Радислав Гандапас. Камасутра для оратора.
Как получать и доставлять максимальное удовольствие, выступая публично. 4 урока и ответы на вопросы.
Радислав Гандапас, Журнал «Разумный мир» N 1-5 2002.
УРОК ПЕРВЫЙ
Как я дошел до такой жизни
Как-то на моем тренинге «Как с успехом выступать публично» одна из участниц сказала обо мне примерно следующее: «Посмотрите на Радислава, ему сам Бог дал талант выступать перед людьми. Немудрено, что он делает это гениально. И кому, как не ему обучать этому мастерству!» Когда я это услышал, я невольно вспомнил фразу, сказанную одной из моих знакомых обо мне же: «Как он может обучать людей коммуникации? Ведь коммуникация — это как раз то, с чем у него большие проблемы».
Первая была права лишь отчасти. Вторая — полностью. Вы читаете строки, написанные человеком, рожденным с паническим страхом выступлений перед людьми. Да что там выступлений, заговорить с незнакомым человеком было непреодолимой проблемой. Когда я стал старше, я решил: так дальше не пойдет. Или я научусь это делать, или однажды, как великий артист, умру на сцене. Но не от полноты чувств, а от банального страха. Тем более, что как назло, мне по роду моей работы приходилось выступать регулярно. Я уже тогда понял, как много решает умение человека выступать перед теми, кто принимает решение. И еще я понял, как страх и неумение могут лишить нас замечательных шансов сделать лучше и интереснее свою жизнь. Тогда меня в первую очередь интересовало избавление от страха. Я и не подозревал, что выступая публично, можно испытывать удовольствие. Это пришло гораздо позже и стало приятным сюрпризом, своеобразной наградой за проделанную работу. На нее ушли годы, почти половина жизни.
За это время я понял, что значительная часть литературы по риторике написана людьми, которым я не доверил бы даже выступление с тостом на вечеринке ближайших друзей. Я обнаружил, что то немногое, чему нас учили, часто не стоит и ломаного гроша. Оно просто не работает. Оно не дает эффекта. И в этих горах мусора я иногда находил маленькие прозрачные камешки — приемы и методики, позволяющие вырасти в хорошего оратора. Моя собственная практика явилась процессом их очистки и огранки. Таких камешков у меня собралась небольшая шкатулка. Теперь на моих тренингах и в книгах я делюсь ими с теми, кто этого хочет. Вряд ли бы это смог бы сделать гений общения. Он выходит, произносит что-нибудь и все замолкают. Но он не знает — почему это произошло. Что он сделал такого? — он не знает. И, соответственно не может этому научить. А я знаю. И научить могу. Потому что учился этому сам.
Этот путь, конечно, не был сплошным удовольствием. Часто приходилось ломать себя. Иногда я говорил себе: «Стоп, хватит. Ты же видишь — не дано. Займись чем-нибудь другим. Не морочь себе голову!» Но проходило время и я, усвоив полученный опыт, снова брался за дело. И так год за годом. Когда я говорю об этом, я вспоминаю Дикуля, который долгие годы потратил на то, чтобы оправиться от страшной травмы, после которой врачи приговорили его к пожизненному параличу. Сейчас он — известный силач. И основываясь на своем опыте, он создал систему упражнений, позволяющую любому, уже не делая ошибок и не страдая, прийти к такому же результату.
Я намеренно почти ничего не говорю, каких жизненных успехов может добиться умелый оратор. Это и так понятно. Для меня важно другое — удовольствие. Мы так много в жизни делаем ради удовольствия. Мы за него платим. Мы за него многим жертвуем. Почему бы не позволить себе получать удовольствие и от выступлений перед публикой? Любой публикой. На собраниях и совещаниях, на поминках и свадьбах, на концертах и пресс-конференциях, по телевидению и по радио, с трибуны и с места, стоя, сидя, лежа, снизу и сверху, сзади и спереди. Это сложно? Это здорово!
И самое важное: при отсутствии чувства юмора читать этот материал не рекомендуется.
