Магия

Это не отзыв о концерте, я их не умею и не хочу сочинять. Это личный очерк чувств, всё это абсолютно субъективно, нереально и пишется только для того, чтобы по горячим следам попытаться как можно ближе к «подлиннику» выразить своё личное, принципиально невыразимое. Все образы почти случайны и не претендуют на реалистичность. Я всего лишь хочу закрепить это в памяти и в то же время не «застрять» в этих чувствах.

Услышанное и расслышанное на недавнем концерте Ольги Арефьевой в Ящике, вновь (в который уже раз?!) напрямую затронуло моё сердце. Это, конечно, не внове для меня — именно ради этого я и хожу на все концерты Ольги Викторовны в Питере. Но в этот раз происходило что-то совершенно новое, небывалое. Привычные уже для этих «катакомбных» сольников внутренние чудеса в определённый момент как будто начали выходить из под контроля. Началось у меня это на песне «Эй ухнем». Ясные и неясные подтексты — подтекстами, но в этот момент я отчётливо услышал, как в Ящике с потусторонним лязгом распахнулись невидимые двери и вовнутрь хлынул народ, которого я здесь совсем не ждал. Егор и Янка, Емельян и Хлопуша, Стенька и Ермак, и с ними все Иваны-да-Марьи, помнящие и непомнящие родства, заполнили всё свободное пространство, перемешались, стали тихо подпевать. Конечно, всё было не так явно, но именно таким образом это проще выразить на понятном языке. Когда уже постфактум анализируешь свои ощущения, в сознании всплывают разные образы и темы, обогащающие, расцвечивающие и воплощающие память. Сейчас я уже могу отчётливо «прочитать» здесь многое, например, «Мёртвых» Джеймса Джойса и антитезой ему заклинание Арсения Тарковского:

«На свете смерти нет.
Бессмертны все.
Бессмертно все.
Не надо бояться смерти
Ни в семнадцать лет,
Ни в семьдесят.
Есть только явь и свет,
Ни тьмы, ни смерти нет на этом свете.
Мы все уже на берегу морском,
И я из тех, кто выбирает сети,
Когда идет бессмертье косяком.»

Но в тот момент на концерте я, разумеется, не об этом всём думал, а прислушивался к своим чувствам, дивился тому, как эта песня точно попала в мои нынешние ощущения, хотя в самой песне вроде бы и о другом поётся. И вот всё, что было потом на концерте, как бы прошло под этим магическим знаком, отменяющим время и смерть.
В перерыве, когда публика отправилась курить на улицу и выпивать в баре, в зал незаметно вошла Саша Соколова и тихо села рядом со мной…
В заключении концерта я уже махнул на себя рукой и просто подпевал, когда Ольга завершала всю эту магию песней «Аллилуйя». В этот момент я уже не сомневался, что всё это было не случайно, для меня всё именно так и было предначертано.
Ну и в завершение магического вечера совершенно сказочным образом из этого полумедитативного состояния меня вывело опять же «случайное» и очень смешное знакомство с удивительным человеком — человеком Театра — он «курил трава и ел грибы», он раскинул руки под открытым звездным небом и готов был обнять любого, кто к этому был готов, поделиться с ним частью своей искренней детской радости. Я оказался к этому уже готов и абсолютно счастливый отправился домой 🙂

