Боль

Клип. Август 2017

Ольга Арефьева о клипе:

Десять дней назад в Питере собралась компания красивых и креативных людей: дружественных фотографов, танцоров и моделей — для съемок нашего клипа.
Песня «Боль» возникла из стихотворения, которое я написала в 1990 году (специально подняла архивы, чтобы узнать дату). Ну, то есть, 27 лет назад. Тогда для меня действительно было мрачное время — угнетающая социальная действительность, отсутствие поддержки и перспектив, жилья, денег и места в жизни. Чужие дома и города, смутное ощущение своего таланта, который при этом никому не нужен, постоянное чувство опасности. О какой боли песня? И осталась ли она через 27 лет? Да, она еще и об экзистенциальной боли, которую неминуемо на каком-то уровне ощущает каждый чувствующий человек. Но и о конкретной боли бесприютной юности, которая уже давно в прошлом.
Тогда стихотворение кончалось на безысходной ноте. Примерно лет десять назад я прочитала рассказ Людмилы Петрушевской «Чёрное пальто». Меня поразило сходство образов. Это визионерское произведение транслирует реальность страшных сопредельных миров, куда попадают заблудившиеся и наделавшие непоправимых глупостей молодые души. И в рассказе, и в стихотворении описываются ощущения девушки, которая не понимает, где она, и куда добирается через странный и страшный город с очень и очень пугающими попутчиками. У Петрушевской рассказ кончается тем, что героиня сумела проснуться и в последний момент предотвратить непоправимое.
Под влиянием этого рассказа и общего переосмысления жизни я тогда дописала к своему стихотворению финал, который менял его смысл на победу и спасение. Они горькие, больные, но настоящие! И сейчас многие переживают подобные состояния: никто не застрахован и от депрессии, и от эмоционально подавляющих событий, которые не может, казалось бы, перенести.
Наши чувства в разные моменты жизни могут быть очень тяжелыми, но надо помнить, что за нашей спиной — близкие, которые в нас нуждаются, которым без нас будет по-настоящему тяжело. Мудрецы советуют повесить перед глазами табличку: «и это пройдёт». И читать её в самые трудные моменты. Но и в самые счастливые — тоже читать.
Да, нужно много мужества, чтобы отбросить как нестоящую ерунду то, что ещё недавно казалось таким важным и завело в мрачный раскопанный город с домами без номеров. Но люди, пережившие попытки суицида, единодушно говорят, что со временем становится видно, что причины, как правило, совершенно не стоят того, чтобы отказываться от жизни. И способ этот плох — никаких проблем он не решает, зато лишает свободы и отнимает всё.
Уже относительно недавно, несколько лет назад, я сочинила музыку к этим стихам, и они стали песней. Пять месяцев назад мы записали ее с группой Ковчег и выпустили на альбоме «Ангел и девочка» (2017).
Спасибо участникам этой красивой съемки. Мы провели вместе очень вдохновляющее время. Спасибо коллективу MAAVI — участникам предыдущего клипа «Мебель», теперь представшим в совершенно других образах в клипе «Боль».

======
Ольга Арефьева о съемках:

