Скафандр, автомобиль, лошадь

Давно хочу сформулировать.

Если человек – это душа в теле, то это понимание давно должно изменить наш образ жизни.
Если это так, тело можно сравнить с автомобилем, в котором едет водитель. А также со скафандром, внутри которого космонавт. А также с лошадью, на которой сидит всадник. И конечно нам всем позарез надо, чтобы этот скафандр был удобен, лошадь была здорова, а автомобиль – быстр и исправен.
Мы должны постоянно следить за своей телесной оболочкой: еда, физкультура, воздух, вода, температура. Защита и оберегание от повреждений, регулярная профилактика важнейших узлов-органов и лечение любого непорядка в теле.
Есть такая восточная мудрость: тебе надо переехать пустыню на верблюде. И ты, разумеется, его должен обязательно кормить, поить и чистить. Но если ты его только украшаешь драгоценностями и питаешь лучшими яствами, но никуда не едешь, то пустыню не перейдешь.

Красота

Есть предположение, что душа строит себе тело по своему образу и подобию. Используя тот генетический материал, который дали родители. Но красота – это не расположение костей и тканей на них. Это душа, выглядывающая из тела. И чем старше человек, тем это больше действует. Маленькие дети прекрасны, потому что они божьи существа, пока ничего не ведающие, как животные, птицы и растения. Но чем старше, тем важнее становится, что из себя представляет сам человек. Поэтому смазливая дурочка может быть неприятна и даже вызывать отвращение. А пожилой морщинистый человек – сиять красотой.
Почему нам до такой степени важно, чтобы тело было красивым? Красота приятна, но вы что, например, выберете: внешне подходящее под стандарты моды, но больное и истощенное тело замученной похуданиями и пластическими операциями модели, или просто удобное и здоровое тело, в котором ничего не болит, которое двигается легко и не мучает вас постоянными сложностями в использовании?
Одно дело быть красивым, другое – желать этого. Желание быть красивыми и привлекательными питается сексуальными влечениями, которыми пронизана вся жизнь тел. Внешний сексуальный интерес – это энергия, но она наркотик. Почему наркотик? Потому что мы – батареи, у нас есть все для самодостаточного существования. Нормально функционирующее тело берет энергию из внешней среды самостоятельно. А тот, кто ее хочет получать только от других людей, подобен наркоману, который ищет дозы. Поэтому стоит пересмотреть свое желание собирать с окружающих энергию вызывающим поведением.
Но человек – социальное существо. Наше общение – это энергообмен. Информация это энергия, творчество – энергия. Между сексуальной, творческой энергией и информацией нет четкой границы. Это все один и тот же поток, разве что внутри нас звучащий на разных частотах. Как мы его пропускаем через себя, во что преломляем, куда направляем, каким образом материализуем – это уже наши вопросы. Больше всего заметно одно: есть энергия или ее мало. И распределена она здоровым уравновешенным образом или уродливо выпирает в какой-то одной области – будь то гипертрофированный ум при жалком всем остальном, будь то перекачанное или перекормленное тело при отсутствии ума, будь то сексуальность, не облагороженная духовным развитием. У нормального человека все частоты звучат уравновешенно и гармонично: ничто не блокировано, ничто не выпирает.
Руководствоваться при при выборе друзей, любимых и образа жизни количеством внимания или дешевого сексуального интереса к своей персоне – очень нелепо. Смысл имеет главным образом _качество_ энергообмена. Поэтому настоящий друг всегда лучше толпы посторонних. Один мудрый собеседник лучше тысячи запасшихся попкорном неумных и циничных любопытствующих. Встреча и общение с настоящим возлюбленным никак не сравнится с вниманием толпы чужаков, оглядывающихся на кричащие татуировку и мини-юбку.

Танец

Отдельная история – танец. Это занятие – способ использовать тело не только как функциональную машину для жизни, и не только как батарею для сексуальной и прочей энергии. Танец – это любование красотой божественной машины и ее возможностями. Танец – телесная работа, но смысл у нее информационно-творческий. Мы следим за тем, как развивается мысль хореографа, как наше внимание движется за жестами танцора, какова степень совершенства каждого движения в частности и безупречна ли композиция произведения в целом. Поэтому хороший танец – в довольно большой степени интеллектуальное искусство, оно близко живописи, архитектуре и даже математике и поэзии. А плохой танец не обсуждаем – это что угодно не то.

