Про неудавшихся клоунов
Хотелось додумать до конца вчерашнюю мысль о неудавшихся клоунах. Не бывает никого неудавшегося.
А вы видели удавшихся клоунов? Которые сделали это своей профессией, зарабатывают деньги, каждый день работают клоунами?
Они разные, да. Есть мускулистые быстрые парни, которые много сочиняют и быстро соображают, которые все время тренируются и придумывают. Но есть и большинство – пьющие и толстеющие люди, которые годами повторяют одни и те же номера то на арене, то на корпоративах, то на пьянках и ёлках. Вы мечтали быть музыкантом? И потом сказали – я неудавшийся музыкант… Но посмотрите на удавшихся. Они все счастливы, психически комфортны, искренни? Среди них процент счастливых и равных себе людей ничуть не выше, чем среди всех остальных.
Актеры? Разрушенная психика, зависимость от чужой воли и похвалы зрителей, от диктата и каприза не всегда вменяемого и вообще достойного режиссера, участие в произведениях, которые самому отвратительны, не в тех ролях, не в том качестве. И тоже корпоративы, пьянки, подхалимаж, карьеризм, легкие деньги и безденежье. И на поздних этапах среди актеров тоже остаются лишь единицы тех, кто извлек из своей работы реальную внутреннюю пользу, отдельные уникальные личности с высоким уровнем сознания (но все равно с разрушенным здоровьем почему-то).
Я могу продолжать эти линии, они отыскиваются в каждой области человеческой деятельности и мечты – хоть в спорте, хоть в религиозной карьере, хоть в политике, хоть в бизнесе – везде в итоге присутствует это разочарование и превращение кареты в тыкву.
Винить мечту? Обманула?
Или не смотря ни на что продолжать мечтать стать актером, танцором, клоуном, артистом цирка?
Но зачем же называть себя неудавшимся, если не сложилось стать звездой?
Во вчерашнем разговоре на остановке мы шутили, конечно.
Когда ты только изучаешь какое-то искусство, ты входишь в целый мир. Открываешь волшебную дверь, за которой целая звездная система – новой информации, плодов человеческой фантазии, знаний, наработок, замечательных достижений предшественников. Это крайне полезно, развивающе и духоподъемно. Встреча с мечтой, с самым дорогим и лучшим в человеческой мысли. И в период, когда знакомишься с новым миром, изучаешь, осваиваешь, ты – новичок. Это прекрасное состояние, когда ты — в последнем ряду, никто, неофит с сияющими восторженными глазами. И это самое лучшее и чистое время. А зачастую вовсе не то, которое впереди. Впереди – освоенное ремесло, которое начинает применяться не только для высоких но и, увы, для низких целей. И вот биноклями забивают гвозди, искусство начинают разменивать на корпоративы, бабочек превращают в товар. Амбиции, честолюбие, мерянье ростом, зависть, ревность, зарабатывание денег, скука и, в конечном итоге – незаметное предательство. Которое, конечно, не проходит бесследно. Кстати, именно среди мэтров, на мой взгляд, встречаются самые высокие степени человеческой деградации. Страшновато смотреть на раздутое, распухшее эго, не встречающее никакого препятствия, а только подхалимаж. Наше медиа-пространство дает потрясающие по своему уродству примеры мэтризма, за которыми далеко ходить не надо, только не надо их сейчас начинать перечислять, чтобы не засорять атмосферу беседы, пусть каждый сам подумает.
Рецепт, как пропасти избежать, мне кажется таков: оставаться неофитом. Так и чувствовать себя учеником, на любом сравнению с другими уровне. Ведь всегда есть высший уровень – божественный. И как бы ты громко не квакал в своем болоте, ты всего лишь пока лягушонок. Ученик не превращается в вальяжного мэтра, а остается ребенком. И уж совсем не подсчитывает, много ли он заработает, продав кусочек искусства, отпилив немного неба. Ему абстрактное наслаждение прекрасным дороже всего на свете. А деньги образуются по ходу, или… не образуются. А ты только идешь свои шаги – первые, средние, высокие. И всегда есть основания считать, что еще не все можешь и умеешь, да и это так и есть. Но только не с упаднической интонацией «я ничего не достиг». А с огромной радостью встречи с прекрасным. Человек, который не стал клоуном, стал кем-то еще! Художником, психологом, фотографом, сочинителем, талантливым администратором, воспитателем детей и так далее. Он не стал профи-клоуном. Но он теперь живет с другим качеством внимания и понимания. Он мыслит образами клоунского странного мира, он любит и отслеживает работу человеческого внимания, природу смешного, видит гэги в будничных картинках и слышит смешное в обычной речи.
То же и с любовью. Больше всего счастлив, пусть болезненно, но ярко и остро – влюбленный – ни в чем не уверенный, стремящийся, разлученный, а то и невзаимный. Зато достигший объекта своей любви, поймавший в сетку — очень и очень рискует потерять чувство. Раздавить бабочку. Рутина, привычка, разочарование, будни.
И лишь редкие-редкие мудрые остаются счастливцами даже достигнув. Просто они обращаются уважительно со своими дарами и с любовью. Остаются удивленными детьми с широко распахнутыми глазками, а не уверенными хозяевами жизни.
Так же и с музыкой, живописью, танцем, математикой. Не в том результат, чтобы продать какое-то свое умение. А в том, что ты изнутри приобретаешь другое качество участия в жизни. Которое профи на каком-то этапе как раз могут потерять, затоптать цинизмом, борьбой за медальки и кошельки.
Специалист подобен флюсу. Есть смысл в том, чтобы получать свои уроки в несколько перемежающемся порядке. И не всегда нужно быть зачем-то чемпионом. Главнее не потерять внутри радость, интерес, и не быть перекошенным. Потому — то рисовать, то танцевать, то влюбляться, то получать жизненные уроки, связанные с отношениями с людьми, гуманностью, совестью, мудростью, легкостью. То учиться нести ответственность и считать деньги. То быть мягче и принимать удары и критику с улыбкой и пользой. То решать математические задачи, то воспитывать детей. И не гнаться заполучить сразу всё в чем-то одном. Мы же не хотим потерять остальное.
27 октября 2014
Из ЖЖ Ольги Арефьевой