Да будет свет! Приложение к световому райдеру. Концертный свет.

Я уже писала о свете.

И это дало какие-то плоды — многие прочитали, задумались, в каких-то концертных точках ситуация изменилась к лучшему.

Но все равно еще гастрольные поездки остаются минным полем: как бы подробно директор ни обсуждал с организаторами условия, никогда не знаешь, на что попадешь в следующем городе. Как в клубах, так и в старых советских ДК встречаются залы, в которых ситуация со светом катастрофическая. При этом никто ею не занимается и не хочет заниматься. Часто люди даже не осознают проблемы. Любимые ответы: «я же отдал райдер», «все выступают, никто не жаловался», «этот клуб не предназначен для концертов» (а для чего?), или даже «приборы же будут электроэнергию тратить!» Хит — высказывание одного работника ДК: «Может мне вам еще костер тут разжечь?»

Этот текст написан под впечатлением от гастролей. В разных городах было по-разному. Где-то было все замечательно, где-то, увы. Что в итоге сподвигнуло меня попробовать написать, как должно и не должно быть.

Почему-то затраты на дорогу, гостиницу, звук и рекламу не кажутся организаторам большими, но свет… Некоторые надеются «на авось». В итоге получают зал с дежуркой, или замогильную темнотищу из дешевых LED, или дискотечный свет, неконтролируемо бегающий над танцполом, но не достающий до сцены.

Я хочу попытаться как можно более кратко, понятно и просто объяснить, как вообще устроено концертное освещение, и как его выбирать. Конечно, всего не предусмотришь. В чем-то мое мнение субъективно, можно обсуждать. В чем-то текст слишком краток и обзорен.

Не существует однозначного ответа на вопрос, чего и сколько покупать, все очень зависит от площадки, от ее высоты, размера, назначения, а также состояния проводки и настроения руководства.

Но главный посыл текста: у меня сложилось глубокое убеждение, что финансы не являются основной причиной проблем со светом на площадках. Чтобы оборудовать концертный зал или театр — нужно просто приложить руки и голову. Только желание и добрая воля!

Финансовые затраты могут быть высоки, если замахиваться на дорогие приборы. И мы только «за» — если площадка ориентирована на большие концерты. Но свет можно сделать и совсем малыми средствами, сравнимыми со стоимостью однодневного проживания группы в недорогой гостинице. Было бы желание!

Я очень хочу, чтобы ситуация начала меняться в целом, в головах музыкантов, организаторов, хозяев концертных площадок и зрителей.

Концертный свет Кратко и доступно о том, как надо и не надо.

Текст написан с учетом типичных ошибок, которые встречаются еще «кое-где у нас порой».

Итак, главные правила:
Свет влияет на зрителя никак не меньше, чем звук.
Главная задача света на концерте: освещать артистов (в первую очередь лица и руки) и фигуры танцоров. При этом не создавать визуальный мусор — не освещать задник, занавес, край сцены, аппаратуру, шнуры на полу, потолок и прочее.

Существуют дорогие варианты для больших залов и дешевые, для небольших театров или клубов. Но возможность и необходимость сделать красивую световую картинку есть всегда. Если возникают проблемы или вопросы — давайте обсуждать. Если вы не уверены, что компетентны в свете — посоветуйтесь со специалистами, представителями прокатной компании, почитайте на специальных сайтах, скачайте учебник или методичку театрального вуза, колледжа для осветителей.

На сцене не должно быть ничего лишнего: баннеров, рекламы, чужих декораций, посторонних предметов, экрана — если о нем специально не договаривались.
Одежда сцены черная (для больших и глубоких сцен это правило необязательно). Приветствуется наличие подиума для барабанщика, если концерт электрический.

Необходимо присутствие световика (осветителя, художника по свету, светотехника) с начала настройки.
Осветитель ведет концерт согласно световой партитуре, которая составляется на настройке с учетом возможностей данной площадки.

Предупреждение:
Фраза организатора «я отдал райдер» — не гарантия, что его кто-то собрался выполнять. Мало отдать райдер — надо внимательно проследить за его выполнением.
Помните, что на арендованной площадке сотрудники часто совершенно не заинтересованы в том, чтобы организованный вами концерт прошел на уровне.
Красивые слова вроде «динамического света у нас нет, но сделаем статический» — на деле может означать, что зажгут дежурку и повернутся спиной. Или что имеющиеся приборы неисправны, морально устарели, не соответствуют никаким требованиям, не годны даже для лекций и утренников.

Будьте внимательны про общении с представителями площадок, не обманывайтесь сами и не обманывайте артистов!
Пожалуйста, выясните все заранее. Получите полную информацию о размере площадки, высоте, глубине сцены и размере зрительного зала, о количестве, типе, расположении и исправности приборов, а также дым-машины.

