Радислав Гандапас. Камасутра для оратора.
Мастер отвечает на вопросы
ВОПРОС. Как быть, если выступаешь перед профессионалами и твой слушатель хорошо подготовлен, к тому же знаком с законами ораторского мастерства. Это значит, что он с первых же слов все ставит под сомнение? Ведь он сам — профессионал!
Ведь, согласитесь, с Вами же этот номер вроде «как очаровать публику» не пройдет?
ОТВЕТ. Вся тонкость заключается в том, что за руку поймать невозможно. Все технические приемы должны быть замаскированы под Ваш естественный стиль. Настоящий оратор — это не тот, кто владеет кучей уловок, а тот, кто делает их незаметными и как бы «естественными». Кстати, мой тренинг направлен именно на развитие собственного стиля, не на заучивание безжизненных, фальшивых и очевидных публике шаблонов.
Теперь насчет фокусов типа «как очаровать публику». Со мной они проходят постоянно. И, уверяю вас, они проходят с большинством ваших слушателей, какими бы подкованными они не были. Я с наслаждением наблюдаю работу профессионалов.
В письмах читателей часто угадывается ошибочное убеждение, что оратор и публика находятся в антагонизме, в борьбе. Оратор якобы подобен шпиону, а публика — контрразведке. И главная задача оратора — не дать раскусить себя. На самом деле публика всегда расположена к нам лучше, чем мы предполагаем! И люди хотят нас слушать. И они скорее склонны с нами соглашаться, чем возражать (для этого только нужно не делать очевидных глупостей). И только настоящий «мастер» бездарных выступлений может заставить их пожелать обратного.
Именно это «мастерство» мы и обуздываем на тренинге «Как с успехом выступать публично».
ВОПРОС. В субботу я проводила школу-лекцию, которая получила неожиданно большой резонанс. Те, кто не присутствовал, со слов слушающих просили повторить. Собственно, в материале, по-моему, ничего супер особенного не было (разве что достаточно много примеров из своей практики).
Думаю, большое значение в моем случае имело установление зрительного контакта с аудиторией, просьба помочь мне своими комментариями и прямое обращение к людям в аудитории.
ОТВЕТ. Вот спасибо! Мне очень приятно, что Вы от чтения перешли к делу. Именно в этом и заключается задача моих публикаций. Многие воспринимают их как приятное чтение для досуга. А Вы — молодец!
ВОПРОС. А вот интересно, насколько труднее открыть сердечную чакру по телефону и стоит ли важные вопросы влияния на мнение людей делать по телефону или лучше добиться личной встречи?
ОТВЕТ. Под словами «открыть сердечную чакру» вы, наверное, подразумеваете установить эмоциональный контакт с собеседником? Конечно, это сделать труднее, так как не задействован самый продуктивный канал — визуальный. Лучше по телефону просто договориться о встрече, а дальше — «палить из всех орудий».
Но сердечную чакру можно открыть и по телефону. Как? А точно так же. Нужно говорить о том, что волнует человека в данный момент, посулить ему выгоду, польстить. Некоторые женщины умеют говорить обычные вещи мужчинам по телефону с таким дыханием и таким голосом, что у мужчин открывается не только сердечная, но и еще кое-какие чакры.
ВОПРОС. Пожалуйста, напишите как можно научиться выступать без подготовки…
ОТВЕТ. Для того, чтобы научиться выступать без подготовки нужно очень много готовиться. Это серьезно, несмотря на игру слов. Овладение приемами, о которых я пишу в журнале, позволяет продержаться на одной технике минут двадцать. Так что, читайте внимательнее, не спешите.
ВОПРОС. Мне предстоит читать лекцию перед довольно большой (для меня) аудиторией — человек 60 — 80. Но я повредила ногу и простоять два часа точно не смогу. Объявить всем, что у меня травма? Или попросить позволения присесть перед столь представительной аудиторией?
ОТВЕТ. Вариантов масса. Только не унижайтесь перед аудиторией и не давите на жалость. Выйдите и сядьте демонстративно и уверенно. Выдержите паузу, устанавливая, с ухмылкой, зрительный контакт. Затем спросите грудным голосом: «Кому в аудитории о чем-либо говорит фамилия Мересьев?» Когда произойдет хоть малейшая реакция, продолжайте: «Говорят, он летал на истребителях без обеих ног… Снова пауза… Да, времена меняются… Я не могу отстоять двух часов лекции даже с элементарным вывихом» (или что там у Вас?). Все посмеются немного и вздохнут с облегчением. Недостаток двигательной активности придется компенсировать богатой мимикой и жестикуляцией. Остальные рекомендации к Вам относятся с прежней силой и не освобождают от ответственности за их неиспользование. Желаю успеха!!!
