праздником и выходным.

А традиция праздновать новый год первого марта в последующие времена соединилась с обычаями Масленицы: блины, кулачные бои, веселые катания на санях, сжигание чучела Зимы. Власть холода над миром кончается, начинается новый сельскохозяйственный год, в природе просыпается новое лето – новолетие.

По летоисчислению «от сотворения мира», сейчас 7530 год.

1 февраля 2022
Из ЖЖ Ольги Арефьевой