Таиланд
Азиатская открытость
Так как в Таиланде жарко, жизнь по большей части происходит на улице. Дома тоже открытые. Поэтому проходя и проезжая можно видеть множество сценок мирной жизни — кто подметает, кто готовит, кто с ребенком играет.
Кстати, вообще не видела, чтобы мамаши орали на детей или их били. Это там какой-то нонсенс. В отличие от России.
Люди едят, чинят мотоциклы, везут детей в школу, занимаются сельскохозяйственными работами, сушат белье. Почти никаких заборов (в отличие блин от Родины). Крайне редко встречаются охранники (разве что около банка), и нечасто полицейские. Не поймешь, они на работе или нет — что-то покупают в магазинах, едят в забегаловках, общаются со знакомыми. Кстати, полицейские одеты в такую красивую форму, что невозможно не залюбоваться. Они стройные, все на них обтягивающее и приталенное, раскрасивое и увешанное значками и нашивками. В небольшом городке мы совершенно неожиданно стали свидетелями их учений: в скверике напротив городского участка, со всех сторон открытом для прохожих, половина полицейских в штатском изображала толпу на концерте, половина в форме — охрану. На уличной сцене полицейский пел в микрофон задорные песни под гитару, «зрители» слушали и плясали. Время от времени начиналась импровизированная «заваруха» — кто-то врывался в толпу с криками, начинал поливать всех газировкой, и все начинали «драться». Тут вступали полицейские, и растаскивали толпу, уволакивая буянов безо всякого ущерба их буянскому здоровью специальным хватом. В один из заходов унесли даже их «главного», вызвав всеобщий хохот. Полицейские охотно фотографировались, пускали подходить близко, и даже в строю показывали нам «виктории» (или кому нравится — «козы») и махали руками. Сравните с нашими.
Полицейские, как правило, не склонны приставать и создавать коррупционные ситуации (хотя все обобщения неточны, в крупных городах бывает всяко, а мы-то были в крупных не больше дня, дальше в мелких). Они просто работают по инструкции. Простые симпатичные парни и мужчины с искренними улыбками. Люди нормальной, полезной и уважаемой профессии, а не сгнившего социального класса.
Так трудно привыкнуть, что так бывает, и так должно быть.
Однажды мы ехали мимо школы, остановились полюбоваться из-за заборчика на няшных дитявок, которых как раз вели классами с обеда. К нашему удивлению, нас не только не погнал какой-нибудь свирепый охранник, а напротив, увидели и пригласили внутрь учителя. Никакой паранойи. Кстати, в школе работали американские солдаты — что-то строили. Всем хорошо: Америка расширяет свое влияние, тайцы получают школьные здания, солдаты делают что-то полезное, детям не скучно. Раньше наши тоже так строили, теперь этого уже нет.
Тайцам, похоже, очень повезло с генами. Они практически не занимаются физкультурой, едят что попало, в том числе ужасно сладкое, химическое и пережаренное во фритюре. Но у них в целом хорошие фигуры, прекрасная осанка и такая специфичная тайская укорененная походка. Нет этих сутулых спин, висящих пузиков и выдвинутых вперед шей, как у каждого первого европейца. Тайцев нельзя назвать очень красивыми, но у них приятные лица в любом возрасте. Стареют они тоже как-то удачно. Никаких старых развалин, раздутых больных ног и хождений с палочками. Я связываю это с тем, что они не едят хлеба, но могу ошибаться. Может, просто свежий воздух и ветер с моря.
Крайне редко встречаются толстые тайцы, они обычно молодые (специально фотографировала, когда видела). Жертвы цивилизации.
Я почти не видела, чтобы тайцы были злыми, раздраженными, расстроенными, депрессивными. Конечно, это от их традиции заботиться о сохранении лица и привычки обязательно улыбаться. Но отчасти — и оттого, что вообще они расслабленные и спокойные.
Байк
Абсолютно вся жизнь в Тае происходит на байке. Байк — сокращение от мобайк, местное название мотороллера, который является основным средством передвижения всех, от стара до млада. Впрочем, мотоцикл и велосипед — тоже байки.
Совершенно нелепыми в этом жарком климате выглядят понаехавшие байкеры с их чудовищной романтикой свирепых кожаных курток и черепов. Все их понты меркнут перед бабусей в тапочках, которая привешивает на байк пакеты с овощами, с задумчивым видом (наверное, вспоминая сериал) разворачивает его возле магазина и жмет на газ. На байках ездят с младенцами и собаками, их водят мальчишки лет с 10. На байках бывает запросто умещаются по 4 худеньких тайца. Байки ездят прямо в тесной толпе в проходах рынка, непонятным образом проскальзывая между покупателями, собаками и разносчиками, которым и самим тесно.