ВОПРОС. Я работаю в фирме по продаже и обслуживанию программных продуктов. Ежеквартально мы проводим семинар-презентацию. Почитав журнал, понял, как много возможностей мы не используем. А проблема вот в чем. Программа демонстрируется с помощью проектора на экран. Экран максимально близко придвигается к залу, свет приглушается. В результате, оратору ничего не остается, как самому сидеть в первом ряду за компьютером спиной к залу.
По сути, зритель оказывается в условиях кинотеатра и лишен удовольствия видеть меня во всей моей красе в элегантном костюме с улыбкой Фернанделя (не говоря уже о зрительном контакте). А так всего-лишь мой гробовой голос во мраке… Буду благодарен даже за маленький совет.
ОТВЕТ. Во-первых, затемнять полностью зал специалисты вообще не рекомендуют, чтобы люди могли что-то записывать. Во-вторых, презентация носит рекламный характер. А значит, ключевыми являются не свойства продукта, а свойства его имиджа. А потребителю свойственно переносить имидж представителя фирмы на продвигаемый объект.
Вывод: нужно сначала, чтобы аудитория заметила и оценила Вас, затем постепенно и лукаво вытесняем Вас самим продуктом. Иными словами, компьютер включаем только на десятой минуте презентации, свет только слегка приглушаем, зрительный контакт сохраняем, демонстрируем только ключевые и особо впечатляющие моменты. Остальное время работаем лицом, костюмом, улыбкой Фернанделя и прочими достоинствами.
ВОПРОС. Я бы хотела узнать, можно ли каким-то способом, с помощью каких-то психологических приемов, донести до людей информацию, о которой они слушать не хотят? Информацию, которая носит несколько негативный характер, и люди не желают загружать себя этими проблемами.
ОТВЕТ. Хороший вопрос. Время от времени он появляется в письмах. Я уже упоминал о том, что технология публичного выступления во многом напоминает технологию соблазнения.
Вы когда-нибудь слышали о том, чтобы ловелас сразу переходил к делу? Нет, он сначала выстраивает отношения, рассказывает о том, что хочет слышать несчастная дурочка, говорит разные слова, которые хорошо ложатся ей на душу. А когда он чувствует, что она готова, когда сердце ее бьется, а щеки горят, движения неточны, а ладони горячи — он и говорит ей страшную и волнующую вещь: Попробовал бы он подойти к провинциальной принцессе на танцплощадке и сразу заявить: «К чему терять время? Вы привлекательны, я — чертовски привлекателен. Кусты источают пьянящий аромат. Идемте, предадимся бездуховности под их сенью!» Получит по морде-с от красавицы ладошкой, а потом, возможно и кулаком от ее ухажера или отца. Мы будем умнее.
Раз аудитория слышать не хочет о тех проблемах, которые у нее назрели, и о которых знаем только мы и спонсор нашего Фонда, ничего не остается, как заставить аудиторию выслушать хотя бы начало нашей вдохновенной речи. Поэтому вначале мы говорим только о том, что может волновать аудиторию. Для этого нужно знать, кто перед нами. Если бизнесмены — говорим о возможности приумножить капитал или сохранить его. Если женщины — говорим о возможности приумножить свою привлекательность и сохранить ее. Если пенсионеры: Если милиционеры: Сами догадаетесь. Беспроигрышная тема — дети. Они есть почти у всех или почти у всех будут. Как потом связать это с темой выступления — дело самое простое.
ВОПРОС. Что делать, если люди в зале находятся в «полуспящем» состоянии? Например, они только что пообедали или просто устали от предыдущих выступлений? Как быть? Ведь я со своим выступлением рискую оказаться просто неуслышанным!
ОТВЕТ. Разбудить людей можно. Прием этот называется «Выведение из равновесного состояния». Это состояние, когда человека ничего не колышет, он в порядке и закрыт для любого влияния. В это время он отвечает на все: «Нет!»
Рассказывают, что однажды наш эмигрант, всего несколько месяцев проработавший в Штатах таксистом попал в переплет. Он подобрал в запрещенном месте пассажирку, о чем полисмен составил соответствующий протокол. Через несколько дней должен состояться суд. Нашему соотечественнику светит несколько месяцев тюрьмы. Это значит — голод для его семьи, проблемы при получении гражданства, и вообще неприятно.
