О растаманстве

Эпиграф

Боб Марли (Bob) в 1973 году на Джамейке:
N. — Знаешь, многие считают, что большинство тех, кто называет себя раста, на самом деле, мягко говоря, преувеличивают?
Bob — Многие так себя называют, однако избраных будет единицы. Будут и агнцы и волки в овечьей шкуре. Но этого нам сейчас не разглядеть. Раста надо быть и раста надо знать. Я здесь не затем, чтобы судить людей. Джа приказал оставить суд Ему. Так вот, те, кто смотрят на человека и говорят «что это он из себя раста корчит?» — да кто они такие чтобы судить о его намерении, когда Господь приказал оставить суд ему?

Эпиграф 2

korotin

Рэггей обычно воспринимают поверхностно: как музыку радостную и беззаботную. На самом деле рэггей — музыка религиозно-мистическая, гневная и яростная, полная пророческих наставлений о «праведной жизни», стенаний «страждущих», обличения угнетателей и пророчеств Страшного Суда. Как сказал американский музыковед, «рэггей — это музыка Апокалипсиса, но это Апокалипсис, под который можно танцевать».

Что ж (со вздохом), напишу — похоже, что я теперь буду вынуждена всю жизнь заниматься просвещением по поводу растаманства.

Растаманская культура возникла из христианства, но представляет из себя донельзя искаженную систему верований. Это явление именно из тех, что называются ересями и сектами. То есть, с одной стороны под Джа, конечно, подразумевается Бог-отец — это то что роднит наши религии. Если не сомневаться в том, что безусловно, мир создан одним творцом, а люди только по-разному его называют (выражаясь фигурально — от «Отче» до «папка»), то в общем-то спорить не о чем. Но имеется гигантское количество разночтений во всём остальном. Начнём с того, что движение раста неоднородно и представляет из себя конгломерат многочисленных сект. Их представления исключительно разномастны. Есть и общины, сохранившие нормальное православие. Но в основном это гремучая смесь из христианства, иудаизма, языческих суеверий, чёрномагического культа вуду и кажется, индуизма. Всё это ещё и преломлено через специфическое мировоззрение чернокожих, в основном из насильственно переселенных на Ямайку (и в другие места мира) в рабовладельческие времена. Они признают Библию, но по их мнению, она написана про чёрных. То есть, она написана про евреев, но те евреи, которые евреи — не настоящие, они присвоили себе еврейство, отняв его у чернокожих. Настоящий богоизбранный народ — негры, чёрными были Адам и Ева, Соломон и Давид, Иисус Христос и заодно все остальные действующие лица Библии. Вот-вот должен состояться «ексодес» — исход евреев (то есть негров) в землю обетованную, которая находится в Эфиопии. Оригинальны их представления о Святой Троице. Например (пишу по памяти, точных источников под рукой нет), Джа, император Эфиопии Силассие Ай (ныне уже умерший), и я. Я, то есть каждый верующий в отдельности и все вместе. Или так: Хайле Селассие, Маркус Гарви и Принц Эдвард. В общем, дальше не пишу, хотя если углубляться дальше, шок обеспечен. Повторяю, воззрения сект чрезвычайно разношерстны. Чем же эта странная религия привлекла белых? Не негров и не евреев? Во-первых, не все белые «растаманы» знают и хотят знать эти подробности. Их в растаманстве привлекает другое. Догадайтесь, что? Да-да, вот именно! Итак, некоторые (подчёркиваю — некоторые!) из сект в культовых (читай — шаманских) целях изредка (а не постоянно!) применяют курение ко-но-пли. Вспомним про языческие пережитки и жутковатый культ вуду, чтобы понять, откуда тут дует ветер. Ну конечно для наших доморощенных растафари это обозначает — кури, торчи, гуляй напропалую! Джа, вроде как, не против, и даже «за»! Курение травы, однако, у чёрных раста сочетается с другими традициями и правилами, которые белыми «последователями» ненавязчиво пропускаются мимо ушей. А именно — запреты на алкоголь, тяжёлые наркотики, насилие, стяжание, воровство и т.д., которые должны соблюдаться верующими. Так что, не всё так просто. Но это у нас уже никого не интересует. Моральное «оправдание» для наркомании найдено, больше ничего не требуется. Плюс — чудесная регги-музыка. Она оптимистична, успокаивающа и красива сама по себе (вообще, у растафари очень поощряется творчество — все должны петь, танцевать, рисовать, изготовлять поделки), но может служить и аккомпанементом пьяно-наркотическому разгулу. Что тут можно сказать? — под хорошую музыку и плохие вещи делаются! Виновата ли в этом музыка? Надо подумать. К вопросу о стёбе над доморощенными раста — а как ещё им объяснить нелепость их позиций? Спорить с пеной у рта? Морализаторствовать? Драться? Не обращать внимания — пусть старчиваются? В большой степени последнее, так как другому человеку свою голову не приставишь, а никто не любит, когда нарушают его свободу выбора. Но у меня мой юмор получился интуитивно, я неожиданно для себя попала в точку. У меня так часто бывает — интуичу то, чего не знаю. То, что шутливая песенка-пятиминутка станет народным хитом и поводом для такого долгого и яростного ломания копий — я и подумать не могла, когда, давясь от смеха, в первый раз объявила «сейчас была песня «Это не рок», а теперь — не регги!» (имеется в виду «Джа пустит трамвай из болота в рай»). Юмор, однако в ней не случаен и состоит в доведении идей до гипертрофированного вида — «Джа купит нам ганджа, Джа впишет на флэт, поставит нам пиво, приготовит обед, а мы будем петь регги, неважно, там или здесь». По большому счёту, можно сказать, что так оно и есть — всё, что мы имеем, даётся нам Богом, но абсурден вариант отношений деда и бабки с золотой рыбкой — «чтоб была у меня на посылках». Вот этот небольшой перегиб и не был замечен. А можно и остаться у разбитого корыта… Что ж, детские сказки тоже не всем впрок пошли!

