Рабство

Вы бы хотели иметь рабов? Не спешите смеяться, злиться или равнодушно качать головой.
Хотели бы, чтоб вас обслуживали, по щелчку удовлетворяли ваши потребности и прихоти, в том числе эмоциональные и сексуальные? Хотели бы иметь в распоряжении людей, которыми можно помыкать, к которым можно относиться как к вещам и расходному материалу, или домашнему скоту? Людей, чьи чувства можно не учитывать, о чьем здоровье и счастье можно не заботиться, но которые будут вам подчиняться? На кого можно орать, кого можно унижать, бить, кого «можно» насиловать? Кого можно списать и выкинуть, если тот заболел, состарился или не нравится?

Если вы с негодованием ответили «нет» – отлично. А теперь без негодования, но внимательно.
Кто подметает ваши улицы? Кто вывозит мусор? Как вы относитесь к обслуживающему персоналу там, где с ним встречаетесь? Кто у вас лично дома моет унитаз? Кто насыпает соль в солонку? Заказываете ли вы доставку? Заказываете ли клининг? Пользуетесь ли такси? Нанимаете ли рабочих на грязные неквалифицированные работы?
Вы скажете «разделение труда», и будете частично правы. Но если вы вообще никогда не моете пол и не чистите картошку, не копаете землю и не заколачиваете гвозди – возникают некоторые причины задуматься.
Собственно, я пришла к этому вопросу, задавшись вопросом об истоках войны. И нащупала мысль, что к войне постоянно и неминуемо приводит открытое или завуалированное стремление одних людей возвыситься над другими и подавить их. Часто это стремление незаметно самому носителю сознания насилия. У этого мышления есть названия: колонизаторское, иерархическое, кастовое, патриархатное – допишите сами.
Это стремление и привычка одних порабощать других. Когда-то – через оружие, сейчас – через социальную несправедливость. Это когда одни получают власть над другими и имеют от этого материальную и нематериальную выгоду. Выгода – это возможность задешево переложить на другого черную работу, эксплуатировать, в том числе сексуально, возможность безнаказанно унижать другого и сливать на него свои негативные эмоции. Самоутверждение, получение почестей, знаков подчинения и уважения, незаслуженных похвал и поддакиваний – тоже из той коробочки.

Тот, кто находится на более высокой ступеньке, обычно поддерживает выгодный ему дисбаланс власти. Часто не отдавая себе в этом отчета. Тот, кто пользуется чужим положением для своей выгоды, участвует в этой системе.
Избежать же участия практически невозможно. Живя в государстве, где неграмотные гастарбайтеры держат на себе весь черный труд, мы все участвуем в этом.
Обитателей других уровней пирамиды тоже держат в определенного рода рабстве.
Тот, кого система заставляет врать, предавать, пресмыкаться перед сильным, творить вещи, противные совести – тоже раб.
«Социальный лифт» из депрессивного региона в виде шикарной возможности стать «космонавтом» и разгонять демонстрации, или стать контрактником и стрелять – это тоже оно, только вид сбоку и соседняя ступенька.