В текстах Ольги часто можно встретить мысль о том, что красота и гармония существуют объективно, как бы помимо человека, вне его. При этом высшая задача любого из нас найти эту красоту, понять, усвоить её и, поскольку запросто передать эту ценность из рук в руки нельзя, то по возможности помочь другим искать её самостоятельно. Достичь этого можно только путём самосовершенствования.
Мне эта мысль очень нравится, мне это близко. Но возможно, я по своему раставляю тут смысловые акценты. Для меня этот поиск напоминает скорее расшифровку тайнописи, чтение единого и общего для всех сакрального текста на неведомом языке, начертанного на наших же душах. Этот текст не имеет ни начала, ни конца, и за одну свою жизнь каждый из нас сумеет прочесть и понять в лучшем случае малый отрывок, каждый свой. Когда встречаешь человека, который упорно трудится над расшифровкой того же отрывка, что и ты, то это значит, что ты встретил своего родного человека. Может быть, знания, почерпнутые из этих скрижалей, мы и правда можем перенести дальше, за порог этой жизни — этого я пока не знаю. Вопрос «авторства» этого текста я тоже пока оставляю открытым. В моём понимании здесь существенно то, что это знание абсолютно неотделимо от нас самих, и в этом смысле оно принципиально не объективно, а субъективно, очеловечено с самого начала. Мне также кажется, что талант художника проявляется именно в том, что он находит универсальный ключ к чтению и пониманию какого-то из многих уровней этого текста и может попытаться передать его другим людям. Я убежден, что работает это только в произведениях искусства (в широком смысле), пытаться объяснить это «на пальцах», предложить какую-то элементарную методику — невозможно. При этом сам художник может отнюдь не всегда осознавать истинную значимость того, что он делает, ценить пустое в своём собственном творчестве и пренебрегать истинно важным, ключевым. Это потому что художник служит не столько источником, сколько каналом для передачи этой информации. Вопрос от Кого или от Чего эта информация исходит, опять же оставляю за скобками. И последнее, но очень важное замечание — возможность прочитать эту информацию в произведении искусства, найти там этот золотой ключ, зависит не только от таланта художника и подготовленности зрителя/слушателя/читателя, но и от благоприятствующих внешних обстоятельств, гармоничного сложения всех факторов, единства настроения и внутреннего звучания.

И вот теперь возвращаясь к своим впечатлениям от концерта в Ящике, я могу уверенно сказать, что ощутил тогда именно это — бесценную находку, которая вряд ли повторится, поскольку неповторимы обстоятельства. Тем ценнее она, эта находка. И тем важнее для меня было закрепить её этим текстом, который я пишу для себя и понятен который будет только мне. Но думаю, многие из тех, кто ходит на концерты Ольги Арефьевой, в те или иные моменты могли испытывать нечто подобное, и поэтому талант автора здесь играет первостепенную, главенствующую роль. Собственно поэтому я и хожу на эти концерты и буду продолжать на них ходить — в поисках этого момента озарения.

Денис Грибанов

это банальное «спасибо»

Огромное спасибо за концерт в Ящике! Он был удивительно красивым. Если бы я встретил вас сегодня, возможно, просто постеснялся бы подойти и сказать это банальное «спасибо», но всё равно как-то очень приятно осознавать, что прогуливаясь можно запросто повстречать вас, и что Питер вас тоже вдохновляет 🙂

Денис Грибанов

Однажды мне приснился сон

Однажды мне приснился сон, будто я пришла на концерт Ольги Арефьевой в Ящик. Пришла за полчаса, села на своё место, начала рассматривать сцену. И вижу, что задняя стена, а также левая и правая, стали зеркалами. Я подумала: «Откуда же Ольга будет выходить, вместо чёрной шторы — глухое зеркало.» Ещё я увидела два стула, как обычно, а перед стулом Ольги — столик. А на нем чёрный плед в темно-зеленую клетку. Я почему-то его сразу узнала, в моем сновидческом мире она его всегда с собой на концерты возит.
Посмотрела на время, до концерта ещё 20 минут оставалось, и я пошла в бар. Заказала себе джин с апельсиновым соком (хотя никогда в бар не хожу, тем более за джином). Мне его дали в каком-то странном стакане с металической крышкой и с металической трубочкой. Я сделала глоток, и этот джин вылетел из трубочки и плюнул мне прям в глаз! Глаз почему-то стал вытекать. Мне дали салфетку и кусок засохшего торта (типа не плачь, на тебе конфетку). В этот момент в зал вышел большой мужчина в цирковом комбинезоне, большой и усатый. Он начал показывать какие-то фокусы, но я убежала в туалет, подбирать глаз. Потом я услышала, что концерт уже начался, и побежала на место. Лена уже была на сцене и ещё какая-то девушка стояла. И тут я увидела, что из задней зеркальной стены выходит Ольга! Ну вот просто, как будто из Зазеркалья. Это чудо, но в моем сне все это было абсолютно нормально и в порядке вещей. Тут к сцене подошла очень красивая девушка и начала подавать Ольге какие-то смешные штуки для концерта: очки, маску, цветы. Потом она повернулась ко мне и спросила: «Кто ты?»
На этом моменте я проснулась…

После вчерашнего концерта я не могла уснуть до 8 утра, потому что крыша опять куда-то улетела, а чувство благодарности разливалось за границы Вселенной. А потом всё-таки провалилась в какое-то забытьё, и мне снова приснился Ящик, зеркала и даже чёрный плед в тёмно-зелёную клетку. И точно так же был в конце вопрос: «Кто ты?»
Кажется, поиск ответа на этот вопрос — главное, для чего я хожу на каждый концерт Ольги Арефьевой. И, может быть, я его когда-нибудь найду.