Он делится своим горем с одним из пассажиров, который оказывается специалистом по коммуникации. Он резонно говорит: «Парень, ты попал. Американский суд — машина. Представь себе: сидит бесстрастный судья, который, выслушав текст протокола, спрашивает тебя: «Виновен, или невиновен?» Если ты отвечаешь, что виновен, получаешь по минимуму. Если отвечаешь, что невиновен, дело пересматривают. Если при этом обнаруживается, что все же виновен, получаешь по полной. Впрочем, ты еще можешь ответить: «Виновен, но при смягчающих обстоятельствах». Если не обнаружится при пересмотре и их, то ты снова получаешь по полной. Других вариантов ответа нет, а тебе нужно, чтобы судья тебя просто выслушал. Он в день рассматривает десятки таких дел и находится в равновесном состоянии. Нам нужно вывести его из этого состояния».
За 40 минут они придумали выход. Когда настал день суда, наш таксист приехал и занял очередь, в которой были мелкие сутенеры, наркодилеры и такие же нарушители правил дорожного движения, как он. Когда подошла его очередь, он предстал перед судьей.
Полицейский зачитал протокол. Судья обратился к обвиняемому с вопросом: «Виновен или невиновен?». А таксист отвечает: «НЕВИНОВЕН при смягчающих обстоятельствах!»
Судья повторяет вопрос, ответ тот же. Тогда судья наклоняется и доверительно спрашивает, хорошо ли наш товарищ владеет английским. Наш товарищ отвечает, что достаточно хорошо и просит его честь дать возможность пояснить свой ответ. И получает согласие. Тогда он произносит заготовленную речь: «Ваша честь, я хочу обратить Ваше внимание только на одно обстоятельство — на то, где произошло это происшествие. Это было на забытой Богом сорок пятой улице. На той самой улице, где десятки сутенеров предлагают гражданам Америки продажных девушек, где десятки наркодельцов навязывают законопослушным гражданам марихуану, кокаин и героин, но полицейский увидел на этой улице только одного преступника — бедного таксиста, который подобрал в неположенном месте промокшую под дождем честную гражданку Америки». Судья рекомендовал обвиняемому «быстро исчезнуть с его глаз».
Дело было закрыто.
Какой урок может вынести из этого блестящий оратор? Прежде, чем пытаться донести до аудитории то, чего она слышать не желает, выведи ее из равновесного состояния. Заори: «Пожар!!!» Молчи десять минут подряд, как великий адвокат Плевако. Заставь их проронить слезу трагической историей. В следующий за этим момент можно говорить то, что нужно. Этим умело пользуется реклама, когда ее блок начинается в самый захватывающий момент фильма.
ВОПРОС. Вдохновленная галерка, уловив к себе мое внимание, начала его требовать все больше и больше, задавая порой не нужные вопросы. Стала всеми силами «тянуть одеяло на себя». Это оказалось некоторой помехой для дальнейшего выступления. Как всем уделить внимание, но не перегнуть палку?
ОТВЕТ. Нельзя выпускать инициативу из рук! Скажите: «Спасибо за вашу активность! По регламенту вопросы предусмотрены после выступления. Теперь продолжим…» И тут же обрываете с ними зрительный контакт, установив его с той частью зала, где все в порядке. Постепенно «дебоширам» можно снова уделить внимание.
ВОПРОС. Вы, в частности, пишете о том, как очаровать девушку. Это все понятно, по этому поводу много литературы. Но вот как очаровать мужчину, добиться стойкого эффекта привязанности и при этом не сближаться с ним? Это очень важно бывает при заключении долгосрочных договоров, а особенно важно очаровать при первой встрече, но, не переходя грани, чтобы у мужчины были и любовь и ощущение недосягаемости объекта. Мне с женщинами проще, там уходишь на дружеские отношения, общность трудностей и т. д. А вот с мужчинами, если сухо по деловому, то малоэффективно, а если чуть ближе, то они либо страшно пугаются, либо наоборот начинают «клеиться», что тоже ведет к провалу в работе. Нет ли каких-либо уже подмеченных кем-то особенностей работы с мужчинами, а то все больше приходиться опираться на интуицию.
ОТВЕТ. Скажу честно, у меня нет опыта обольщения мужчин. А мой принцип — писать только о том, что я сделал сам.
ВОПРОС. Так вышло, что я особо не подготовился, но знал материал… Самому мне показалось, что выступление было никудышным, в смысле материла: он был подан невнятно… Но чудо!!! Люди в восторге! Почему так произошло?
ОТВЕТ. Эффект выступления на 50 % зависит от того, что видит слушатель (внешний вид оратора, его мимика и жестикуляция), на 45 % от того, как он говорит и только на 5 % от того, ЧТО он говорит. Скорее всего, причина в этом. Значит, этим надо пользоваться.
Спасибо всем, кто прислал мне письма!
Спасибо всем, кто применил прочитанное!
Поздравляю всех, кто добился успеха!
Пишите ещё!