Global Music Magazine. Рецензия на «Триптиц»
Рецензия в немецком онлайн-журнале Global Music Magazine на альбом Ольги Арефьевой «Триптиц» 19 декабря 2017.
…Ольга объединяет архаичные песни с электронными звуками так непротиворечиво и умело, как редко услышишь.
Ольга Арефьева и «Ковчег»
ТРИПТИЦ
Россия
Электро | Фолк
Прошло довольно много времени с тех пор, как в 2000 году мы познакомились с альбомом Ольги Арефьевой «Батакакумба» (1995).
Российский музыкант, композитор и автор сразу же покорила нас своим меланхоличным, но расслабленным и каким-то особенным регги.
По мере того, как мы изучали её более близко, высветились и другие стороны этого многогранного художника. В дополнение к своей музыкальной карьере она пишет книги и, очевидно, проявляет свою творческую натуру в любой доступной форме. Хотя она в первую очередь музыкант, кажется, что воспринимает себя как мультимедийного творца. Она выступает как соло, так и с группой «Ковчег», которую она основала и возглавляет. Ольга Арефьева написала четыре книги и получила литературную премию за стихи. Она проводит различные курсы (например, по работе с телом) и работает как художник. Ольга Арефьева училась в Российской Академии Музыки имени Гнесиных в Москве.
Еще одной особенностью Ольги Арефьевой является ее большой интерес к философско-религиозным темам. Не только её книги и стихи, но и тексты песен часто вращаются вокруг вопросов о здесь и сейчас, этом мире и потустороннем, жизни и смерти, добре и зле. В сущности, это соответствует нашему представлению о глубине и тоске русской души. Это же глубокое чувство звучит и в народной вере, народном искусстве и, самое главное, в удивительно красивых русских народных песнях. На протяжении многих лет Ольга интенсивно работает с русскими (и не только русскими) духовными песенными традициями. Её театральные и музыкальные проекты с гимнами и песнями о вечности и смерти вызвали огромный интерес у неё на родине.
У Ольги Арефьевой вышел двадцать один музыкальный альбом. Дебютный альбом «Ковчег» появился в 1991 году. С успехом, начавшимся в середине 1990-х годов, её известность в России быстро росла, создавая имя разносторонней певицы-автора песен. В этом году Ольга Арефьева выпустила два альбома. В начале года появился «Ангел и девочка», который своим смешением рока и регги представляет собой довольно типичный альбом для Арефьевой.
Второй альбом этого года, «Триптиц» (название сочетает в себе русские слова «триптих» и «три птицы»), зрел долго и содержит лишь часть того, что Ольга хотела записать. В различных предыдущих проектах она вытащила архаичные гипнотические песни из тёмных погребов народной памяти и смело выставила их на дневной свет. Теперь в «Триптице» она идёт ещё на один шаг дальше. Ольга берёт старые народные песни и превращает их в современно звучащую музыку. Она объединяет архаичные песни с электронными звуками так непротиворечиво и умело, как редко услышишь.
На «Триптице» Ольге снова оказал поддержку Тимур Ибатуллин. Ранее он уже записывал два её предыдущих альбома. На «Триптице» Тимур делал запись, сведение и участвовал как музыкант (бас, перкуссия, клавишные, вокал). Кроме него, на альбоме сыграли Пётр Акимов и Сергей Индюков. Наталия Жеренкова, Елена Калагина, Юлия Теуникова, Адриан Гусейнов и семилетняя дочь Тимура Диана Ибатуллина участвовали в качестве певцов. От Ольги Арефьевой альбом получил идеи, подбор песен, сэмплов и замечательных иллюстраций. И конечно, она пела.
«Триптиц» живёт внутренней силой, исходящей от песен. Среди них украинские народные песни, русские православные, греческие, а также индийские духовные песни. Все они похожи по атмосфере и искренности. Все они передают одно и то же универсальное послание и задают одни и те же вопросы о смысле. Для Ольги Арефьевой православная народная традиция, индуистская мантра и рок-гимны движения хиппи не отличаются.
Чем глубже погружаешься в творчество Ольги Арефьевой, тем более хрупкой и утончённой личностью она кажется. При этом она не погружается в жалость к себе или мировую скорбь, а действует как реалистичная, “заземлённая”, мужественная и энергичная женщина. Она последовательна во взглядах и в своей работе доносит до людей свои основные философские мысли.
«Триптиц» дышит искренностью и древним многоголосием. Многие гипнотические песнопения записаны замечательно бесхитростно. Продюсирование можно считать образцовым. Даже «современные» компоненты музыки были сделаны с большой тонкостью. Помимо электроники, используются различные акустические инструменты. В том числе экзотические, как ситар.
Кульминацией альбома является единственное собственное произведение Ольги Арефьевой на альбоме — «Смерти нет». Эта песня давно была в её репертуаре, и вот наконец записана в студии. Здесь Ольга кратко суммирует своё видение мира.
Ольга Арефьева преподнесла нам альбом, с помощью которого даёт нам почувствовать, какой положительный эффект мог бы случиться, если бы мы хотя бы на короткое время отвернулись от нашего искусственного мира и выступили против гонки за выгодой. «Триптиц» — музыка, богатая духом. Открытый и общерелигиозный подход Ольги Арефьевой к миру без Бога, без пап и пророков, называющих себя божьими посланниками, нравится нам ещё более перед лицом враждующего мира с ежедневными религиозно мотивированными жестокими преступлениями.
Визуальное оформление альбома очень удачно. Картина на обложке принадлежит кисти известного русского художника Ивана Билибина. Справа (перед избушкой на курьих ножках) изображена очень популярная в славянских сказках Баба Яга, которая часто появляется в произведениях Билибина. Буклет содержит все тексты на русском языке.
Оценки:
Продюсирование: 9 из 10
Аранжировки и инструментовки: 8 из 10
Коллекционная ценность и экзотика: 10 из 10
Понятность: 7 из 10
Звук: 8 из 10
Обеспечение качества и инновации: 8 из 10
Написание песен: 8 из 10
Буклет: 10 из 10
Вокальное исполнение: 9 из 10
© Global Music Magazine
19 декабря 2017
Перевод с немецкого: Елена Калагина