Прелюдия
Вы спросите меня: «При чем здесь Камасутра?» Отвечу. Все, чему мы обязаны успехом публичного выступления, обусловлено биологическими установками человека. Публика реагирует на оратора, повинуясь не голосу разума, а, в основном, инстинктам. Специалисты подтверждают: наш успех у сидящих в зале на 60 % зависит от того, как мы смотримся, на 30 % от того, как мы говорим, и лишь на 10 % от того, что мы говорим.
Похоже выглядит ситуация, когда встречаются он и она. И она реагирует так же. Разве нет? Мало того. Оратор вступает с публикой в своего рода интимные отношения. И как в любых интимных отношениях, здесь есть ряд секретов, обеспечивающих наибольшее удовольствие сторонам. В этом вы сможете убедиться, прочитав все, о чем я пишу на этих страницах. Мало того, все, что мы делаем, выступая перед аудиторией, во многом схоже с тем, что мы делаем в любви. И делаем точно так же. Судите сами: чтобы убедить публику — нужно сначала ей понравиться, желательно, сделать ей комплимент. И затем она примет информацию гораздо благосклоннее. Вы пробовали уговорить девушку, оперируя статистическими данными? Каковы в этом случае ваши шансы? Может, лучше использовать особый взгляд, шепнуть что-нибудь нежное, необычное. Многие пришли к этой мысли самостоятельно, без моей помощи. И блестяще выступают.
А композиция речи — чем не композиция интимной связи? Сначала вы говорите: «Рад вас видеть». Это первые ласки. Потом вы смотрите тепло и доброжелательно и поглаживаете: «Я давно мечтал выступить перед такой замечательной публикой!» Постепенно наращивая эмоциональный накал, вы (если вы хороший оратор) заставляете публику вздыхать и ахать, затаивать дыхание и вскрикивать. Вы умело ведете к кульминации, и когда она происходит, публика содрогается, она готова на все. Но нельзя ее сразу оставить наедине со своими переживаниями. Побудьте с ней еще немного. Приласкайте на прощание: «Мне было очень приятно провести с вами эти полчаса», — и говорите еще что-нибудь, что будет ей приятно. Если вы сделали все правильно, публика ваша. Позднее, правда, возникает новая проблема: как теперь от нее отвязаться. Но это уже совсем другая история.
Публику можно очаровать. Публику можно соблазнить. Публику можно изнасиловать. Разве нет? Публику можно влюбить в себя. И еще: в нее можно влюбиться. Это правда. Я сам влюблялся много раз. И много раз изменял с другой публикой. Иногда публика изменяла мне с другим оратором. И тогда я наблюдал за ним: что он делает не так, как я, чем он ей интереснее? Что я могу сделать такого, чтобы снова отбить ее у него? Я находил. Я делал это. И иногда возвращал неверную. Мне есть, что вам рассказать.
Как приЦЕЛИться, чтобы попасть
Как же с успехом выступать публично? И что считать успехом? Аплодисменты? Обилие вопросов из зала? Или что-то еще?
А это, как раз, зависит от той ЦЕЛИ, которую вы себе ставите. Если цель была сорвать аплодисменты, и они прозвучали — это успех? Не-а! Это просто некорректно поставленная цель.
Цель любой деятельности лежит за ее пределами. А аплодисменты — внутри. Какова ваша истинная цель? «Создать впечатление! Запомниться! Понравиться!» — отвечают обычно участники моих тренингов. «А зачем?» — спрашиваю я, — «Для какого результата?» И тут-то происходит прозрение! Для того, чтобы ускорить этот процесс, задам главный вопрос: «Что должны сделать ваши слушатели после выступления?» Не «сходить в буфет», конечно, имеется в виду, а:
o Проголосовать за вашу партию.
o Приобрести вашу продукцию.
o Утвердить ваш проект рекламной кампании.
o Повысить вас в должности.
o Заключить контракт с вашей фирмой.
:ваш вариант _________________________________
Ответьте себе честно-пречестно на этот вопрос. Запишите его. Поразмышляйте над тем, что вам в стратегическом плане дает достижение этой цели. Теперь можно приступать и к подготовке. Она пойдет гораздо живее и в правильном русле.
Лирическое отступление: если принять тезис, что цель любой деятельности находится за ее пределами, то, что тогда считать целью жизни?
