Остров собак

Досмотрела анимационный фильм «Остров собак». Начало растянулось на несколько дней, всё не хватало времени и сил, открывала по пятнадцать минут. Вообще, многое я недосматриваю. Но если мне хочется досмотреть начатое – это уже признак. А чтобы уж помнить и ждать как праздника – вообще редкость.
Фильм дошел до конца, и я сразу ещё раз начала пересматривать ряд сцен.
А сегодня проснулась с желанием открыть его снова и перелистать еще много раз, рассматривая детали.
А там есть, что разглядывать.
Взрослые дядьки играли в игрушки.
Да как играли.
Фильм два года делали больше 670 человек, из них семьдесят сотрудников отдела кукол и тридцать восемь художников-аниматоров.
Дело происходит в Японии, в то ли в прошлом, то ли в будущем, в выдуманном городе Мегасаки. Там происходит вспышка некоего «собачьего гриппа» (ох как похоже на что-то знакомое!), и мэр предписывает вывезти всех домашних собак на Мусорный остров – гигантскую свалку. Смешно чихающие бывшие члены семьи и талисманы спортивных команд, толстенькие любимцы и бродяги в шрамах – все грубо выкинуты в мусор, умирают от голода и дерутся за объедки.
А это разумные и благородные существа.
Всё внимание на мордах героев. Почему не на лицах? Ведь в сюжете фигурируют и собаки, и люди? Так вот, что связано с людьми, вообще-то меня не особо впечатлило. Я не стала бы смотреть до конца такой фильм.
Но когда я увидела героев-собак, сразу влюбилась. От них совершенно невозможно оторваться. У меня так и не получается смотреть на них без того, чтобы непрерывно не фонтанировать умилением. Какие же они хорошие. Какие же они живые. Какие же они чудесные.
Тут наверное следует сделать отступление на тему того, что абсолютное большинство современной 3D-анимации меня, по большому счёту, не трогает. Бывает, что работает сюжет, атмосфера, но в целом вот это объемно-кукольное компьютерно-искусственное направление для меня мимо, как бы хорошо ни было просчитано и прорисовано. Эти глазастенькие утрированные слишком гладкие существа с неестественными движениями для меня необаятельны.
Да, когда придумали технологию съема выражений лиц и пластики тела датчиками с актеров, стало лучше. Но не настолько, чтобы верить.
Кстати, помним кукольную анимацию в советское время: каким было разочарование, когда заявленные в программе мультфильмы оказывались кукольными. Тогда казалось, что этот метод не особо рабочий. Хотя есть, конечно, исключения, тот же «Крокодил Гена».
И вот «Остров собак». Там практически нет компьютерной анимации (только несколько кадров видов с высоты, сделанных в 2D).
Всё – куклы и декорации. Воистину эпичен размах того, что ребята там сделали.
Восемьдесят камер одновременно вели съемки на сорока четырех площадках. Для фильма изготовили более тысячи кукол: пятьсот собак и пятьсот человеческих фигур. Для каждого отдельного персонажа делали по пять фигурок разного размера: огромный, большой, средний, малый и очень малый. На изготовление каждого героя требовалось примерно шестнадцать недель.
Цифр недостаточно. Можно вложить много сил, но не впечатлить зрителя настолько, чтобы он полюбил героев.
В материалах про фильм рассказывают, какой сложной была, например, сцена приготовления суши. Но я, вежливо порадовавшись за нее, всё равно смотрю не совсем на это.
А внимание моё на собачьих персонажах, которых аниматоры каким-то невероятным образом сделали живыми. Я неотрывно смотрю на идеальное совпадение артикуляции, мимики, движений и эмоций. Лица собак в этом фильме гораздо живее лиц людей. Так что главные для меня там – псы. Я радовалась, плакала и волновалась с ними. Собаки разговаривают, чувствуют, мыслят, и их всё время хочется обнять.

Технология, как я поняла, такая: сначала аниматик, каждый кадр композиционно выставлен и оживлен в рисованном мультфильме-наброске. Для крупных планов с разговорами делается сначала озвучка, а потом по голосу уже покадрово снимают липсинг «актеров»-кукол.
Пластику тоже брали с живых собак, прикрепляя к ним камеры. И на съемочной площадке всё время для вдохновения были живые щенки.