Ольга Пащенко

Что-то неистребимо юное

Сольный концерт Ольга Арефьева в питерском клубе «Ящик»…

Крошечная сцена, лёгкая фигура певицы. Иногда она кажется старшеклассницей, только тексты песен и интонации выдают опыт, который успевает приобрести за целую жизнь далеко не каждый человек. И всё же в Ольге присутствует что-то неистребимо юное. Свет струится из её глаз, волны тепла от её рук расходятся по залу. Дерево на горе, а корни простираются так глубоко, что здороваются с Бахамутом. Это дерево не защитит лес, но пока оно есть, лес будет возрождаться вновь и вновь.

Эксперименты с клавишами Ольге определённо удались. Она предупредила публику, что облажается за инструментом, который ещё не полностью ею освоен. Не знаю, как оценил бы Ольгино исполнение Мацуев, однако на мой слух — не профессионала, но большого музыколюба — это было классно.

Самодельные аранжировки у Ольги отличные: где надо — зажигательные, где надо — медитативные. А ведь это только ранние плоды её трудов в этой области. До чего же они вкусные, и то ли ещё будет!

Ольгино сердце такое поющее, что мнится: гитара заиграет, даже если Ольга просто прикоснётся к грифу. На её концерте особенно остро чувствуешь, что умрёшь не насовсем, а поплывёшь в эфире среди теней китов к неведомому новому воплощению. И финальное «аллилуйя» — как взмах платком с крыльца родного дома вслед путнику с надеждой на будущую встречу.

Врайтер Ниманд

и мы ходили по волнам

Это настоящая Сирена, которая затащит туда куда ты не собирался !
Однажды меня с того света в этот /так и познакомились
А в этот раз ни разу не взглянула на концерте потому и жив остался
Какие то ноты запускают меня воланчиком метко, далеко и будто бы случайно
может я был особенно готов в этот раз : раскатан в пух, открыт и не подвязан
а вот где я побывал теперь не опишу —
остались ворсинки жесткие на локтях, пахнуло сладким и дремучим, чья-то верткая походка спереди, твердь была жидкой, рожали изо рта потом все стало малиновым и все исчезли, а кто то взял за локоть и повел не туда
нужно было просто не сопротивляется и мы ходили по волнам
Сущее поцеловало эту девочку, погладило по головке и хлопнуло по попе:
— Марш на сцену !
а что ей еще оставалось

после концерта хотелось бежать в поля и падать головой в душистые травы

Олег Жуковский

Я в восторге!

Вчера, в прекрасном месте под названием АЛЬПЕНХАУС, прошёл долгожданный электрический концерт Ольги Арефьевой. Новая площадка порадовала отличным звуком, прекрасным обслуживанием и благоустроенной курилкой! Что же касается особого удовольствия наблюдать Ольгу Викторовну и Ковчег на сцене, то здесь нужно или садиться за полноценное сочинение о завораживающем гении, или ограничиться словом восторг! На сочинение не чувствую в себе сил, поэтому — я в восторге!)
Традиционно добыла себе литературы. Мне очень нравятся книги Ольги Викторовны. Помимо великолепного литературного содержимого, они полны прекрасных иллюстраций и фотографий! Не книги, а многоуровневое погружение в мир гения! Очень круто!

Полюсик Филатова

Этот шарабан не остановить

Какая будет первая фраза? Какая последняя? Что будет между? И будет ли это между? Вопросы возникают спонтанно. И так же спонтанно гаснут. В начале было слово? Не уверена. Там, где должен был быть роман, ставим точку. А можно и наоборот. Поставить её спереди. И писать что-нибудь до бесконечности, думая, что в этом есть хоть какой-нибудь смысл.

В начале другое. Оно не было. Оно есть. И от него не убежишь. В моей памяти много сундуков. Да и не моя эта память. Генетическая. Обычно на ум приходят образы дверей. Ты открываешь их по очереди, и, как любопытная Алиса, оказываешься где-то не здесь. А вчера было вот так. Горизонтально. Хотя, возможно, сработали принципы другой реальности. Не параллельный, а перпендикулярный мир.