С сегодняшнего дня без четкого ответа на вопрос: «В чем цель моего выступления?» — выходить к публике запрещаю!
А теперь практическое занятие. Хотите узнать, есть ли у вас задатки блестящего оратора? Вот вам тест. За каждый положительный ответ — 1 балл. За каждый отрицательный — 0.
o Задумывались ли вы когда-нибудь, о чем размышляют другие, когда вы говорите? Пытаетесь ли вы бессознательно поставить себя на их место?
o Нравится ли вам помогать другим решать их проблемы?
o Чаще ли вы употребляете «вы», чем «я»?
o Когда вы смотрите по телевизору дискуссию, хочется ли вам тоже поучаствовать?
o Когда вы смотрите по телевизору передачу «Брейн-ринг» или «Своя игра» случается ли так, что вы можете ответить на вопрос ведущего раньше игроков?
o Хорошая ли у вас память?
o Ощущаете ли вы, что чувствуют другие?
o Бывает ли с вами так, что в разгаре оживленного спора вы иногда начинаете защищать иную точку зрения только потому, что вам нравится спорить?
o Можете ли вы прекратить путаный, бестолковый разговор, ухватив главное и высказав это так, что все поймут и согласятся с вами?
o Кажется ли вам, что другие говорят слишком медленно?
o Прислушивались ли вы когда-нибудь к собственному голосу просто из интереса, как он звучит?
o Снимали ли вы когда-нибудь себя на видео просто из интереса, как вы держитесь, как двигаетесь, как выглядите со стороны?
o Случалось ли вам первым начинать аплодировать?
o Любите ли вы рассказывать другим то, что знаете сами? Получился ли бы из вас хороший преподаватель?
o Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли вам, когда вы говорите, воображаемые картины?
o Способны ли вы прямо сейчас, взглянув в окно, подробно описать, что увидели?
o Интересно ли вам выполнять упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?
o Хороший ли вы редактор? Можете ли вы, переварив обширный материал, изложить его простым, понятным языком?
o Любите ли вы чувствовать себя хозяином положения?
o Способны ли вы держать себя в руках, оказавшись в трудном положении? Можете ли вы спокойно отвечать на провокационные вопросы?
o Нравится ли вам демонстрировать свою работу и объяснять, как вы это сделали?
o Нравится ли вам наглядно демонстрировать то, о чем вы говорите? Хочется ли вам «разыграть» то, что вы описываете?
o Оптимист ли вы?
o Приходилось ли вам выступать в школьных/студенческих спектаклях?
o Смотрите ли вы людям в глаза, когда к ним обращаетесь?
o Смотрите ли вы людям в глаза, когда они обращаются к вам?
Итак, в тесте вам предлагается выяснить, станете ли вы блестящими ораторами. Отвечаю — станете. Независимо от набранных баллов. Не знаю ни одного человека, которому было бы «не дано» выступать перед публикой. Наполеон, когда ему нужно было впервые выступить перед солдатами, упал в обморок от волнения. Гитлер был застенчив, движения его были угловаты, голос противен. Муссолини: Демосфен: Я сам: За несколько лет до успеха ни в ком из перечисленных нельзя было предположить сколько-нибудь перспективного оратора. Но стали ведь! Гитлер и Сталин осваивали мастерство публичных выступлений у одного и того же педагога. Демосфен большую часть времени занимался самоподготовкой. Они СДЕЛАЛИ себя ораторами. И в их тестах было бы 6 баллов, 3 балла, а может, ни одного. Вначале:
А сколько у вас?
Больше 13? — Блестяще. Вам будет легче других.
Меньше 13? — Отлично. Вам будет интереснее.
Меньше 8? — Супер! Ваши результаты будут наиболее заметны.
