Синдром Стендаля

Впечатления от 1-го отделения в перерыве.
Блестящее платье — чудесное! Посмотрим, что во втором отделении будет.
Пианист мефистофельски красив.
Давно не была на концертах ОА и уже забыла эти переклички взглядами певицы и аккомпаниатора в паузах, это всегда вызывает улыбку.
«Многоликая» заставила вспомнить ЦДХ, много раз там она звучала.
Пёрселл, «Cold Song» — проняло до мурашек.
В конце отделения стала обращать внимание на детали среды, которые всегда помогали сделать фотографии интересными, когда снимала на концертах: туманная дымка, тени, освещение.
И самые яркие моменты в живом концерте: когда песня заканчивается, и у Ольги на лице расслабляется мимика. Она потрясающе красивая тогда!
В общем, как и всегда. Она вечно прекрасная.

Второе отделение.
Все любимое: Окуджава, Вертинский, Матвеева, «Уезжаю в Ленинград» и многое другое! Любимое оттого что это был домашний репертуар моего отца, удивительно совпадающий с тем, что я слышала на концертах Рояль-Ковчега. Слушаю Ольгу, а рефреном в голове — как отец то же под гитару пел. И я не ожидала, что станет так грустно — потому что он умер, а голос я вспомнила очень ярко. Одновременно поражалась совпадению эстетики и удивлялась, почему я не была поражена этим совпадением 11 лет назад, когда слушала Рояль-Ковчег в ЦДХ.
«Так редко поют красиво в нашей земной глуши…»

У меня иногда случается такая штука, которой я вообще-то стесняюсь и могу говорить об этом только в очень ограниченном кругу. Но сейчас сподвиглась собрать в единый пост то, что пользуясь личным знакомством, написала Ольге Арефьевой по следам сегодняшнего концерта.
Зная свою чувствительность, я обычно морально готовлюсь к концерту заранее, а после живой музыки избегаю контактов, с семьей в том числе, потому что это как контраст между двумя мирами. Надо постепенно в повседневность входить )
И да, я понимаю что эстетика вообще мое слабое место. У меня бывает такое, что эстетические чувства зашкаливают, и умные люди уже меня просветили, что такая штука называется синдром Стендаля — однажды я в костеле испытала нечто похожее и поначалу решила, что сие есть экстатический религиозный восторг.
Вот во втором отделении концерта меня сегодня перекрыло — слишком большой эмоциональный багаж был у каждой песни (особенно у песен Вертинского!)
Много чего приходилось проживать, слушая Ольгу. Эпоху, когда песни были написаны; те эмоции, которые вкладывает сама Ольга; свои эмоции, связанные с этими песнями — и тут просто без слез нельзя никак, я сейчас даже по следам свежих воспоминаний плачу.
И главное, вроде умом я понимаю, что это отчасти актерская игра, вот и позы артистические заготовлены, и правильный антураж. А чувства все равно берут верх и делают какую-то свою работу, от которой мне одновременно хорошо — оттого что красиво, и грустно — оттого что почти к каждой песне привязана куча воспоминаний, знаний и контекстов.
Теперь понадобится время, чтобы все это улеглось. Другое дело, когда я на концерте рисую или фотографирую, тут я становлюсь наблюдателем и поэтому не попадаю в ловушку собственной чувствительности. Я хотела сначала написать «не проваливаюсь» — но это не подходит, потому что это не провал, а движение совсем в другом направлении.

«О концерте в клубе «Magnus Locus», Москва. 03.01.22»

Нина Графова