Каково происхождение Деда Мороза и что у него за семья?
«Я перестала верить в Деда Мороза в 5-6 лет. По рассказам родителей я перенесла очередное приглашение этих героев домой под новый год. Рассказала стих, получила подарки. Но потом, когда они ушли, тихо сказала родителям. А Снегурочка не внучка Деду Морозу. Она его жена.
– Почему? – поразились родители
– А у них одинаковые обручальные кольца!»
«Муж мой, американец, так и не понял концепцию Снегурочки. Ну окей, ёлку переназвали с рождественской в новогоднюю. Санта Клауса переназвали в Granpa Frost, но куда делась Миссис Клаус?
В лучших традициях рождества у дедушки Клауса была жена его возраста Миссис Клаус. В очках и белом чепчике. По дедушке была и бабушка, как говорится.
— А кто такая Снегурочка?
— Это внучка granpы Frosta (Granpa Frost- Дед Мороз).
— А что случилось с его женой, миссис Фрост?
— Об этом нам никто никогда ничего не говорил. Народу была сразу представлена внучка.
— А кто и от кого родил внучку Снегурочку?
— Нам об этом тоже никто ничего не сказал.
— Мда. Согласись, это более, чем странно, когда дедушка везде появляется с внучкой, о матери которой ничего не известно.
— Там ещё был мальчик Новый год.
— Мальчик Новый год? Это его Снегурочка родила от непорочного зачатия? Или от порочного?
— Про это нам тоже никто ничего не сказал, но я точно помню, что он Снегурочке не сын и не брат.
— ?????
А вот мне тоже интересно, почему Деду Морозу не придумали жену-бабушку Мороз, бабушку Снежинку или бабушку Зиму? Почему именно молодуха рядом? Кто придумал эту концепцию?»
Oxana Leksel
Наш Дед Мороз, как выяснилось, не такой уж и старый герой.
В царской России ёлка стала непременным атрибутом рождественских праздников только в середине XIX века, но никакого ответственного за ёлку персонажа на рождественских представлениях не было.
После революции религиозные праздники были запрещены и ушли в подполье. Ёлка была заклеймлена как буржуазный пережиток. Новый год в Советском Союзе не праздновали до 1935.
Всё началось 28 декабря, то есть всего за три дня до праздника, со статьи «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» в газете «Правда». Её подписал член ЦК ВКП(б) Павел Постышев. «Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец, – писал П. Постышев, – устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах!» И за три дня страна успела всё организовать. Но Деда Мороза и Снегурочки ещё не было – они появились два года спустя.
Современные Дед Мороз со Снегурочкой «родились» в 1937 – тогда они впервые появились на главной ёлке страны в Доме Союзов. После этого добрый фольклорный дед с внучкой стали обязательными персонажами на всех новогодних советских праздниках. Сам Дед – русский богатырь с зычным низким голосом, высокий и добрый. В сказках для детей главной функцией этого персонажа является здоровая погода и зимнее волшебство. Главное дело русского новогоднего символа – не пить, не плясать и веселиться, а управлять погодой, руководить зимой и помогать всему живому в зимнюю стужу. Образ непременного участника детского праздника с ёлкой в предвоенные годы возник, конечно, не из пустоты, а с опорой на литературу, укорененную в легендах и традициях, возникших задолго до революции.
В 1840 году были опубликованы «Детские сказки дедушки Иринея» В.Ф.Одоевского, в одной из которых («Мороз Иванович») впервые появляется литературная обработка истории фольклорного и обрядового Мороза. Образ этот уже узнаваем: «добрый Мороз Иванович» – «седой-седой» старик, который как «тряхнет головой – от волос иней сыплется»; живет он в ледяном доме, а спит на перине из пушистого снега.
Но вообще-то Мороз вовсе не добряк. Согласно поэме Некрасова «Мороз, Красный нос» (1863), он изображается как злой безжалостный дух, который может погубить человека.
Процесс утверждения имени и образа этого героя растянулся на несколько десятилетий: в сказках встречается старый Рупрехт (1861) из немецкой традиции; св. Николай или Дедушка Николай (1870) – вариант исчезает рано, поскольку у русских Никола в роли дарителя никогда не выступал; Санта Клаус (1914) – только при изображении западных елок; просто старик, живущий зимой в лесу (1894); добрый Морозко (1886); Мороз Ёлкич (1890-е годы).
В борьбе за образ победил Дед Мороз. Аналога этому имени нет ни у одного западного елочного персонажа. Первоначально советская Снегурочка представала в образе маленькой девочки и выполняла роль посредника между детьми (ее ровесниками) и Дедом Морозом. И лишь в послевоенные годы она превратилась в девушку, но так и осталась внучкой.