Исходное положение
Часто по неопытности мы недооцениваем значение правильной ораторской позы, а напрасно. Тут дело не только в том, как мы смотримся, но и в том, что мы чувствуем. Не секрет, что все мышцы человеческого тела связаны с определенными участками коры головного мозга. Это мозг отдает команды нашим мышцам к сокращению. Если нам страшно, мы сжимаемся, плечи поднимаются вверх, мы делаем шаг назад. Если нам весело, мы вплескиваем руками, закидываем голову. Если мы чувствуем агрессивность, мы подаемся вперед, выпячиваем подбородок и так далее. Не так ли? Но эта связь носит двусторонний характер. Если мы сокращаем определенные группы мышц — мы можем вызвать соответствующие чувства. При плохом настроении попробуйте улыбаться через силу минут пять. Скоро вы обнаружите заметное улучшение состояния. Другой пример. Мусульмане едят, сложив ноги по-турецки. Из этой позы невозможно побежать. Эта поза — сигнал мозгу: «в Багдаде все спокойно, мне ничего не грозит, я расслаблен». И мозг может сосредоточиться на усвоении поступающей пищи. Надо ли говорить, что желудок европейца принимает пищу с большим трудом, поскольку обладатель желудка ест сидя на стуле, практически, в позиции «низкого старта». Какие сигналы тут получает мозг, сами посудите?
Итак, какой должна быть правильная поза, чтобы это не только хорошо смотрелось, но и посылало нашему мозгу нужные сигналы? Расставим ноги таким образом, чтобы между каблуками было сантиметров 20 — 25, носки слегка раздвинем, одна нога выставлена чуть вперед (толчковая сзади), упор неодинаков на обе ноги и в наиболее выразительных местах речи он делается на носок, а не на пятку, колени гибки и податливы. Таким образом, центр тяжести смещен немного вперед. Плечи опущены и расслаблены. Спина прямая. Голова и шея несколько выдвинуты вперед по отношению к грудной клетке, грудь выставлена, живот подтянут, но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания. Если есть скованность в каком-либо отделе, нужно сделать расслабляющие движения. Прекрасно! Это именно та поза. Классическая.
Это не означает, что вы не можете допускать движений или должны стоять, не меняя позы. Совсем нет. Вы можете двигаться как вам нужно и удобно, но эта поза будет вашим, как говорят в гимнастике, исходным положением. С нее вы начинаете, ею заканчиваете, к ней возвращаетесь в ходе выступления. Вспомним балетного танцора. Он совершенно четко занимает ту же позицию, только в гипертрофированном виде. Что бы он ни делал, прежде чем приступить к новой фигуре, он возвращается к одному и тому же положению.
Что нам дает такое положение? Что наше тело говорит нашему мозгу? «Я спокоен. Я уверен в себе и своих силах. Я знаю толк в том, о чем говорю». Важно постоянно следить за центром тяжести. Если он перенесен вперед — это позиция активного человека, готового сделать шаг вперед, настроенного доминировать. Если же мы смещаем центр тяжести назад — это становится позицией человека, готового отступить (и в физическом смысле, и отступить от своих взглядов), человека неуверенного, настроенного подчиниться. И неведомым образом эти сигналы транслируются не только на наш мозг, но и на публику. Кстати, поза очень влияет на голос, интонацию, темп речи. Все это вместе создает нужное впечатление. Потренируйтесь. Найдите то положение, которое вам комфортно. Попробуйте выступить из этой позиции. Почувствуйте разницу.
Но не переусердствуйте, не станьте стойким и неподвижным оловянным солдатиком. Если вы неподвижны, всякому нормальному слушателю трудно внимательно следить за тем, что вы говорите. Неподвижный оратор — невнимательная публика. Во время выступления вы должны двигаться. Это показывает, что вы живой человек и у вас огромный запас энергии. Это приковывает внимание слушателей: когда вы двигаетесь, они вынуждены следить за вами глазами. И, наконец, двигаясь, вы снимаете напряжение. Кстати, и во время движения не забывайте о классической позе. В ней можно ходить, в ней можно сидеть, поворачиваться и наклоняться. Следите при этом, чтобы движения ваши были раскованными и свободными.
Как начать?
Некоторые малоопытные ораторы начинают выступление без обиняков, сразу с главного. Так не пойдет. А разогревать публику кто будет? Вступительная речь минут на 10 необходима. У нее скорее задача задать эмоциональную тональность, чем снабдить информацией. Относитесь к этому соответственно.
В этом смысле самой важной является первая минута выступления. То, как она прошла, и определит ход всей речи. Я убеждался в этом много раз. Хотите проверить — поэкспериментируйте сами.