Судья, выносящий противоречащий закону, совести и здравому смыслу – тоже раб. И его тоже держат рычагами и крючьями.
Как проверить себя?
Вот довольно выразительный пример: вам нравится некий человек, намеренно не указываю пол. Он для вас сексуально чрезвычайно привлекателен, но, вот беда, вас не хочет. Вы ему неинтересны как сексуальный объект, он смотрит совсем на других. Или ни на кого не смотрит, просто его устраивает жизнь вне вашего внимания.
Если у вас появится возможность воздействовать на его выбор через деньги и рычаги власти, вы воспользуетесь ею?
Вы профессор, хотите студентку, вы начальница, хотите подчиненного, вы малопривлекательный мужчина, возжелали секса с модельной красоткой, вы муж и требуете «супружеского долга». Если вы готовы на интриги, давление, подкуп, «небольшое» насилие, мутные схемы, подстроенные ситуации, подпаивание, ловушки, обман – то у вас внутри есть готовность претендовать на чужое. Значит вы внутренне не уважаете чужую свободу воли и неприкосновенность тела, и готовы проломить их под себя. А если бы у вас были бесконечные ресурсы? Власть просто приказать, повелеть притащить к себе желанную (желанного), да еще и потребовать улыбаться вам? Как, неплохо было бы? Или нет?
Но кто-то скажет, «покупка – это другое». «Они – за деньги». А откуда вообще может взяться возможность решать деньгами и властью вопрос доступа к телу другого человека, который не хочет? Значит, у той стороны денег и возможностей не хватает на что-то жизненно важное? А у другой как раз «случайно» есть лишние?
Случайно ли, что у одного нет на главное, а у другого есть, скажем так, на лишнее? Дисбаланс власти, дисбаланс денег – это и есть рычаг. Но откуда дисбаланс берется, и всегда ли несправедлив?
Популистские призывы к слепому равенству приводят к шариковщине, уравниловке, к «отнять и поделить». Равенства в реальном мире не бывает. Все люди разные, притом в одном человеке есть сильные и слабые стороны.

Умные и глупые, молодые и старые, красивые и не очень, образованные и безграмотные. Кто привлекает партнеров умом, кто талантом, добротой, заботой – кто чем может, тот тем и привлекает.
И при неравном распределении власти и благ всё теоретически может быть справедливо: кто-то действительно опережает остальных в умениях, работает больше, выполняет более сложные и уникальные задачи – и заслуженно имеет больше ресурсов. И может их потратить на какие-то вещи, недоступные другим.
Только вот вопрос: где граница между тем, что покупать можно, а что – аморально? Какие вещи и услуги продаются, какие не должны (но все равно продаются)? И где кончается честный обмен и начинается покупка живого товара? Ответьте сами.
Кто-то может принимать решения и просчитывать их последствия, потому у него заслуженно больше власти. Больше власти – больше плюшек. Вроде как очевидно, но не совсем. Откуда повелась априорная уверенность, что властью надо обязательно пользоваться в личных целях? Это вообще-то наследие обезьяньего иерархического сознания – что альфе вся еда и самки. Власть нужна, чтобы работала на благо управляемого общества. Если управляющий начинает пожирать общественное благо сам, это паразит, а не руководитель. Но удержаться от этого мало кто может. Замечено, что власть практически неминуемо развращает. Даже заслуженная. Чтобы не поддаться ее искушениям, надо быть аскетом, победившим своё эго. А этого с властителями, предводителями, гуру сект, олигархами и медиа-звездами или не бывает, или бывает, но недолго и не вполне.
Тем более, это лишь в идеальном мире власть и благодарность общества – у достойных. В реальном – сами знаете.
И, начиная с перекоса сверху, дальше на всех промежуточных ступенях иерархий появляется дисбаланс, и это в первую очередь дисбаланс справедливости.
Он не в том, что у кого-то чего-то больше, чем у другого. Он в том, что кто-то занимает место, которого более достоин другой. И пользуется незаслуженными преференциями этого места. Справедливы преимущества вообще или нет – вопрос отдельный, но по факту они есть.
Злоупотребление властью и деньгами в итоге дают возможность покупать людей. Грубо будет сказать – рабов и секс-рабов. Хорошо, не скажу, но что фактически имеем? Вместо дружбы на равных, сотрудничества со справедливым разделением и труда и его результатов – кто-то предпочитает заставить, подчинить, вынудить, поставить в ситуацию невозможности другого выбора.
Вместо любовных и семейных взаимоотношений с равными партнерами – просто указать пальцем на кого захотелось.
Равным еще надо понравиться, с ними нужно строить уважительные отношения. Равные – не обязательно такие уж красивые, молодые, стройные и покорные, как ты желаешь, а ровно такие, как ты сам. Старый, страшный, пузатый, вонючий и с тяжелым характером? Зачем же такой сдался юной, милой, очаровательной и ароматной?
Но при дисбалансе появляется возможность заставить того, кто в независимых условиях и не глянул бы на такого соискателя. Да еще и вынудить при этом улыбаться и кланяться.
Это когда-то рабство было откровенным – с невольничьим рынком, ценниками, бичами и цепями. Сейчас более завуалированно и опосредованно.
Но так даже удобнее. Если рабовладелец прошлого был должен заботиться о том, где живут, что едят и как охраняются его рабы, то сейчас даже об этом не надо думать.
Человек, с чистыми глазами и грязными трусами покупает возможность изнасилования проституированной женщины – и не имеет дела с ее предысторией и последствиями своих действий в ее жизни. За это и платит свои несколько тысяч. Кто-то ее рожал, пел ей колыбельные, водил в школу, лечил, учил, кто-то будет (если будет) реабилитировать ее, заниматься ею в старости и в болезни, купировать ПТСР и разгребать психику. Не он.
То же с гастарбайтерами.
Рабство на государственном уровне у нас настолько въелось, что мы его не видим, не хотим видеть, не работает внимание в эту сторону. Слепые пятна. Они же добровольно, они же за деньги!
Но откуда берутся люди, «добровольно» выбирающие специальности, где мало платят, сильно эксплуатируют, где работа тяжелая, грязная, а может и связана с торговлей своим телом или с торговлей совестью? Откуда берутся люди, выбирающие быть пушечными мясом или работать в борделях?
Рабство – такое социально удобное и выгодное, культивируется специально. Часть людей заранее лишается будущего. Почва рабства – семьи и целые регионы, лишенные социальных возможностей. Там, где поддерживается низкий уровень образования, воспитания и материальной обеспеченности для новых и новых поколений детей – там и создается питательная почва для рабства. Чтобы потом за малую подачку их можно было сделать трудовыми рабами, пушечным мясом, опричниками и проституированными женщинами.
Они неграмотны почему? Почему их регион нищий? Не допущено ли это специально? Они точно неспособны к образованию? Или им его просто не дают? Они точно невоспитанны и развращены? Или их просто не воспитывают и развращают? Они точно не могут нести ответственность, управлять системами, принимать решения? Они и правда родились специально, чтобы…?