Дети

Стремление обязательно иметь детей и передать им свои гены, а также имущество – зачем оно? Полно случаев, когда дети и родители являются совершенно чужими друг другу людьми. Не говоря уж о более дальних родственниках. Нет, так не всегда, конечно. Но с интересным и важным в твоей жизни человеком можно общаться и не владея генетически близкими телами. И поэтому вовсе необязательно пытаться родить себе друга. Его можно найти во внешнем мире. А родить – только понимая, что ребенок вовсе может и не стать твоим другом, и вообще таким, как ты мечтаешь. Поэтому в норме рождение ребенка – занятие жертвенное, не предусматривающее ни выгоды, ни предсказуемого результата.
Для многих жизней, их становления, созревания и мудрости важно пережить сам процесс деторождения, историю взращения ребенка. Это глубокий опыт, который при удачном прохождении оставляет чувство огромной благодарности с обеих сторон. А при не очень удачном (что довольно часто) – чувство неутолимой обиды, безбрежный фронт работы психоаналитикам. Это порождает утомительную и опасную для окружающих кривизну и странность психики людей, когда-то пришибленных и ущемленных отношениями с матерью и воспитателями.
Для родителя опыт ухода за ребенком бывает очень полезен и интересен. Но не всегда. Многие, особенно женщины, из-за деторождения не реализовываются в профессии, бросают или не используют свое образование, закапывают талант – и испытывают в результате фрустрацию и обиду за несостоявшуюся жизнь. Обиду, кстати, вымещают на ребенке, делая еще и его несчастным и ущербным. Давно выросший из детских штанишек человек всю жизнь несет в себе последствия внешнего подавления в детстве в виде втянутой в плечи головы, сутулости, общей проломленности, виноватого (или наоборот вызывающего и наглого) вида, напряжения и истеричности. Такой неприятен, некрасив, несчастен. Если не найдет в себе сил полностью себя изменить и вычистить при помощи огромной работы по пересмотру и психоанализу.
Так что априори считать детско-родительские отношения чем-то максимально ценным в жизни я бы не стала. Есть люди, у которых сейчас есть к этому призвание, они счастливы и реализовываются именно будучи окружены горшками и перепачканы манной кашей.

Линия передачи

Но есть люди с другими задачами именно в этой жизни, кто не испытывает стремления к физическому размножению. Потому что это всего лишь репликация тел и воспитаний, мировоззрений, традиций.
Что касается воспитания – почему бы не согревать кого-то уже существующего, кому не хватает помощи и поддержки? Почему бы не поддерживать просто окружающих людей? Почему надо обязательно беспрерывно создавать новые и новые человеческие единицы, не будучи готовыми каждому дать хорошее воспитание и счастливую жизнь? Каждый ребенок – это огромная начатая история. И вот, увы, полно историй безответственно начатых и заброшенных без внимания. Это же целый человек, в него надо вложить немеряное количество сил! Это делается? Очень многие дети просто вброшены в жизнь без любви, поддержки, информации, тепла и ощущения нужности. Из них и вырастают потом несчастья мира. Разве пойдет по-настоящему любимый ребенок грабить и убивать? Разве предаст, если для него в жизни есть что-то дорогое? Может вы мне сейчас и накидаете примеры злодеев из благополучных семей, есть наверняка исключения. Только неизвестно, что там происходило в этих семьях. Обратное тоже бывает: скажем, у алкоголиков рождается ребенок, ненавидящий пьянство. Но мы же предположили, что человек – это душа в теле. По неведомым нам причинам благородная душа может прийти в неблагополучную семью, и наоборот. Но общее правило такое: неблагополучие порождает само себя. А внимательное и осознанное отношение к своей роли родителя по крайней мере убирает фактор негатива от воспитания.
Следующий вопрос: ужасно ли это – что прервалась твоя генетическая линия? Что именно таких рук, губ, ушей не будет больше в мире? Во-первых, почему не будет? Ваша комбинация генов возникла из чего-то. Возникнет подобная еще не раз. Если надо. Или мир пойдет дальше, и найдет многочисленные новые сочетания, не хуже.
Во-вторых – вы точно уверены, что это самая лучшая на свете наследственность? Вам все в себе абсолютно нравится, и вы обязательно настроены передать свою конфигурацию детям? Или они потом всю жизнь будут стоять перед зеркалом и клясть свою неудачную задницу, желая себе другую?

