Гунда

Вчера посмотрели фильм “Гунда”.
Медленное норвежское кино.
Я мало смотрю кино, очень мало, всегда лучше выбираю свои какие-то процессы, они у меня длительные. Обычно лучше порисовать, потренироваться или порепетировать, чем отвлекаться на кино.
А тут решили небольшой компанией просто глянуть кусочками, что это такое.
И залипли.
Перемотали на начало и стали смотреть уже подряд и неотрывно.
Для меня признак хорошего фильма – это когда ты досматриваешь до конца, а потом еще внимательнее читаешь все титры. А потом хочешь поставить сначала. А после окончания еще день или несколько гуглишь всё об этом кино, о его авторах, актерах и героях.
Вчера мой вечер был о свиньях. Если вы пока что не можете себе представить, как вы в поисковиках ищете всё о свиньях – включите этот фильм.
Там практически ничего не происходит. Длинные медитативные кадры, по пять минут рассматривающие то, как лежит свинья, то, как крупным планом поднимается и опускается нога петуха, как коровы машут хвостами. Тем не менее, это не отпускает на секунду. Каждый кадр вызывают самую интенсивную реакцию, выворачивая целые пласты размышлений о мире и всём живом в нём.
Наш мир одновременно потрясает совершенством конструкций живых существ, красотой природы и круговоротом боли и безысходности, на котором это стоит.
И этот фильм, наполненный интенсивной красотой, непрямо, но оттого особенно убедительно, говорит об этом.
Если на некоторое время перестать быстро двигаться, эффективно действовать и воспринимать окружающих существ как объекты, если найти в себе силы просто смотреть вокруг, начинаешь читать именно такое послание.
Нет, это не скучно.
Хотя там нет диалогов, людей, музыки и даже цвета. Это чёрно-белое кино. Там очень мало событий. Но событием становится само существование.
Я подобное переживаю когда, например, рисую лапы живых существ, изучая их ракурсы, механику и анатомию. На выходе – просто собачка или просто кошка. Но лапы – это такие невероятные механизмы. И они чрезвычайно похожи на человеческие руки.
То же о животных вообще. Их красота, чувства, быт, их взаимное тепло и непрерывное созерцание потока мира – при взгляде, не заслоненном болтающим мозгом, оказываются более человечными, чем мы сами.
Насколько же на этом фоне картонны и дешевы сериалы про ментов с их противными рожами и мерзкими голосами, мелкими эгоистичными мотивациями и дутым экшеном.
Вон экшен куда более сильный и куда более настоящая эстетика – свинья вырастила поросят.
Ну и следующие мысли, которые из этого неминуемо следуют – звери не заслужили жестокого обращения и отношения к ним как вещам.
Но тупик. Мы не можем убрать страдание из мира.
И при этом испытываем оторопь от его красоты.
После такого фильма невероятно хочется выйти из круговорота рождений и смертей.
Режиссер, оказывается, русский, Виктор Косаковский.

6 мая 2021
Из ЖЖ Ольги Арефьевой