Интервью Ольги Арефьевой для информ-агентства «Медиаполис»

Ольга Арефьева. Интервью Ольге Фокиной для информ-агентства «Медиаполис» к концерту по заявкам слушателей 23.04.2005 в Театре Эстрады. Апрель 2005 (фрагмент)

А специфические инструменты Вы не используете?

Да, у нас много этнической перкуссии, и есть, например, калимба. Её ещё называют переносным африканским роялем. Это маленькая полукруглая штучка, которая делается из тыквы или из панциря черепахи. Калимбу привезли в подарок. Кстати, этот инструментик дал название спектаклю нашей перформанс-группы O.V.O. — проекту, который в последнее время претендует в моём сознании на всё более главенствующие позиции. O.V.O. — это яйцо, «Оригинальные Vизуальные Объекты», это «Огонь Vода Обнажённые». У нас был ряд перформансов и акций, а первый полноценный спектакль в жанре визуального театра называется «Калимба», где инструмент участвует в качестве заглавного мистического предмета. А в «Ковчеге» мы просто играем на нём.

А как звучит калимба?

Это такой щипковый инструмент с семью язычками. Он издает коротенькие звенящие звуки, как если бы у гитары были коротенькие-коротенькие струны.

Расскажите о театральном проекте O.V.O. Вы не поёте в нём, а исполняете роли. Какие?

Каждый участник у нас в спектакле играет несколько ролей. И неизвестно, разные это роли или одна и та же. В процессе этого довольно глубокого нырка в подсознание и в выразительные возможности человеческого духа и тела каждый сам выбрал себя. Спектакль вёл нас. Это был трудный и интересный процесс — каждого вывернуло наружу, и мы увидели, что внутри. Кто-то играет эмбриона или человеческую форму, человеческую душу. Кого-то колбасит об пол и стены на пределе прочности и эмоций. А из меня получились сплошные твари. Очень странные, изысканные, где-то даже опасные, агрессивные. Вроде Кентавра, Паука, Дракончика и прекрасно-ужасной женской энергии, сначала танцующей, а потом убивающей. Мои образы получились не совсем человеческими. Человека во мне оказалось меньше, чем во всех.

О чём этот спектакль?

Как таковой, сценарий мы не писали. Но когда спектакль уже был готов, некая часть зрителей — те, которые не интуитивные, а ментальные, кому всё надо знать и чтоб всё называлось словами, — просили рассказать покадрово, что это было. Мы решили это изложить и написали — больше для себя, чем для них. Теперь у нас есть пост-сценарий, но его мы никому не показываем. Оказалась очень стройная история. Можно сказать, что это мистическое путешествие, прорыв из мира иллюзорного в настоящую реальность, а может, в мир ещё более иллюзорный. Разрыв нашей реальности и открытие другой. Выход из матрицы, можно ещё и так сказать. На самом деле, зрители после спектакля рассказывают нам интереснейшие вещи, которые ещё больше открывают те таинственные слои, которых мы коснулись. В этом спектакле мы сами путешественники, а не демиурги, которые заранее знают, зачем что. Не нужно программировать восприятие, каждый понял своё, увидел свою историю — и это самое ценное.

Говорят, Вы даёте театральный мастер-класс?

Не так всё громко. Я веду довольно скромный тренинг под названием «Человеческая комедия» уже почти два года, и практически его не рекламирую. Туда ходит маленькая группа, буквально 10-12 человек. В принципе, это больше нужно мне самой для того, чтобы постоянно находиться в состоянии практики, обострённого внимания к себе, к возможностям развития. Для передачи другим людям нужно обязательно сформулировать, что ты делаешь. Иногда это очень-очень помогает. Я не получаю за это ни копейки, просто трачу один день в неделю с утра до вечера, чтобы заниматься с группой разными вещами. Ну и побочным результатом этого случилась группа O.V.O. Часть людей, которая сейчас составляет наш театр, пришла именно с тренинга. Другая часть — из школы «DEREVO», третья — просто из мира.

Беседовала Ольга Фокина