Как нас дурят

Рекламщики и полит-пиар-технологи, как и Остап Бендер, чтят уголовный кодекс, но знают тысячу и один сравнительно честный способ выдать сильно желаемое за почти действительное. Они изучают нашу психологию и используют «бреши в системе».
Мы недавно взяли образцы из учебника рекламы и немного поиграли в рекламные слоганы. Результат предлагаю вашему вниманию.
Все совпадения названий и имён случайны.

Я рекомендую борщ с его морковью, ведь нет ничего более полезного для глаз, чем содержащаяся в нём морковь!
Борщ.
Окулисты свидетельствуют — не существует ничего более полезного для глаз.

(Схема: Х (борщ) содержит А (морковь), А имеет действие Y (полезна для глаз). Следовательно Х имеет действие Y (борщ полезен для глаз), даже если А (морковь) содержится в небольшой концентрации или измененном (здесь — вареном) виде.
Некие неуказанные окулисты свидетельствуют, что нет ничего более полезного для глаз (пропущено «чем морковь») но не упоминают, что полно СТОЛЬ ЖЕ полезного.

Вы собирались купить билеты на Ольгу Арефьеву? (хто такая? я собирался?) Так поспешите! Они уже кончаются! (а может только начались).

Жизнь существует благодаря свету. Лампочка испускает свет. В холодильнике «Полярная станция» целых пять лампочек! Холодильник, дающий пять жизней!

От грязного секса к чистой любви! Простыни «Крахмал». От романтической встречи к семейному долголетию. Наши простыни — ваш секс!

Юлю Шатунову слушают миллионы. Арефьева играет в шашки лучше, чем это делает Юля Шатунова. Арефьева играет лучше кумира миллионов!
Арефьева.
Вы ещё не купили билеты на её концерт? Спешите, они кончаются!

(Здесь: отождествление количества (популярности) и качества (слушают миллионы, значит качественное).
Сравнение по несущественному параметру (умение играть в шашки)
Пресуппозиция (неявное допущение) того, что вы собирались купить билет на этот концерт.)

Пресуппозиции:

За что вы так любите баклажаны? (а любим ли?)
Твоя собака стала ещё отвратительнее! (всегда была симпатичной собачкой…)
Что именно делает мои сиськи самыми красивыми? (эти штоль? ну ты даёшь…)
Почему большинство выбирает классическую музыку? (а я с поцанами — металл…)
Моя фигура стала ещё стройнее! (относительно моих всегдашних 100 кг)
Распродажа в магазине «Хлам!» Ещё немного — и вы не успеете! (а мы и не спешим, и вообще никуда не собираемся)
Собака породы «Бастарди». Купи мечту! (импликатура: «я мечтаю о Бастарди». Хоть пока и не знаю, кто это такое)

Ложное уникальное торговое предложение:

Это молоко от самых высокоудойных коров Красноскатерного совхоза!
(А мы его всё равно на литры покупаем… И высокоудойность может отрицательно сказываться на качестве молока).
Наше мыло меняет цвет! (а мы им мыться собирались…)
Наши шоколадки не тонут! (говно тоже)

Сравнение по несущественному признаку:

Арефьева поёт громче Сергея Зверя! (при пении в микрофон имеет значение не громкость, а тембр, да и ч т о поёшь…).
Послушайте пение певицы в самой короткой юбке! (по радио)
Наш президент ВЫШЕ! (Тут ещё и использование многозначности слова. А рост больше важен баскетболисту.)
У нас самые музыкальные врачи! (лучше лечили бы)

Импликатуры:

Психика человека устроена так, что выводы и решения, которые он получил путем собственных умозаключений, ценны ему более, чем данные в готовом виде.
Импликатуры нравятся рекламистам, тем что ценность информации для человека выше, если он её вывел сам. В этом случае он менее склонен её анализировать, а принимает как есть и не ищет подтверждения в тексте. А рекламиста нельзя привлечь к отвественности за всего лишь «неявные допущения», приводящие к выгодным ему ложным выводам.
При языковом манипулировании часто эксплуатируется склонность человека к поспешным умозаключениям.
Например, подсознательно мы считаем, что нет разумной причины поместить фразу в речь, кроме как её отношение к теме разговора. Произнеся «в огороде бузина, а в Киеве дядька», мы создаем ощущение, что одно как-то относится к другому. Доказывать это уже не обязательно.
В норме человек не замечает многозначность языковых конструкций; во-вторых, человек склонен понимать рекламное сообщение в более выгодном для себя смысле (известный в психологии эффект улучшения сообщения).

Я еду отдыхать на Колыму. Я люблю хороший секс.
Я мою уши мылом Гав. Я понимаю толк в музыке!
Бертольд Шварцнеггер был в нашей пельменной. Он ценит хорошую еду.
Я пользуюсь одеялами Синтетик. Я люблю тепло.
Я брею ноги бритвой Оккама. Я люблю чувственные танцы.
Ресторан «Гла-мура» работает с 17 до 24. Что едят звёзды?
сообщения в новостях:
Церковь негодует против гей-парада. Одна из участниц гей-парада слушала в наушниках Арефьеву.
В средние века невероятные жестокости творила церковная инквизиция. Арефьева поёт духовные песни.

Ложная аналогия:

Джентльмены не выходят в общество без брюк. Купите чехлы для мебели!

Зачем вам чужие объедки? Зачем вам вчерашний суп? Наши новости — самые свежие! (Информация не убывает и не ухудшается при копировании. Многие виды информации не стареют, по крайней мере, быстро).

Духи «Кошачья страсть». Тестированы на животных.

Автомобиль «Гепарди» — самый быстрый секс! (одно с другим не связано, да и лучше ли быстрый секс медленного…)

Ваш спутник в свете. Автомобиль Роллс Райс.