Ольга Арефьева

Дискуссия о растаманстве

Здрасьте…
Хочу обратиться непосредственно к О.Арефьевой…
………
Твой поступок мерзок… (я насчет растаманства, рэггей и Джа). Если ты получаешь фанов, ты в ответе за них — по крайней мере ты должна быть честна перед ними. Если это правда, что ты, Ольга, смеялась, когда сочиняла свои песни про Джа, мне очень тебя жаль…
Ты предала Расту (а кто-то еще сладостно пел, что «раста — это классно»)!!!
Тебе, верятно, есть объяснение, но нет прощения… Хотя я хотел бы, чтобы я ошибался во всем вышесказанном, а также в моих взглядах по поводу тебя…
Ты — предатель, ты….
Если тебе дорог я (располагающий к тебе и твоему творчеству) ответь и все объясни…
………
Дай ответ всей Расте в России!!!
Жду…. (хотя, думаю, зря…)

Борис Гробов (гр. «Темные Люди»; г.Омск)

p.s. Я очень хочу закончить свое письмо словами ——— One Love (если это так…).

Ольга Арефьева:
Ты недооцениваешь одной вещи — как только творческий человек становится ангажированным рупором какого-либо движения или партии, его творческая свобода исчезает, а значит, само творчество вырождается и погибает. Ни я, ни кто другой не является твоей или чей-нибудь ещё собственностью.

А вот что думают по этому вопросу корреспонденты толк-листа:

Алексей Барский:
Как ни странно — это письмо не вызвало у меня ничего, кроме умиленной улыбки на лице. 🙂
Ну до чего все просто. 🙂 А так не бывает! 😐

> Твой поступок мерзок… (я насчет растаманства, рэггей и Джа)
>Если ты получаешь фанов, ты в ответе за них —
>по крайней мере ты должна быть честна перед ними.
> Если это правда, что ты, Ольга, смеялась, когда сочиняла
>свои песни про Джа, мне очень тебя жаль…

Дружок, скажи мне, о каких фанах идет речь? А тебе известно, что в общем объеме ее произведений доля рэгги весьма невелика? А если ты этого не знаешь и считаешь к тому-же, что люди, исполняющие регги автоматически становятся проводниками Растаманства — это твои проблемы.

> Ты предала Расту (а кто-то еще сладостно пел, что «раста — это классно»)!!!

:-))))))))))) Ну круто! Приехали! Скажи мне, а в чем собственно предательство-то? Ольга что, со сцены проповедовала растаманство? Так не было этого.