Общий свет над сценой — он же дежурка — никак не применяется на концерте. Он не может подменять собой ничего — ни заливку, ни основной свет. Часто он состоит из неоновых ламп, устаревших и полуисправных фонарей, рамп, почему-то оказавшихся не на полу, а на на потолке, приборов с бытовыми лампами вместо предусмотренных конструкцией.

Если света нет или мало (меньше, чем в райдере артиста), его надо арендовать и довесить. Лучше сразу искать зал, уже оборудованный приемлемым концертным или театральным светом, или где имеется, на что его развешивать. Если крепить не на что — установить фермы. Увы, фермы стоят дополнительных денег и съедают высоту. При низком потолке получаем большую проблему. Лучше не устраивать концерты в помещениях, где над сценой потолок ниже чем 4,6 м. Недопустимо размещать основные световые приборы на полу или на колонках!

Если набор света на площадке отличается от перечисленного в райдере, то нужно связаться с представителями артиста и обсудить варианты. Лучше доверить установку оборудования профессионалам, которые установят приборы одного типа. Но, разумеется, они заботятся о своем кошельке больше, чем о вашем. Значит — надо продумывать и контролировать, какой именно свет вы повесите.

Например, свет на концерте музыкальной группы из 4 инструменталистов и 1 солиста.

1). 6 основных фонарей на лица — типа spot (то есть с лучом, дающим ограниченное пятно). Направлены наклонно сверху-спереди на лицо каждого музыканта. На солиста — два прибора.
Не в лоб (не горизонтально), не снизу, не засвечивают фон. Проведите мысленно линию от прибора к лицу артиста и продолжите ее дальше. Закончиться она должна в глубине сцены, не попадая на задник.

2). Контровые приборы (освещают музыкантов со спины, но не попадают в глаза зрителям) в количестве, покрывающем всю сцену. В случае небольшой сцены достаточно направить по одному прибору на затылки каждого из музыкантов. Проведите мысленно линию от контрового прибора к затылку артиста и продолжите ее дальше. Закончиться она должна на переднем краю сцены, не попадая в зрительный зал.

3). Заливочные приборы типа wash: чистые основные цвета, покрывающие всю сцену. Wash можно перевести как «размытие» — луч размыт. Задача — не осветить конкретную точку, а окрасить все сценическое пространство. Подвешиваются сверху, можно чуть сзади или спереди. На небольшой сцене роль заливочных приборов могут частично брать на себя контровые, имеющие возможность смены цвета.

Варианты используемых приборов обсуждаемы: приборы типа spot могут быть заменены на линзовые приборы, профили или ламповые приборы PAR. Важно, чтобы мощности света хватало на то, чтобы на сцене не было темно. Еще очень важно, чтобы луч в используемых приборах был ограничен со всех сторон.
Приборы открытого типа (например, вот такие галогенки-«лягушки») не подходят никак, даже со шторками!!

Вместо заливок wash могут использоваться ламповые приборы с цветными фильтрами, объединенные в группы по цветам, каждая группа покрывает цветом всю сцену.

Расстояние

При слишком далеком от сцены расположении светового прибора луч раскрывается слишком сильно, пятно становится чрезмерно большим, а яркость сильно падает. Получаем бледный слишком общий свет и освещение всего лишнего вокруг.
При слишком близком расположении прибора луч не успевает раскрыться, освещает слишком маленькую площадь и в него трудно попасть.
Диаметр светового пятна на полу в 1.20-1.50 м. можно считать оптимальным.

Все световые приборы подключаются в исправный световой пульт с возможностью записи программ.
На маленькой площадке и при небольшом количестве приборов пульт может быть без программирования, просто ручной димер. Тогда осветитель будет должен в реальном времени успевать вручную переключать световые приборы.
На сольных выступлениях неподвижно сидящих или стоящих бардов, чтецов, лекторов, поэтов иногда бывает необязательно менять световые картинки. Достаточно один раз сделать красивый и приемлемый свет: например, лицо + контровой. Тогда можно вообще обойтись без пульта.

В больших залах на рок-концертах дополнительно применяются группы динамических приборов, пушки (направляемые вручную мощные приборы для выделения солиста), рампы (слабые приборы для заполнения теней, располагаются снизу перед музыкантами), дым-машины, блайндеры, стробоскопы и многое другое.