Мы подобные предубеждения проходим сейчас с вопросом женского неравенства. Женщины веками считались не способными руководить, занимать ответственные должности, считались не достойными образования и не равными «настоящему» человеку. «Паприроди»рожденными обслуживающим персоналом и грушами для битья для «настоящих людей».
Сейчас выясняется, что при объективной разнице ряда параметров – силы мышц, крепкости костей, уровня агрессии – женщины не глупее и не слабее. В чём-то один пол превосходит другой, в чем-то наоборот. В целом же всё уравновешивается. Перекос власти по гендерному признаку вызван предвзятостью и неравными возможностями, которые буквально вшиты на всех уровнях системы. Убери неравенство – картинка станет совершенно другой.
Нет ни эллина, ни иудея. Нет природно глупых и слабых народов, полов, регионов. Везде рождаются люди способные и не очень, более или менее пассионарные, харизматичные и так себе, выдающиеся и ординарные. Везде есть интеллектуально слабые и сильные, талантливые и лишенные особых талантов. Нет генетически «плохих» народов.
Но есть условия воспитания и жизни. И вот это проверено и научно доказано: при воспитании ребенка в полной насилия нищей и депрессивной среде в нем проявляются худшие склонности. Например, человек с поврежденными лобными долями может в жестокой среде стать преступником и асоциальной личностью. Но если он воспитывался в спокойной, гуманной, развивающей обстановке, опасные тенденции или не проявятся, или проявятся в более приемлемой и слабой форме. Роберт Сапольски приводит пример, как его знакомый с поврежденными (или недоразвившимися, не помню) лобными долями имеет манеру слишком долго играть на пианино Шуберта на семейных вечеринках. Все уже устали и хотят за стол – а он играет. Не совершил преступлений, не сел в тюрьму, никому не принес вреда, но вот игрой на пианино немного достал. Среда определяет в конечном счете, каким станет человек.