Кругом сундуки-колодцы. Их долго, из века в век, расставляли мои предки. Нет, это не откровения детей подземелья. Здесь нет никакого мрака. Это колодец-дверь. Мимо неё можно пройти. Не заметить. И не нырнуть. Но не хочу.

Этот поставила прабабка в энном колене, в которую влюбился наполеоновский солдат. Тот другой — от прапрадеда еврея, укравшего невесту из-под венца. Еще один пращур воровал коней, хоть и не был цыганом. Он бы нашел общий язык с прабабкой, яицкой казачкой, но они разминулись во времени. Однако все они сошлись во мне. И разом заговорили. По моим сундукам пронеслись ураганом, вскрывая их по очереди. Эдакий гоп со смыком., который воистину удался.

Нет, я, конечно, предполагала нечто подобное, когда шла вчера на концерт Шансон-Ковчега в ЦДХ. Но одно дело предполагать, а другое пережить на практике. Всё вертится, а-а-а… И крутится, кстати, тоже. Такая волжская удаль безумная. Вот откуда это в голосе? Явно не обошлось без сундука какой-то прабабки. Но это я так, иронизирую.

Хотя иронии места тоже хватало. Песни, они ведь очень разные. Здесь и покойники бегают, и виолончелисты поют. Да и мои бабки пританцовывают, платочками машут. Картинки в голове меняются с бешенной скоростью. Перемешиваются, разлетаются. А ты уже в другом мире, своем и не своем одновременно. И опять летишь куда-то в безумном вихре, понимая только одно — этот шарабан не остановить. И ты уже запрыгнул.

Лана Ноздрина

Оле Арефьевой после порции Шансон-Ковчега

Оля! До сих пор под впечатлением!
Знаешь, согласившись придти, как-то упустил слово Шансон,
а когда обнаружил — затрепетал трепетом. Ну это по меньшей мере красная тряпка для меня. Прочитав, правда, про Крутится-вертится с Цыплёнком — чуть отошёл… и стал фантазировать как это можно сделать пригодным для… ну и написал зазывалку, которую ты читала))
ПризнАюсь — твой цыплёнок улетел выше и дальше моих фантазий, вам всем удалось схватить за хвост самую жизнь (нерв, зерно, идею и пр), а как — не пойму до сих пор… раскладываю на части, прикладываю обратно, а не вижу как…
Прослезился несколько раз, косился — не видит ли кто,
перед носом мелькали самые чуднЫе образы, Эдит Пиаф, Русланова, АнриРуссо-образные пейзажи, паровозы всякие в дыму и брови-монисты-гармонисты )))
И голос твой по-новому открылся (для меня, разумеется)) и расширился до чего-то незнакомого и очень большого,
он менялся от песни к песне и все забытые слова были только на пользу, поверь, они добавляли достоверности и вот того самого неуловимого мифологичного.
Оль, по-моему это ко всему прочему ещё заход в народные артисты, в самом широком смысле слова, без шуток…
если показать такой концерт по телеку, то аудитория твоя расширится до предела, о котором не мечтают даже, но это так к слову ))
Оля, очень сильно желаю тебе записать это всё не откладывая, пока оно живо (и концерт, и диск), а себе желаю — заполучить его в подарок.
Спасибо тебе.
Надеюсь, что не перехвалил тебя))) но всё правда!

Александр Соколов

Отмотайте меня назад

Прошли сутки. Отмотайте меня назад. В этапный «Налей, мама стакан чаю», в балладный «С одесского кичмана», в бешенный «Сиртаки», в босотный Эдерлези, в бодипозитивную хвостенковскую «Одну могилу». «Невечерняя» таакая сложная бомба, и вы так ее красиво взорвали вместе с бэк-вокалом: Леной Калагиной и Натальей Жеренковой.
И, отвечая на ваш вопрос со сцены, да — делайте Шансон-Ковчег, он прекрасен.
Вот бы чудо, иметь все это в стримовых сервисах, чтобы в минуты суровой мужской дружбы, было бы что и под кого подпевать.