Имущество

Насчет имущества вроде как все абсолютно уверены, что обязательно надо передать его в наследство кровному родному. Только расспросите риэлторов – они вам порасскажут, какие шекспировские страсти и злодеяния творятся между родственниками при дележе наследственных квартир. Это точно те люди, которым надо обязательно отдать свои любимые вещи?
А если наследника нет – то какое горе прям, нить прервалась! Почему? А может надо отдать имущество людям, которых ты любишь и уважаешь? Друзьям, возлюбленным, людям той же профессии? А может сиротам или талантливым детям, чтобы была возможность дать им специальное обучение? А может просто раздать первым встречным, ведь мы все – одно человечество. И миру станет ненамного полегче.
А с творческим наследием? Совершенно не понимаю, почему какой-то жадный потомок или скупивший права посредник должен требовать со всех остальных деньги за то, что совершенно другой человек, родственник или нет, когда-то написал талантливые произведения. Знаю много таких историй: наследник – противный и склочный, ничего не сделавший в жизни. А сам умерший талант любил бы сейчас других, общался совсем с другими, теми – кого этот непонятный «правообладатель» сейчас обременяет поборами, судебными исками и запретами на пути к исполнению его симфоний, стихов, постановке пьес и пению написанных им песен. То есть, всему, что называется полноценной жизнью произведения, общественной пользой от творчества, то есть тому, ради чего автор самоотверженно и работал.

Смерть тела

Насчет тела: если мы бессмертны, тогда не надо так бояться смерти, как мы сейчас боимся. Это всего лишь смерть тела. И многие трусливые, подлые поступки, направленные на выгоду любой ценой – это обмен вечного на временное. Сделанная подлость останется с тобой навеки, а деньги превратятся в пыль.
Если мы бессмертны, то имеют смысл именно подвиг и бескомпромиссность – вместо того, чтобы дрожать перед запугиванием, вместо того, чтобы делать то, чего не хочешь и не чувствуешь правильным. Идти, не боясь. Многие пакости в мире строятся именно на том, что все боятся. Машина подавления и несправедливости работает так – избили, убили, неправедно посадили в тюрьму одного – испугались все. На это и расчет. Но если все не испугались, то убивать и этого одного не будет смысла. Такой народ, такое человечество будет не сломать. Вы же не бьетесь с пчелой? Понимаете, что она не боится смерти, а будет свой улей защищать до последнего. Поэтому вы обойдете пчел и пойдете своей дорогой.
Ну и последнее – про массово убитых. Про вырезанных в Америке индейцев. Про сожженных фашистами евреев. Про репрессированную Сталиным советскую интеллигенцию. Про уничтоженные геноцидом целые народы Африки. Я тоже плачу, видя их фотографии. Плачу по утраченной культуре, по несостоявшимся жизням, по нереализованным возможностям. По боли и ужасу этих людей. Глядя на фотографии и рисунки уничтоженных видов животных я плачу еще больше.

При этом умершие люди говорят и пишут нам из прошлого: мы придем еще. И мы уже пришли. Мы среди вас. В других телах, с другим разрезом глаз может быть.
Но живым все равно есть, по чему плакать: жизнь вовсе не такая штука, которой можно разбрасываться. Начинать все сначала – очень затратно и долго, переваривать травмы и раны от жестокости и убийства – нелегко для души когда-то убитого. И даже не знаю, так ли это нам надо: обязательно проходить все эти переплеты и мясорубки? И что творится с душами тех, кто эти злодеяния устраивает? Кстати, откуда они все и зачем? Есть объяснение, что наш мир наполнен в основном молодыми душами. Их злодейства – это ошибки, непонимания, уроки. Взрослых, понимающих, гораздо меньше. А старых душ – вообще единицы. И это не вопрос времени, у каждого своя скорость.
Я бы все же предпочла, чтобы жестокого опыта не было, чтобы его можно было избежать. Мне кажется ненормальным такое количество насилия в нашем мире. Мы в него попали в своем ненадежном скафандре – и у нас нет выбора. Не можем уйти в другой, где все красивое и доброе. А должны жить вот тут, лицом к лицу с коррумпированным чиновником, отжимающим общее достояние, с гопником на улице, с экологическим преступником, вырубающим лес, отнимающим общую воду, воздух и природные ресурсы. С маньяками, фанатиками и садистами, неумными и агрессивными людьми, озабоченными выгодой любой ценой, не понимающими, как несчастны. Как было бы легче жить, если бы все расслабились. И перестали так отнимать игрушки друг у друга. Если бы помнили, что всего хватает, если делиться. Что нынешнее – только временное.
Настоящее можно прожить куда логичнее, спокойнее, интереснее, эффективнее, красивее и открытее.
Почему этот мир именно таков – на этот вопрос у меня нет ответа. Это ошибка и некое тупиковое состояние не туда забредшего человечества, или это специально выстроенная система, в которой все работает на производство страдания? В одних книгах пишут, что высокоразвитые существа на нас смотрят с болью и сожалением и пытаются помочь. И что должно быть по-другому, в нормальных сообществах разумных существ все иначе. В других – что все так специально устроено, мы производим боль – и она кое-кому пища.

10 августа 2013
Из ЖЖ Ольги Арефьевой