Если глянуть внимательно, как нас воспитывали? Культивировали военные игрушки и соревновательные игры. С детства по умолчанию как очевидный доминировал принцип борьбы за победу – соответственно, за торжество над более слабым.
У нас не были в чести игры, воспитывающие альтруизм, кооперацию и взаимоподдержку. Вокруг цвели унижение более слабых, насмешки, буллинг, скрытое и открытое насилие.
Кто-то вырос более свободным и гуманным, потому что ему повезло. Выиграл в генетическую лотерею, были принимающие и любящие родители, повезло с регионом и районом местожительства.
Кому-то не повезло.
О многочисленных видах несправедливости, насилия и неравенства сейчас идет довольно живая общественная дискуссия, и во многих общественных слоях перекосы понемногу начинают выравниваться или хотя бы ставиться на вид. Но бороться с ними не так-то просто. Потому что неравенство – основа экономики.
Мне тут вчера забавное рассказали – почему Индия стала такой замусоренной. Потому что многолетняя и малоуспешная борьба с кастовой системой в этой стране всё же начала давать некоторые плоды. Неприкасаемые, которые поколениями были вынуждены заниматься мусором, канализацией и всякими грязными работами – частично вышли из кастовых рамок, получили образование, уехали в другие страны, стали айтишниками и некоторые даже президентами. А мусор убирать стало некому. Но в Индии чрезвычайно развита тысячелетняя привычка кидать мусор прямо под ноги. Потому что придут уборщики и за малую копеечку уберут. Так может, поменять привычки? И не бросать мусор прямо под ноги? О нет, это же ужасно трудно, прямо невыносимо! Особенно, когда вокруг каждый всяк кидает. Алярм, верните неприкасаемых!
То же сейчас с гастарбайтерами-дворниками. Если бы дать им, вернее, теперь уже их детям, возможности – многие из них станут развитыми, образованными цивилизованными людьми. По крайней мере, тот же процент, что и в других народах. И, я думаю, следующие поколения мигрантов это покажут. Заодно и станут не столь уж молчаливыми и безропотными, не захотят оставаться на нижних ступенях социальной лестницы. Соответственно, придется не эксплуатировать, а договариваться, уважать, достойно платить, давать образование, предоставлять выбор. Ох, как трудно. А кто будет дворниками?
То же и c другими видами неравенства. Они ведь такие скрепные. Равенство женщин? А кто возьмет на себя неоплачиваемый домашний и репродуктивный труд? Нанимать нянь, поваров и уборщиков, оказывается, дорого! А уж как суррогатные матери-то недешевы!
«Хорошо» (в кавычках), если получится труд одних переложить на других. С рабов, добившихся свободы или хотя бы послаблений, – на других, которые пока еще нет.
«Хорошо», если пока есть те, у кого нет денег и других возможностей, и они готовы взять на себя непрестижные работы за малую копейку. Тогда проблема, не будучи решенной, может быть трансформирована. А если нет?
Система трясется, перекашивается, пытается заменить один вид рабства другим – ей тяжело. Вытащи подпорку несправедливости – всё валится. Получается, обществу надо не просто заменять ее на другую, надо вообще перераспределяться. Тем, кто привычно ехал на других, придется учиться нести свою часть нагрузки. Не приказывать, а договариваться. Не эксплуатировать, а самим трудиться. А за общественно необходимые тяжелые и грязные работы – ну, наверное, платить соответственно. А также делать их более чистыми и престижными за счет механизации и изменений условий труда. Придется менять глубокие укоренившиеся привычки, манеры, шутки и даже отдельные слова.
Дискриминирующие выражения же вросли в язык, они одновременно и симптом, и действующий крючок, фиксирующий ситуацию в прошлом. Потому кипит такая яростная борьба вокруг, казалось бы, неважных предлогов и суффиксов.