Ложные противопоставления:

Наши пирожки не содержат полония! (а остальные что — содержат?)
Наш банк не играет в рулетку! (и не только он)
Компьютер «Электроник». Без единого гвоздя!
Газета «Истина». Мы не употребляем матерных слов.
Маркет «Супер-пупер». Мы храним молочные продукты в холодильниках! (а где ещё?)
Колбаса «Конская». Ни один кролик не пострадал!

Ложное уникальное торговое предложение.
(Преподнесение обычного качества, или даже недостатка, как уникального торгового предложения.)

Ресторан «Целибат». Наши стриптизёрши одеты.
Больница Центральная. Наши врачи моют руки.
Сайт pod_zam.com Наш веб-мастер поёт за работой! (лучше бы HTML учил)
Наше масло содержит мало жира! (а что же оно содержит, если это МАСЛО?).

Некорректный выбор параметров сравнения:

Наш товар стал ещё лучше! Что изменилось? Название!
Плохо быть одиноким… Только вдвоём с другом я счастлив! Хлеб «Дуплет», два батона в одной упаковке! (соотношение вес-цена остались теми же).
Телепередача «Всем обо всём!» Самый широкий охват аудитории!» (кого только нет в нашей случайной и разношерстной публике, жаль, количество подкачало).
Сопоставление несопоставимого:

Всё меняется. И только президент остаётся. («всё» и «президент» — явления разного смыслового ряда)
Все знают Чебурашку. Но мы знаем, чем его лучше стирать! Порошок «Наждак» — отстирает даже Чебурашку!

Двойное сравнение.
(Сравнение по одному параметру с одним, а по другому — с другим объектом. В выводе — сравнение ни с чем.)

В мире ничто так не ценится, как ум и красота. Шапокляк умнее Чебурашки. Шапокляк красивее Крокодила Гены.
Шапокляк.
Самая умная и красивая! (в мире? в мультике? сравнение ни с чем)

Арефьева — лучшая певица среди поэтов! Лучшая поэтесса среди певцов! Лучшая среди лучших!

Мотопед «Жук-извозчик». Мощнее и дешевле. (дешевле «Большого Жука» той же фирмы, мощнее «Мини-жучка» той же фирмы).

Водка. Больше крепость — меньше денег.
Водка.
Дешевле коньяка, крепче пива.

Наше пирожное вкуснее и дешевле торта! (Меньше торта, поэтому и дешевле. А на вес — дороже)

Неопределённый класс сравнений (сравнение неизвестно с чем)

Самый высокий мужчина! (в нашей семье)
Дешевле не найдёте! (в нашем магазине, а в соседнем — пожалуйста)
Самый солидный адвокат. (в селе Беззаконово)
Селедка под шубой — лучший салат!

Вопросы и отрицания, сопровождающие сравнительные конструкции:

Фирма «Дрова»: самые натуральные материалы. Нет более деревянной мебели! (а есть столь же деревянная).
Стрижка наголо — самая короткая стрижка. Парикмахерская «Овца». Не существует парикмахерской, где вас постригут короче! (но существует масса других, где постригут так же).
Гостиница «Зацентральская» Нигде не встретите более чистых простыней! (но много где — такие же чистые).
Никто не танцует танго лучше меня (но многие танцуют так же). Что бы я делала без туфель «Мишко»?
«Сутулон». Нет более эффективного лекарства от сутулости!
(но полно настолько же эффективных, вернее, неэффективных. Сутулость вообще не лечат лекарствами).
Тренинг «Человеческая комедия». Нигде вас не научат более грамотно составлять рекламные слоганы!
Искусственный класс сравнений.
(сравнение не со своим классом товара, или даже с другим типом товаров. Сравнение с искусственно смоделированным несуществующим товаром)

Зачем скучать дома? На концерте Арефьевой гораздо лучше!
Ресторан «Из Жога». Наши повара во всём превосходят обычных!
(искусственно создаётся представление о неких «обычных» поварах и с ними производится сравнение).
Одежда фирмы «Макро-бикини» — не то, что носят в будни!
Крем «Свежий ветер» — единственный крем с настоящей свежестью! (что такое «настоящая свежесть»? Почему единственный? Потому что только он один называется «свежесть»?)
«Откуси-ка» — вкуснее обычного пирожного! (какое из них обычное?)
Это не просто концерт — это концерт Арефьевой!

Суженный класс сравнений.
(Сравнение Товара с самим собой или продуктами той же фирмы)

Альбом «Батакакумба» — везде первый! (первый по времени из альбомов Арефьевой).

Спектакль «Убейте меня веником» — лучший спектакль сезона! (в Погорелом театре)

Главная книга жизни.
«Дурак» — седьмой том эпопеи прозаика М.Неграмотного.

Подмена количества качеством и наоборот:

Нас выбирает большинство. Телешоу «За гранью вкуса». Мы лучшие!
Плохо быть одиноким. Вдвоём веселей. 2 больше чем 1! Раньше в нашей пицце был один вид колбасы, а теперь два. 2 лучше чем 1!
(Общее количество колбасы не изменилось, общее качество ухудшилось — была копчёная, стала копчёная + варёная).
Мы идём побеждать в войне. Кто там пищит, что весь взвод не в ногу? Раздавим жалкую прослойку!
Народ выбирает твёрдую руку. Страна голосует за дисциплину! Кто там не со всеми?
(Кто там шагает правой?
Меньшинство подчиняется большинству.
Бей меньшевиков и уклонистов… и т.д.)
Хватит копаться в мелочах! Играй по-крупному! Казино «Небо в алмазах».

6 февраля 2007
Из ЖЖ Ольги Арефьевой