Динамический светэто, конечно, прекрасно. Но динамические приборы не заменяют и не исключают основных, которые освещают лица музыкантов постоянно. Поэтому надо разделить приборы на группы: часть держит основную картинку, а часть создает динамику. Обычно осветители пользуются готовыми программами перемещения световых лучей. Это не очень хорошо: лучи часто попадают в зал, в глаза зрителям, притом, будучи слишком яркими. Это тяжело и иногда просто невыносимо. Обязательно при настройке света выходите в зал около сцены и проверяйте на себе ощущения от попадания в глаза динамического света. Если можно перепрограммировать траекторию движения лучей так, чтобы они вообще не попадали в зал — это самое лучшее. Либо надо убирать яркость, использовать цветные лучи и гобо (трафареты).

Дым-машина+вентилятор. Дым очень украшает световую картинку — он смягчает и распределяет лучи и тени, делает картинку светлее, глубже и мягче. Лучше использовать две симметрично расположенные маломощные дым-машины, управляемые с пульта. Можно и одну. Если не удалось вывести дым-машину на пульт — поставьте управлять ею человека за кулисами. Дешевые дым-машины часто громко шипят. Тогда включать их надо осторожно, только в громких местах музыки. Есть помещения, где дым, к сожалению, запрещен или там плохая вентиляция. В остальных случаях мы хотели бы использовать дым! Кстати, жидкость для дым-машины бывает дорогая и дешевая. От дешевой зрители и артисты начинают кашлять. Применяйте качественные расходные материалы!

Предупреждение:
Именно про дым-машину очень любят забывать. Или она оказывается сломана. Или к ней забыли купить жидкость. Пожалуйста, заранее проверьте исправность дым-машины и наличие жидкости!

Стробоскоп. Яркость умеренная. Применяется в самых драматических местах. Может быть заменен режимом мерцания сканеров и голов.

Предупреждение: Зрители часто жалуются на то, что стробоскоп бил в глаза, или что световик применял его, не зная меры. Будьте сдержанны и берегите зрителей!


Блайндеры
— соединенные в группы прожекторы заливного света, которые используются для акцентов. Лампы включаются одновременно, и на несколько мгновений ослепляют аудиторию. Blind — слепой. Если они есть, они украсят ваше шоу, но лишь при использовании в меру.

О приборах PAR (ПАР)
Возможна замена приборов типа spot и wash для маленьких площадок на ламповые (не LED!) приборы PAR.
PAR-64 — 1квт, 500 вт, PAR-56 — 300 вт

PAR-ы очень недорого стоят (сейчас в пределах 1200-2000 за целый прибор, 500-800 за лампу), и мы горячо рекомендуем их для оборудования площадок вроде маленьких театров. Часто для маленькой площадки гораздо лучше один раз купить и правильно развесить набор PAR-ов (и за рисующие, и за контровые, и за заливки), чем каждый раз арендовать дорогой свет.

Но них есть ограничения.
Приборы PAR жаркие. Они не должны висеть близко к возгораемым материалам. Они потребляют много электроэнергии (300 вт, 500 вт, 1 квт). От них жарко. Поэтому мощные приборы следует размещать не ближе 2м. к артисту.
Приборы PAR иногда перегорают, особенно, если их слишком резко включать. Периодически придется докупать лампы.
Включенные в проценте лампы (не 100% и не 0%) могут давать жужжащую наводку в звуковую систему. Это недостаток не ламп, а местной проводки, но исправить так запросто нельзя. Попробуйте, прежде, чем покупать много.

Существуют маленькие приборы PAR-36, PAR-30, а также приборы pinspot. Мощность 70-100 вт. Они  могут применяться в театральных целях или на бардовских концертах для освещения лица неподвижного человека с маленького расстояния (около 70 см). Разместить такой приборчик перед лицом-сверху можно на дополнительной микрофонной стойке.

Предупреждение насчет PAR LED:
Приборы типа PAR LED вообще не хотелось бы встречать в качестве возможного освещения на концерте. Их основа — набор светодиодов. Дешевый их тип дает замогильную барную полутьму неприятных оттенков. Дорогие LED-ы состоят из более ярких светодиодов. Но, парадоксальным образом, продолжают оставаться тусклыми, и недостаточно дают света на сцену, зато очень режут глаза. По ощущению на сцене тускло и темно, зато зрители ловят «зайчиков» и перестают видеть, а потом жалуются на головные боли и на то, что просидели весь концерт, уткнувшись в колени лицом.
Приборы LED очень ограниченно могут использоваться в качестве световой заливки в дополнение к основным фонарям. Но все равно у них неприятные оттенки. Так что их использовать в целом нежелательно.
Вот так, например, выглядит PAR LED. Это неправильный прибор!

13 января 2012, обновлен в июне 2015
Из ЖЖ Ольги Арефьевой