Но был ли женат Мороз? Только если очень сильно поискать по фольклорным произведениям, то можно кое-где встретить, что женой прототипа Мороза была Ледяная Баба. В основном в сказках предок Деда Мороза холост, а Снегурочку не рожают, а лепят и оживляют. Вместо весёлой и шутливой внучки встречается лишённая эмоций Снегурочка (Снегурушка), которую подружки оставляют одну в лесу. Снежевиночка – печальная девушка, рождённая из комка снега и невинно убиенная подружками из зависти. Появившаяся потом в пьесе А. Н. Островского Снегурочка тоже лишена задора и лишь внешне похожа на свою новогоднюю тёзку.
Итак, доброго Деда Мороза в нашей истории не было. А бородатые деды, на него похожие и связанные с зимним холодом, были персонажами недобрыми и даже инфернальными – они связаны с преисподней и злыми силами. В восточнославянской мифологии Мороз – существо уважаемое, но и опасное: чтобы не вызывать его гнев, обращаться с ним надо осторожно. Его просили не губить урожай, его задабривали, им пугали детей. Но наряду с этим он выступал и в функции приходящего в сочельник умершего родителя, предка. Фольклорные бородатые деды, навещавшие близких накануне Рождества и Нового года в сочельник, были связаны с миром мёртвых. Ряженые изображали бородатых стариков, от них нужно было откупаться, чтобы они не остались с живыми.
В целом прообразами Деда Мороза считаются различные хтонические существа и языческие божества. Знакомство с ними для простого человека часто заканчивалось плохо.
В мороз трещит и лёд, и деревья в лесу от холода тоже трещат. Это делает старик Трескун. Вот дунет и превратит любого в сосульку. Наши предки не ждали от него конфет. Его самого задабривали едой, чтобы сохранить озимые и не замёрзнуть в лесу. А сам он больше похож на лешего, только зимнего.
В самую длинную ночь в году, момент зимнего солнцестояния (ночь с 21 на 22 декабря современного календаря) славяне отмечали праздник Карачуна. Карачун – бог славянского пантеона. По одной из версий – одно из воплощений Чернобога, по другой – обличье Кощного бога (Кощея), ну а по третьей, современной, это сам Мороз, бог Зимы.
Бог Карачун считался не просто богом тьмы в зимнюю пору, его также считали и богом смерти от холода, на него возлагали ответственность за падеж скота от мороза. Внешний вид Карачуна таков, как мы привыкли представлять себе Деда Мороза: в руках посох, сам в синем кафтане, отороченном мехом, красное от мороза лицо. С помощью посоха он управляет снегом и холодами. Карачун может сократить «скаратить» жизнь человека. Болезни, связанные с судорогами (от слова «скорячило») , тоже приписывают Карачуну. Говорят, что если не задобрить Карачуна, то больной может умереть.
Слугами Карачуна считались медведи-шатуны. В лесу зимой нет еды, невовремя разбуженный медведь очень голоден и зол. Помимо медведей Карачуну служат волки, птицы-вьюжницы, снежные бураны и души умерших людей.
Страшно, но не бойтесь: прислужники Карачуна опасны только людям, которые живут не по прави. Но если вы честный и правдивый человек, то вам бояться столь сурового бога не нужно.
На Карачуна похожи еще Позвизд и Зимник.
Позвизд – славянский бог бурь и непогод. Стоит ему тряхнуть головой – на землю валит крупный град. Вместо плаща за ним влачатся ветры, с полы его одежды падает хлопьями снег. Позвизд стремительно носится по небесам, сопровождаемый свитой бурь и ураганов.
Древнеславянский Зимник, как и Мороз, представляется в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках. Где он пройдет – там жди жестокой стужи.
Было еще одно могущественное существо – Зима, которой подчинялись все остальные божества. Некоторые народы Севера молились ей, и именно у нее просили милости.
Есть поверье, что если прогневать Зиму, то она пошлет троицу для наказания провинившихся. Мороз заморозит все вокруг, Ледяная Баба устроит гололедицу, а Снегурка посыплет снегом всё вокруг.
Просмотр исторических корней образа Деда Мороза показывает, что истоки его уходят в седую общеиндоевропейскую древность. Образ складывался в северных широтах Восточной Европы не позднее V – IV тыс. до н. э. и по некоторым версиям восходит к Роду, Одину, Велесу.
Собрано из ряда источников
1 января 2022
Из ЖЖ Ольги Арефьевой