Русская озвучка сработана прям прекрасно. Притом, что многие переводные фильмы я просто не могу ни минуты терпеть из-за мерзких голосов дубляжа.
А после этого фильма полезла искать, чьим таким магическим голосом говорил пес Шеф. Это оказался актер дубляжа Илья Исаев – голос пса Шефа, а также, как выяснилось, Майкла Фассбендера, Тома Харди, Джереми Реннера и Бенедикта Камбербэтча в нашем прокате.
В оригинале же героев озвучивают известнейшие актеры – Брайан Крэнстон, Эдвард Нортон, Билл Мюррэй, Тильда Суинтон, Йоко Оно.

Сюжет фильма начинается и развивается очень классно и напряженно. И в нем звучит довольно актуальная и болезненная сейчас тема – как подлая и циничная пропаганда в целях выгоды темных групп кукловодов заставляет простых людей верить в ложь и предавать своих близких друзей – в данном случае домашних собак. Как выдуманные или специально подброшенные инфекции позволяют срежиссировать панику – ради победы в выборах и захвата влияния группой негодяев во власти.
Как накручивают страхи, запугивают общество и подводят его к тому, чтобы оно пассивно согласилось с предательством и уничтожением любимых живых существ. А то и людей, социальных слоев, наций – намеки читаются неплохо.
Полный набор всего такого знакомого – беспредела силовиков, подчиняющихся злодеям, использования административного и военного ресурса для решения своих шкурных проблем, заказное убийство оппонента ядом (опять знакомо!), попытки скрыть и уничтожить вакцину от искусственно запущенной инфекции собачьего гриппа.
И упертый мальчишка, ломающий военизированную властную машину упорством, везением и поддержкой единомышленников.
В конце сюжет становится совсем нереальным. Вроде хэппи-энда хочется, но я, увы, перестала верить: слишком резкие повороты, немотивированные перемены характеров персонажей, неубедительный хакер в туалете. Слишком легкая победа не говорящей по-японски школьницы, вдруг успешно влезшей с обличениями в охраняемое выступление мэра, где ей и слова бы не дали сказать, а сказала – не поняли бы, не то чтоб пустили в лучи прожекторов к микрофонам с собаками вместе и поддержали всем миром. Неведомо куда пропадает классная пятерка собак-друзей из первой половины фильма – вроде они заявлены как главные герои и половину фильма соответствуют, потом вдруг четверо садятся не на ту тележку, после лишь дважды появляются на пару секунд и до свидания.
Ну и любовные линии, на мой взгляд, слащаво добавлены, чтобы соответствовать голливудским стандартам. Они не несут ни малейшей сюжетной нагрузки. Женские собаки не умилили.
Сюжетно непроработано. В общем, 2/3 фильма не понравились.
Но мужские собаки – мои кумиры и любимчики. Безумно хочется поцеловать в черные и розовые носы. Все собачьи герои – бесконечный источник сердечности и обаяния.

Пишут, что съемки были сложными, по пути фильм все время дорабатывался и перерабатывался, а то и на ходу сочинялся. Оно и видно.

Но всё-таки этот фильм – событие, и его надо посмотреть.
Критики пишут, что работа выходит за рамки традиционной анимации. Тут я присоединяюсь. Действительно выходит.
Когда смотришь фильм в первый раз, конечно, невозможно уловить и рассмотреть всё богатство и сложность деталей костюмов, пейзажей, обстановки, предметов. Надо листать еще и еще.

Кстати, создатели ссылаются на множество шедевров кинематографа, которыми они вдохновлялись. Среди них фильмы Акира Куросавы, «Сталкер» Тарковского, «Космическая одиссея» Кубрика, бондиана, «Доктор Стрейнджлав» Кена Адама, работы Ясудзиро Одзу, боевик 1967 года «Грязная дюжина».

«Еще одним источником вдохновения стали гравюры XIX века, работы двух великих мастеров периода Эдо, Хиросигэ и Хокусая, чье внимание к цвету и линии, оказало заметное влияние на европейских импрессионистов. Гравюры в стиле укиё-э (в переводе «картины быстроменяющегося, текущего мира») передают ускользающие моменты наслаждения, изображая красивые пейзажи, дальние путешествия, животный и растительный мир, гейш и актеров театра кабуки. Во время подготовки к работе над фильмом Андерсон собрал множество изображений японских гравюр, и художники внимательно познакомились с богатыми коллекциями в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. Затем начался процесс соединения фольклорного японского стиля с осязаемостью и ручной работой покадровой съемки».

27 мая 2021
Из ЖЖ Ольги Арефьевой

189418892_3875013112546323_7689999266927900666_n