Место, где мы жили, было окружено аварийными «американскими горками» — лихим серпантином, где одновременно надо сворачивать по малому радиусу и ползти по крутой горке в окружении соседей, обгоняющих по встречной. Тайцы ездят запросто. А фаранги — с некоторым трудом. Просто тайцы с детства живут на мотороллерах. Без байка не сходишь в магазин, не заглянешь в другой квартал, не забежишь в едальню.
В провинции расстояния между домами совсем большие, там даже в школу или к соседу не попадешь без транспорта. Не будешь же ездить на такси. Кстати, в городе ездят такси-байки, где профессиональные водители берут одного пассажира и доставляют куда угодно быстро. Путеводитель называет их «камикадзе», и утверждает нечто вроде: «20 минут смертельного ужаса — и вы дома». Якобы, они очень опасно разворачиваются и лавируют в потоке. Сами не ездили, а вот точки их проходили постоянно. Простые ребята, только все в нарукавниках (от обгорания) и платках на лицах (от пыли).
Фаранги, приезжая, самонадеянно арендуют байки и начинают лихачить, ездить пьяными, лезть на серпантин. И падают, очень часто падают. Нет, жестких аварий мало. А вот мелких полно. Куча народу ходит поцарапанными, забинтованными и загипсованными. Медицинская страховка — абсолютно нужная вещь. И надо проследить, охватывает ли она езду на байке. Если окажется, что нет, а случай уже произошел, лучше сказать, что упал с велосипеда. Медпомощь для местных дешевая, а для фарангов в разы, если не на порядок, дороже. Лучше брать страховку, где не надо платить клинике, а потом возвращать свои деньги у страховщиков (а заплатите вы очень дорого). Они постараются вам их не вернуть, и в любом случае вынесут мозг. Лучше когда помощь оказывают бесплатно, а потом клиника и страховщик сами друг другу пересылают деньги.
Права никто не спрашивает (на острове), полицейских если что и интересует — только наличие шлема, и то лишь раз в месяц, когда устраивают специальный рейд. Штраф за езду без шлема 200р, и езжай дальше, если жизнь не дорога. Аренда байка стоит 150 рублей в день. Моторы работают довольно тихо и едят мало бензина. Зато, если упадешь, хозяин байка за каждую мелочь выкатит такие цифры! Хотя по фаранговским меркам — ну что такое 10, 12 тысяч? А семье арендодателя очень хороший хлебушка кусок. Разумеется, охотно мухлюют с ценой ремонта и деталей. Не надо было ронять. Типичная реакция фаранга на аварию — попытаться самому отвезти починить, купив детали по магазинной цене, а не втридорога. Хозяин мастерской с удовольствием окажет услуги, но обязательно тихо при этом наберет телефон хозяина байка. При сдаче байка обратно окажется, что в байке «сломано» (или специально оставлено) еще что-то важное, хозяин выкатит сумму еще раза в два больше, таким образом вы заплатите и ремонтнику, и хозяину, и они дополнительно погреют руки вместе.
Счастье
Дорога под колесом дает какое-то неописуемое ощущение счастья. Оно никак не сравнится с унылыми радостями вроде дорогих номеров гостиниц, посещения ресторанов и лежания на пляжах с пивом.
Самое главное впечатление от Таиланда — это все-таки не катои и не морковки, не еда и не животные. А какое-то пьянящее ощущение непрерывного яркого счастья. Каждый вдох и выдох, каждое касание ветром кожи. Мы жили в деревне на море. Едешь и густой теплый воздух полон запахами, которые непрерывно меняются. Еда, море, земля, цветы, какая-то гниль, асфальт, фрукты, — все чередуется и смешивается. Мимо проплывают яркие картинки жизни, открытые лавчонки и жилища, потягивающиеся кошки, белье на сушилках и дети на руках. Над тобою солнце, в лицо ветер, на горизонте море, по обочинам собаки, вокруг пальмы, орущие птицы и цветущие деревья. Это не описать. Мы так и катались то в один, то в другой соседний городок. Доедем, зайдем в едальню или магазин, купим мороженого, пофотографируем — и едем обратно. Главное — не пункт назначения, а сама дорога.
Заметки подходят к концу, и вас ждет интересный финальный аккорд.