Тело – инструмент
Движение – важная часть нашего земного существования и совершенствования. То, что в нашем обществе больше придают значения умению считать деньги и следить за биржевыми курсами, для природы человека не имеет никакого значения. Мы должны давать интересную информацию и разнообразную нагрузку телу, иначе оно отплатит болезнями, фрустрацией и потерей смысла жизни. Зато оно крайне благодарно когда им занимаются, когда его обучают, когда ему дают интересные задачки и передают умения, накопленные предыдущими поколениями.
Танец, спорт, боевые искусства, цирковые и экстремальные умения, просто повседневная грация – все прогрессирует с огромной скоростью прямо на наших глазах. Вспомните балет и фигурное катание начала прошлого века. Тогда это был передовой край танца. Сейчас съемка выглядит смешно и курьезно, но это бесценный материал для понимания того, с какой скоростью мы движемся как общество.
Но у каждого еще есть своя индивидуальная скорость. И прежде чем смеяться над черно-белыми киносъемками тетенек в турнюрах и дяденек в пальто, попробуйте встать на коньки в первый раз. Все не так просто. Тело, данное нам при рождении, – это высокоорганизованный, совершенный в своем роде инструмент, которым мы первое время пользуемся неумело.
Мы унаследовали главнейшие инстинкты движения, дыхания, еды, равновесия. Кто-то сразу, с рождения, владеет более богатой информационной структурой, и уже на уровне жестов проявляет легкость и совершенство линий, недоступные окружающим. Возможно – поработал раньше (разговор для тех, кто принимает возможность этого «раньше»), и теперь проявляет особый интерес к продолжению этой работы. А кто-то остается на уровне ежедневной необходимости. Ходить научился – и достаточно.
Должны ли мы в осознании и владении телом стремиться подниматься до высот, которые подвластны силам, создававшим наш физический организм? – этот вопрос каждый решает самостоятельно. Я выбираю, конечно, воспользоваться возможностями жизни в теле и развиваться.
Тело для нас – инструмент, которым мы можем как пользоваться для обыденных целей, так и познавать основы устройства мира, притом, на довольно высоком уровне! Двигаясь, мы занимаемся практическим изучением физических принципов, законов. Учимся управлять весом, скоростью, инерцией, рычагами, балансами.
Одновременно мы творчески изучаем возможности формы – разнообразие отдельных элементов, искусство составления сочетаний, нахождения верных пропорций, уместных масштабов.
Учимся чувствовать — когда нужен смелый порыв, когда тонкие переливы, наблюдаем, как меняется динамический диапазон, как усложняется техника. Спрашиваем себя — когда нужно эту самую технику привлечь, а когда отбросить?
Тут же — исследование простых бытовых движений. Прослеживание связей с образами и эмоциями: почему тот танец – «грустный», а тот «веселый», тот – «духовный», а тот – «животный». И выход в совсем уж тонкие сферы, в которых не соскучишься, подбирая термины для описания. И дальше – неминуемое попадание за границу того, что можно выразить словами.
Появляется желание и задуматься об искусстве вообще – исследовать принципы, по которым образуется или не образуется красота, внутренние законы, по которым живут разные стили, что именно их отличает, и какие общие принципы роднят. Начинают интересовать вопросы соединения разных видов искусства, и даже интересовать, как и зачем живет произведение, для чего оно нужно человеческому духу? Это игрушка или что-то важное? Или упражнение в школе? Или послание высших миров?
«А если это так, то что есть красота
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?»
Н.Заболоцкий
В танце всегда актуально изучение мирового человеческого опыта движения, в котором далеко не все измеряется критериями больше-меньше, дороже-дешевле, сильнее-слабее. И даже с «нравится — не нравится» все непросто. Оценку танцу может вынести лишь сознание, притом, в соответствии со своей личной развитостью. Так же, в целом в искусстве: произведение существует во взаимодействии с воспринимающим сознанием, и решающе важно, насколько и что оно готово воспринимать.
В танце нет рекордов, как в спорте. В танце есть бесконечная «езда в незнаемое». И почему один – великий танцор, а другой лишь посредственный, хотя у второго шпагат шире и бицепс больше? Ответ на этот вопрос не мерится никакими простыми линейками. Телесная умность – это качество, отличное от ума и рассудка. Его нельзя заполучить, проделывая некие мыслительные операции в голове, а можно только – занимаясь движением на практике.
Итак, ничто не берется из ничего. В развитии тела есть логика и смысл. И вступивший на этот благодарный путь, с одной стороны, испытывает огромный интерес познания, приток увлекательнейшей и часто трудной информации. А с другой – обнаруживает, какой он маленький по сравнению с бесконечной перспективой пути. Какое огромное количество возможностей его поджидает — а ведь каждая требует длительной самоотдачи. Остается только выбирать – какую из тропок ты предпочтешь (временно отбросив другие, не менее манящие), как смиренно, и при этом упорно и бескомпромиссно будешь делать шаг за шагом. Кто-то пойдет широким фронтом – будет собирать максимум информации, но поверхностно, кто-то сконцентрируется на одной теме и уйдет в глубь ее нюансов, достигая в узкой области непревзойденных результатов. Кто-то вообще не будет гнаться за результатом, а просто будет с интересом играть всем, что встречает в мире. И тоже получит что-то полезное для развития.
«Движенцы» — вечные ученики, даже когда они давно учителя. Всегда впереди стоит куда больше, чем позади, всегда приходится справляться с некоторой оторопью перед величием бесконечного. Всегда будет то, чего ты не можешь, и оно зовет учиться дальше. И даже когда кто-то выходит на край уже исследованного людьми – перед ним встает еще более манящая перспектива стать первопроходцем, понять и исследовать то, что до него еще не проходили.
Любое умение, способность, возможность – это всегда информационная структура, которая должна была образоваться при помощи реальной работы. Она не вывалится вдруг и ниоткуда.
В каком-то смысле танцор – всегда первопроходец, потому что он имеет дело со своим уникальным организмом и психикой. У него любое движение всегда будет получаться немного по-своему. Образы и конфигурации, возникающие в танце, их наполнение, их каждый раз новое проживание – в какой-то степени неповторимы и индивидуальны. И можно идти по пути стирания этой уникальности, подлаживаясь под известные образцы (например, чтобы синхронно с толпой народа танцевать в большой труппе), а можно – напротив, наблюдать, осознавать и культивировать свои личные находки, мелкие особенности, интересные штрихи. Так выявляется почерк, и это более тонкая работа, чем унифицированное обучение.
Но и простым обучением танцор никогда не пренебрегает — чужие находки, готовая информация могут и должны быть материалом для собственного осмысления и развития. Главное, делать это не копируя, а создавая каждый раз живой рисунок танца заново.
29 апреля 2021
Из ЖЖ Ольги Арефьевой