Виктор Пелевин.

Страница 1 из 2

S.N.U.F.F. (рецензия),
Бэтман Аполло (фрагмент).

S.N.U.F.F. (рецензия)

С Пелевиным у меня отношения не особо простые. Когда-то, в 93-м, молодой и мало кому известный писатель покорил мое воображение первым сборником рассказов «Синий фонарь». С тех пор я периодически читала по инерции многие его произведения, потом бросила это занятие за явной бессмысленностью. Он стал мегаизвестным, а вот книги выродились.
И вот недавно случились две встречи:
Меня буквально заставили послушать хоть кусочек аудиозаписи «Затворника и Шестипалого» — рассказа из этой книги. И втянуло. Впечатление очень сильное и свежее. И ничего там почти я, оказывается, не помню, все заново. Текст и ход мыслей воспринимаются настолько современно, что не грех переслушать-перечитать еще раз. Кстати, именно в этом исполнении заложено особое обаяние. Авторы аудиозаписи попали в точку с характерами, темпом и голосами, а также с сопровождающей музыкой. Прослушала до конца с огромным интересом и удовольствием, хотя обычно вообще не способна слушать аудиокниги. В общем, даже если считаете, что уже читали, что не любите Пелевина, что не любите аудиокниги — все равно послушайте, не пожалеете, студия Аструм.

Ну и второе — опять долго мне советовали друзья, а я не верила, но потом все же открыла книгу Пелевина S.N.U.F.F. И дошла, не переключаясь на другие книги, до конца. Давно уже с таким удовольствием не читала современную российскую литературу. Недоверие было прочным, но тем приятнее, когда произведение прорывается через наставленные тобой заграждения и не разочаровывает.
И в чем тут главный секрет — в нескольких сильных и свежих основных идеях (на одну книгу это щедро, экономные писатели, пожалуй, так не раскидываются), в увлекательной языковой игре, в реалистично нарисованной антиутопии, в некартонности главных персонажей, в своевременности проблематики? Все работает сразу.
Критика по книге разнообразна. Кто-то считает роман перепевкой старых пелевинских тем, кто-то фонтанирует восторгами, кто-то ничего не понял. Мне как раз пришлось ровно по вкусу. Ну а одна из базовых линий — отношения героя с куклой, у которой выставлены на максимум сучество и духовность — это лучшее изложение активно муссируемой сейчас многими авторами темы смертельной битвы женской и мужской психологий. Впрочем, хребетная линия книги не менее интересна — это вызывающие множество актуальных ассоциаций отношения орков с Уркаины и «людей» — обитателей летающего Биг Биза. Как возможно пройти по канату между карикатурным преувеличением, гиперболой, возведенной в фантасмагорию, и психологической живостью персонажей — полюбуйтесь на примере этой книги. Вспоминаются уэллсовские элои и морлоки, но тут несколько ближе и подробнее. И при всем цинизме мира экстраполированных в будущее нерадостных современных тенденций герои вызывают сочувствие. Мне нравится, когда писатель не подыгрывает одной стороне, выставляя ее в качестве светлой. Здесь все хороши и все виноваты. Все вызывают и сочувствие, и отвращение одновременно. Честно говоря, эта книга показалось мне настолько более живой, талантливой и цельной, чем все прочитанные мной пелевинские книги за период после Синего фонаря, что я всерьез задумалась о литературных неграх. Прямо полезла искать сочетание этих двух слов с фамилией автора. И нашла многие указания на то, что писатель не пренебрегает сотрудничеством с «книггерами» (о, меткое словечко!).
И вот остался последний — уже сугубо теоретический — вопрос: это до сих пор его текущие произведения писали книггеры, потому получалось скучно и копейка удачного текста была на сотню разведена ненужными вставными кусками? А сейчас сам мастер взялся за перо? Или, напротив, блистательный книггер пришел и встряхнул своим талантом застойное болотце? Или подозрения беспочвенны, всё наш популярный автор пишет сам, просто иногда лучше, иногда — хуже. А точнее, иногда текст субьективно более подходит мне, как читателю, а иногда — нет. Так или иначе, кем бы ни был автор S.N.U.F.F., скрывающийся под именем «Пелевин» — он сам или книггер — браво ему и спасибо! Кстати, есть аудиокнига, можно слушать, а не читать, говорят, история пролетает на одном дыхании.
http://pelevin.nov.ru/audio/

Ольга Арефьева

Страница
  • 1
  • 2