Приключений было много. Во-первых, в съемке участвовало довольно много людей, с которыми до того мы не были знакомы. Притом, все одновременно. Для меня это ситуация стрессовая. Стрессом была и подготовка — выбрать по фотографиям незнакомых людей оказалось трудно и почти невозможно. Для меня играет главную роль то, каков человек, что он представляет из себя в общении, в динамике, в работе, в тесном взаимодействии. Выяснить это по описанию и фото оказалось невозможно: в человеческих коммуникациях присутствует слишком много невидимых и невербальных компонентов. Итого, ряд контактов, который из этого последовал, был нервным и непонятным.
Во-вторых, мы договорились о помещении для съемки с дружественным (как казалось) клубом, но в день, когда все пришли на площадку, выяснилось, что эти слова были пустыми, в клубе «никого не будет» — хотя там ходили люди и вполне кто-то был. Мы не сразу сдались, а долго препирались на эту тему, но все равно получили от ворот поворот. В общем, пришлось на ходу менять планы, что немного прибавило седых волос. Хорошо, что повезло с погодой, все вполне удобно гримировались на улице во дворике. В помещении чудом повесили на почти голый потолок свет, отцепив нужную для подвеса деталь с рюкзака гримера. Сразу выявились те, кто активно помогал и искал способы решить возникающие ситуации, и кто ждал.
Спасибо за помощь гримерам!
Спасибо операторам! Спасибо актерам!
Спасибо MAAVI, которые приютили наш табор и спасли съемку.
Во время съемки каждые пять минут звонил телефон Лены — некие коллекторы нашли его на сайте, где совсем на другой его странице упомянут человек, взявший кредит. Они сочли это веским поводом к тому, чтобы звонить несколько дней круглосуточно. Также они поставили на вечный дозвон и совершенно уже посторонних людей — ресепшен танцевальной школы, где мы однодневно арендовали помещение для тренинга. Там справились — система позволяла заблокировать номер. А нам телефон как раз был нужен для срочной связи со всеми участниками, когда они находили место встречи, и это прибавило перцу к нашей пресной жизни.
Главная героиня опоздала на съемку на 5 часов. Немного опоздать ей вообще-то разрешили (например, на час, пока все гримировались), но не на пять же. В результате на съемку осталось крайне мало времени, и пришлось все делать резко, быстро и «на живую». С девушкой как раз происходил некий не связанный с нами нервный период. Мы ее успокоили, построили и привели в чувство. Она собралась и нормально снялась. Все кончилось хорошо, все были довольны и рады в конце. Через несколько дней у нее все-таки случился психический срыв — и внезапно обвинили нас (знавших ее полтора дня): «Что вы с ней сделали?»
Один из приглашенных через знакомую фотографа моделей-артистов пришел полностью гримированным, но у нас не совпало видение в деталях грима. Я в максимально мягкой форме сказала ему, что невозможно снимать в таком виде — это другой образный ряд. Надо немного изменить. Он встал в гордую позу, наговорил мне неприятных слов и красиво ушел со съемки.
Но у нас было очень много других участников, и как раз они себя проявили очень хорошо. Всё мы отлично сняли. С некоторыми до сих пор дружим, кстати. Да, и я вспомнила, что так и не закончила, надо доделать добрый ролик «Как это снималось»? Там уже не в темном зале, а в светлом дворе при дневном свете все те же люди пьют чай, нянчатся с детьми, прилаживают бороды и парики, курят, смеются и /зачеркнуто/ тряпки жгут/.
Вообще, обо всех художественных съемках, а также спектаклях, которые ни для кого из участников не являются работой, а создаются на коллективном творческом энтузиазме, могу сформулировать наблюдение. Они — усилитель и проявитель жизни. Линза.
Все люди проявляют свои хорошие и плохие качества с удесятереной силой, а события происходят с десятикратной скоростью. Поэтому регулярно у кого-то срывает пробки, а кто-то, напротив, амортизирует и собирает всё же из множества деталей машину, которая должна поехать. Ненадолго — пока пространство отдано фантазии, пока идет спектакль, он же — игра. Стоит ли оно того? Ведь все спектакли и вся художественная реальность — не больше, чем «магазин», «войнушка» и «дочки-матери» у детей во дворе. Искусство — это игра. Только она затеивается взрослыми. И мы вовлекаемся в нее с разной степенью серьезности. Иногда и забывая, что это лишь игра — потому начинаем ссориться, психовать, рвать на себе волосы или увенчивать себя позолоченными венками. А иногда забывая, что хоть это и игра — но она требует полного вложения сил, чтобы получился какой-то смысл. Игра не терпит легкомыслия и ненадежности.
Баланс между серьезностью и несерьезностью восприятия происходящего иногда трудно поймать. Но именно те, кому это удается, и создают самые лучшие вещи. У них всегда есть искорка юмора и умение искренне засмеяться над своей глупостью или обрушенными планами. У них есть доброе слово для неловкого партнера и умение приподняться над плоскостью происходящей тяжелой возни — и сказать: как здорово это все, но в какую же ерунду мы играем! Умение, которое вдруг меняет и освещает реальность и в тяжелые моменты жизни, когда она (казалось бы) не игра.
Потому такие игры в метареальность неоценимы для тех, у кого скапливается энергия на более интенсивное, чем бытовое, проживание.
Прохождение игр дает быстрое взросление. Тело остается молодым (ну или каким было), а вот начинка резко эволюционирует. Не без потерь. Какие-то провода и контакты горят. Но живой человек хорош тем, что там, в невидимой сфере, может себе отрастить все новое.
Так что да здравствует театр, организация фестивалей и массовых действий, волонтерская работа, съемки кино, новый бизнес с непротоптанными дорожками, путешествия… — добавьте свое.
Любая партизанщина малыми группами — ускоритель реальности. А так как я продолжаю искренне считать, что мы в большой планетарной игре под названием «жизнь», то играть — имеет смысл куда больший, чем отсиживаться. Но сложность уровня лучше выбирать по силам.
Я вот например по опыту этой истории сделала вывод, что если и вводить в съемки и выступления незнакомых людей — то понемногу, последовательно.
Особенностью этого клипа было то, что людей получилось сразу много, и они не были одной компанией.
Если дальше сочинять сценарии — хочу, чтобы там были последовательные небольшие сценки.
Кстати, думаю насчет следующих съемок и ищу интересные феллиниевские и бергмановские лица. В Питере.
Да, вот тут много очень красивых фото с описываемого события.

======
Режиссура, сценарий, монтаж — Ольга Арефьева

В ролях:
Ирис Мел
Некая Элис
Света Сатья
Юлия Сон
Сергей Зязин
Юрий Смирнов
Сергей Голубев
Родион Зеленевский
Станислав Игоревич
Петр Добский
Руслан Харчевский

Главный оператор — Константин Михальчук (mihalchuk.ru)
Второй оператор — Андрей С.

Гримеры:
Виктория Титова
Полина Шкодина

Ассистенты:
Елена Калагина
Аделаида Пивоварова
Евгений Ануфриев

Координатор: Некая Элис
Помещение для съемок — студия MAAVI
Помощь в организации: Александра Облако

Песня из альбома Ольги Арефьевой и группы Ковчег «Ангел и девочка» (2017)

Ольга Арефьева – голос, стихи, музыка
Тимур Ибатуллин – бас-гитара, ударные, клавишные, запись, сведение, мастеринг
Сергей Индюков – гитара
Пётр Акимов – виолончель
Евгений Лейдер – саксофон, флейта
Наталья Жеренкова – скрипка