Так вот, к чему клоню.
Откуда берется война. Она _от_ несправедливости и _для_ несправедливости. Война между армиями, противостояние систем – это только видимая верхушка.
В основе – борьба внутри систем, меж социальными слоями, между полами, между отдельными эго. И большая война вырастает из малых войн, их меньше видно, но они – основа.
Как с ней бороться?
Само слово «борьба» – это опять война.
Получается, нам надо учиться изначально не мыслить категориями войны и порабощения. Это очень трудно. Но это же и легко – как не бросать мусор под ноги. Просто требуется твердое намерение и внимательность.
Я много раз была за границей – везде люди примерно из одного теста. И везде хороших людей гораздо больше, чем плохих. Если кто-то допускает мысль, что люди одной страны чем-то хуже людей другой – он очень ошибается. Но, как в примере Сапольски, один и тот же человек может вырасти совершенно разным в разных условиях. Что не снимает с каждого человека ни ответственности, ни вины за совершенное лично им.
Дерутся – системы, за власть и ресурсы. Правители хотят власти и увлеченно играют в геополитические шахматы. Военные хотят быть востребованными, хотят наград, славы и денег. Оружейные бизнесы хотят процветать. Пока есть закостеневшие иерархии – они будут биться за свое доминирование и натравливать одних людей на других.
Системы рисуют на полу условного детского сада меловую линию и говорят: «все, кто с одной стороны – наши, все с другой – враги». Кто на это поведется – тот становится фаршем в битве мясорубок.
Чтобы не вестись, надо выращивать в себе привычку поcтоянно просматривать свои мысли и вычленять иерархичность, несправедливость, насилие и войну в себе. И выпалывать их как сорняки. Это постоянная внутренняя и внешняя дискуссия, это постоянные моральные дилеммы, это высокая критичность к себе. И это много неудобств и вопросов. Но все же другого пути я что-то не вижу.
Иерархии могут быть побеждены распределенным управлением – без явных начальников, только с админами систем. Кто лучше работает на благо людей – тому и лучше. Центра нет, начальства нет, есть общественные связи и взаимозаменяемые узлы. Как работает Википедия. Чтобы не было возможности захвата неограниченной власти «пластилином мира», который может в любой момент потерять берега, сойти с ума или захотеть взорвать мир.
Распределенные системы уже во многом хорошо себя показали и заметно изменили мир, будь то интернет или крипта, соцсети или стриминговые сервисы. Грибницу нельзя убить пушкой.

Тут напрашивается разговор об опасностях, которые несут искусственный интеллект, нейросети и большие данные. Но остановлюсь, так как это отдельный разговор, и я в нем не спец.
Я же пока – о том, как же непросто человечеству, пока оно упорно тащит за собой рабство и войну из века в век. Сколько сил, ресурсов и жизней уходит на бессмысленную борьбу там, где давно могло быть счастье и процветание на основе взаимной поддержки и кооперации.
Но, похоже, без решения проблемы иерархий и следующего из них рабства, проблема войны так и не решится. Достижения цивилизации сносятся очередным выплеском хтони. И корень – в мышлении.
Тот, кто согласен иметь раба, тот в невидимой части контракта подписывается под правом самому попасть в рабство. Мы внутри себя должны отказаться от рабовладения, если хотим выйти из порочного круга. Таково мое ощущение.

«Последняя война среди людей будет войной за истину. Эта война будет в каждом отдельном человеке. Война – с собственным невежеством, агрессией, раздражением. И только коренное преобразование каждого отдельного человека может стать началом мирной жизни всех людей».
(Николай Рерих, пакт Рериха 1935)

10 июня 2022
Из ЖЖ Ольги Арефьевой