Сергей Токовенко

Цыгане нервно курят в сторонке

Эдерлэзи!!! Эта песня меня просто унесла куда то… и «не вечерняя», тоже как будто в первый раз услышала!! Да вообще цыганский хор получился просто улетный! Цыгане нервно курят в сторонке)) Концерт и правда был удивительный, я и не сомневалась!)

«Шансон-Ковчег в ЦДХ»

Ekaterina Sosina

Как же это было прекрасно!

Отдельная благодарность за «Кептаунский порт» ! Во истину, шлягер века ). А «Не вечерняя» — это вообще космос! Настоящий Цыганский хор получился! Я тоже с детства неравнодушен к цыганским песням! Удовольствие невероятное — вчера это услышать!

«Отзыв о концерте в ЦДХ, Москва»

Christian Soleil

Все — насквозь в сердце

Побывала сегодня на удивительном как всегда глубоком концерте Ольги Арефьевой и «Шансон-Ковчег». Это одна из ее программ, своеобразная, полная подводных течений и разномастных персонажей. Это песни новобранцев и опытных вояк, стон покинутых женщин, тоска сирот и исповедь воров, всех гонимых и презираемых, песни между жизнью и смертью, песни казачьи, еврейские и цыганские… В исполнении Ольги они не кажутся пошлыми и мелкими, протяжная тоска сменяется разудалой комичностью, но все — насквозь в сердце. Прощай, зал в Центральном Доме Художника, много лет здесь были эти концерты. Я лет 15 как мечтала попасть именно на рождественский, но пока так и не довелось. «Рояль-ковчег», «Акустика», «Электричество», «Шансон-ковчег»… программы разные, объединяющий их пронзительный талант один. Браво, Ольга! Вернувшись домой, продолжила слушать: «Сделай что-нибудь», «Магия чисел», «Девочка-скерцо», «Дочь человечья», «Черная флейта» и многие другие любимые…

Елена Мелехова

В моей жизни Шансон-Ковчег случился в первый раз

Когда устал и жить не хочешь,
полезно вспомнить в гневе белом,
что есть такие дни и ночи,
что жизнь оправдывают в целом.

Вот сегодня был как раз такой день. 22 марта состоялся и неумолимо продолжался возможно последний концерт Ольги Арефьевой в славном зале ЦДХ с программой Шансон-Ковчег. Из доброй сотни концертов ОА, не убоюсь этой цифры (!), в моей жизни Шансон-Ковчег случился в первый раз. И вот как я теперь могу сказать, что шансон — это не мое?! Конечно, мое, если его исполняет Ольга. Больше всего зацепила цыганская песня «Эдерлези», про цыгана, у которого не было ни костра, ни барашка. Но кончилось все хорошо) (с) Особенно вот этот кусочек.
Нынче пляски, мама-мама
Девушки и парни
Все по парам, мама-мама
Эдерлези.
Эдерлези…
Ух — прямо чума на оба ваши дома!
Отдельное спасибо концертному залу! За все двадцать лет, что я помню себя в тебе, ты был добр и нежен. И даже иногда пропускал без билета, когда они заканчивались в кассе. Надеюсь, ты услышал мое традиционное » Эфхаристо»?)

Эфхаристо, родной!

Наталья А

Концерт был замечательный

Программа обновленная, из старого Шансона осталось буквально пару песен. Впервые услышанная в ее исполнении Тумбалайка очень хороша, а во время исполнения «Невечерней» плакала я, что мне ну совсем несвойственно… Ещё эта удивительная певица раздает слушателям, проходящим мимо сцены после концерта, цветы ей подаренные… от тюльпана, побывавшего в ее руках, остаётся та же дивная позитивная энергетика, как и от потрясающего голоса.

«О концерте в Москве»

Ирина Перфильева

Она не только певица

Не хочется писать о певице Ольге Арефьевой банальные слова… да и не только она певица. Это уникальный человек в нашей русской музыкальной культуре, да и не только музыкальной, потому как и проза , и стихи у нее замечательные. Это очень талантливая артистка с сильным красивым голосов, красиво исполняющая абсолютно все — свое и чужое, рок, поп, шансон, русские народные песни, романсы… Все, за что она берется, она делает очень качественно, профессионально и талантливо. Она вообще талантливая и красивая. Ольга отдает нам, слушателям, всю себя, свою прекрасную энергетику, свою душу.
Приходите на концерт, убедитесь сами!

Ирина Перфильева

  • 1
  • 2