>Тебе, верятно, есть объяснение, но нет прощения…
>Хотя я хотел бы, чтобы я ошибался во всем вышесказанном, а также в моих
>взглядах по поводу тебя… Ты — предатель, ты….

ROTFL! :-))))))))))))) Фуф. Вот повеселил. 🙂 Слушай, а ты кто? Я имею в виду, кто ты такой, чтобы решать, кому есть прощение, а кому нет? Господь Бог? И почему перед тобой надо оправдываться? Ох уж мне эти борцы за чистоту рядов! Исламским фундаментализмом веет просто за версту. 🙂
Дружок, на месте растаманов, я -бы рассматривал «Батакакумбу» как подарок и знак уважения. Что-то вроде хлеба с солью. 🙂 А вся эта чушь типа «кто не с нами — тот против нас», по-моему как-то не вписывается в растаманство.

>Дай ответ всей Расте в России!!!

:-))) Полноте! Ну кто тебя уполномочил говорить от имени «всей Расты в России»? «Зрительская масса как будто бы ничего не выражала!» (С) Мастер и Маргарита.

Матвей:
А сколько ж это было-то назад… Я, помнится, видал и слыхал это в «Обломов»е с год, что ли, назад, не помню, а реакция только сейчас дошла.
Активны наши российские растаманы. В эфире все. вроде, было сказано по этому поводу: Ольгу рэггей привлекает именно как музыкальный стиль, а не как образ жизни, а Джа и Раста — неотъемлемые атрибуты рэгги. Петь-то можно как угодно и про что угодно, важны не слова, а мысли. А что потом под этими словами видят слушатели — уже их проблемы.

Михаил Кузнецов:
Есть такой неплохой анекдот:
Русский интеллигент подходит к еврею и говорит: снимите, пожалуйста очки, я вам в морду дам.
Еврей: за что?!
— А за что вы распяли нашего Христа?
— Но это было две тысячи лет назад!
— Да, но я об этом узнал только вчера…

J.:
О каком предательстве может идти речь? Никто не клялся в верности идеалам, а наоборот — с первой песни (Джа пустит трамвай) говорилось, что это прикол (еще на Аку-Аку). Ольга никогда не скрывала своих православных взглядов. В-третьих, <Раста — это классно>, а твое это или нет — личное дело каждого. В-четвертых, тяжело расчитывать на диалог с человеком, который сначала обвиняет, потом говорит: <Оправдывайся!!!> Ты можешь быть откровенным антитоталитаристом и слушать пионерские песни. Ты можешь быть православным и играть регги. В данном случае Ольга не отказывается от своих песен, регулярно их исполняет. Нравится — слушай. Не нравится отойди в сторону.
P.S. А Боб Марли в конце жизни постригся — по канонам раста нельзя…

Валентин Виноградов:
А в чем, собственно, заключаются идеи растаманства? Почему они могут вызывать такой смех? Или, наоборот, сзывать под свои знамена таких вот ярых проповедников, вроде господина «Обвинителя»?
И стоило ли стебаться над чем-то, если это что-то не взывает к насилию и не несет деструктивного начала? Мне кажется, что Ирония и Юмор — вещи весьма отличные от Стеба.
Сам я не слышал ни одной песни о Джа и Расте у Ольги (так уж случилось) и вообще далек от регги-культуры, но мне всегда виделось что-то достаточно доброе и теплое в этих волосатых уроженцах Ямайки.
Музыкальный стиль, конечно, вещь никому не принадлежащая и использовать его имеет право каждый, но если Джа и Раста — столь значимые понятия у Рэгги-менов, то может действительно не стоило использовать их атрибутику, а играть независимый рэгги — чисто музыкальный проект, никаких идейных наездов или приколов? У Браво, например, когда-то это получалось и никто никаких претензий к ним не высказывал.
Ведь неприятно же, когда кто-нибудь скажет: «Мне нравится идея пострадавшего за человечество Христа, я буду носить на шее крест — он красивый, но меня смешит этот терновый венец у него на голове, колючки какие-то забавные, торчат в разные стороны… Прикол. Неужели нельзя было надеть на него что-нибудь другое, поэстетичнее? »
Совершенно не хочу обижать чьих-то религиозных чувств. Просто со стороны картина не ясна. Большая просьба просветить меня поподробнее, насколько это вообще возможно сделать.
С уважением, Валентин Виноградов.