Не бросайтесь в бой сразу, тем более, что это не бой. Сделайте паузу, соберите взглядом взгляды слушателей. И только после того, как все умолкнут, перестанут ерзать и кашлять, начинайте говорить. Это хороший тест на прочность нервной системы.
Первая фраза всегда должна содержать приветствие. Оно не должно быть формальным. Если Вы — не Филипп Киркоров, слушатели, скорее всего, видят вас первый раз в жизни. Они вглядываются в вас, составляют о вас свое мнение. Непременно дайте им понять, как вы рады, что они здесь. Скажите им это прямо, с первых же слов. «Я давно ждал этого момента:» и т. п.
Часто речь выступающего создает впечатление, что она адресована учащимся школы для умственно отсталых или инопланетянам. Если ваши слушатели не те и не другие — говорите с ними обычными словами. Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией на протяжении всей речи. Не забывайте ни об одном из слушателей. Часто можно услышать рекомендацию обращаться на протяжении всего выступления к одному, избранному вначале, слушателю. Не думаю, что ему это понравится. Вам бы, на его месте, понравилось? Действительно, поначалу в зале есть некоторое напряжение. Произносить первые слова можно глядя на того самого, симпатичного вам слушателя. Но как только вы увидите его доброжелательный ответный взгляд, нужно перевести своей взгляд на другого человека и установить контакт с ним. Атмосфера в зале станет теплее. Вот так.
Первые фразы называют зачином. Зачином может служить обращение непосредственно к интересам собравшихся, оригинальная цитата, интересный факт, впечатляющая цифра, вопрос, или цепочка вопросов, прием сопереживания («недавно я стал свидетелем такого разговора:», или «когда я шел на сегодняшнюю пресс-конференцию…»), шутка или остроумное замечание. Другой беспроигрышный вариант — заговорить о своих чувствах по поводу сегодняшней встречи, этого события и т. п. Можно рассказать и анекдот. Но только по теме и приличный.
Чем плотнее, тем лучше
Лучше, если маленькое помещение совершенно заполнено, чем наполовину пустое большое. Большое количество сидящих далеко друг от друга слушателей не позволяет создать в зале нужную атмосферу. Специалистами отмечен такой феномен, как эмоциональное заражение. Публика в зале ржет над анекдотом заметно активнее, чем отдельно взятый гражданин. Припомните, кстати, не бывало ли с вами такого, что в компании вы весело хохотали над шуткой, а потом переспрашивали соседа о последних словах, которых вы не расслышали. Это и есть эмоциональное заражение. Но фокус в том, что этот синдром работает только в том случае, если люди сидят (стоят) плотно друг к другу. То же касается праведного гнева и других чувств, которые вы хотите пробудить в аудитории. Дружески пригласите сидящих на «галерке» пересесть вперед. Лучше, если это сделает ведущий. Вероятно, в первые секунды никто не шевельнется. Будьте вежливы, но настойчивы. Стоит первому засопеть и завозиться, как сработает «стадное чувство» и все потянутся к первым рядам. Проверено.
Вам, кстати, выступать будет значительно легче. Валерий Леонтьев в интервью как-то сказал, что одно пустое место в зале отнимает у него энергии больше, чем сотни заполненных. Поэтому лучше для выступлений перед небольшой аудиторией выбирать небольшие залы. Если есть возможность убрать пустующие кресла — лучше это сделать. Тут есть еще один дополнительный эффект. Не очень приятно и сидящему в зале видеть пустые стулья. Он часто чувствует себя ослом, пришедшим послушать то, что другим, видимо, не интересно. Убрав же пустые места, вы создаете ощущение аншлага. А присутствовать на аншлаговых представлениях гораздо больше льстит самолюбию собравшихся.
Создайте уплотнение, дружески пригласив сидящих на галерке пересесть вперед (в театре передние места самые дорогие). Но если и теперь в большом зале занята только пара рядов, то не выражайте свое разочарование словами о плохом посещении. Никогда не наказывайте явившихся за отсутствующих. Наоборот, с небольшим числом слушателей обращайтесь особенно дружелюбно.
В следующем номере мы обсудим: что делать руками, как преодолеть священный трепет и когда показывать самое красивое.