>

В чемодане пришельца песни и саги

«При виде Остапа с чемоданом философ заерзал на кресле и что-то встревоженно зашептал переводчику. Стенографистка стала спешно записывать, а переводчик обратился к Великому комбинатору:
— Учитель желает узнать, не содержатся ли в чемодане пришельца песни и саги и не собирается ли пришелец прочесть их вслух, так как учителю прочли уже много песен и саг и он больше не может их слушать».

Вроде не весна, но почему-то активизировались люди, присылающие мне свои стихи и песни.
Сколько ни повторяю я, что не стоит. Ну это примерно как предложения поесть грязной и нечищеной сырой картошки человеку, который вообще картошку не любит, даже хорошо приготовленную.

Грязная картошка — это фальшивая музыка;
Нечищенная — это сыгранная на гнусавящей гитаре, зафиксированная на заунывной шипящей мутной записи;
Сырая — это с неинтересной мелодией и банальными полуграмотными словами;
А картошка… ну это русский рок-, бард-, поп-, подзабор-, нашерад- (а также панк, тяжеляк, рус-брит-поп, рус-псевдо-соул и т.д).

Ещё я прямо очень плохо переношу стихи. Ну не вообще стихи. Есть и хорошие, в том числе от совсем новых авторов. Они почему-то не навязывают их всем. Это сами «все» их находят и с интересом читают.
Но чаще бывает так: написал человек первый (графоман — сотый) стих, и душа его рвётся кого-то им впечатлить. Надо срочно найти свободные уши, в которые можно влить, трепетно вручить, подарить, вспамить, навязать свои свежие творения.
Как правило, кривые, банальные, скучные и претенциозные. И орфографически безграмотные.
Часто мне искренне и на полном серьёзе предлагают написать песню на имеющиеся у перспективного (продвигающего самого себя) автора некие стихи. И ещё регулярно просят спеть песню автора, расписывающего, какие мы родные души.
«Если вы это споёте, то моя жизнь прожита не зря!»
«Напишите песню на мои стихи! Мне за это ничего не надо, только два места в первый ряд на концерте, и чтобы объявили: эта песня посвящается такому-то марта такого-то года, мой друг всё поймёт!»
В заголовках писем начало появляться нечто вроде «взаимовыгодное предложение», «деловое сотрудничество». Стихотворцы нынче не лыком шиты.

Пишешь:
«На эту тему есть в ЧаВо. Про стихи, но и про музыку тоже. Надеюсь, вы поймёте.
Ответ:
«Всё понятно. Но песню-то всё равно отправлю».

Вот хоть стой, хоть падай.
Когда мне присылают просьбы почитать-послушать что-то и высказать мнение, меня ставят в крайне неудобное положение. Я ведь уже пуганая. Мне уже 100 человек до этого прислали по посылке творчества. И те оказались сильно не фонтаном. Поэтому у меня рефлекс отточен: выключаю сразу при малейших подозрительных признаках. Бывает, присылают что-то относительно прилично записанное, но вторяк. Увы, для меня вторяк не несёт информации даже на несколько секунд. Как ни обидно.
Но для начинающего подражание естественно. И чтобы остаться хорошей и не травмировать художника (его ж обидеть может всякий), по-видимому предлагается покривить душой, старательно хваля просто за попытку.
Но мне врать крайне трудно. Я не добрая и не пушистая. У меня высокая планка, да ещё я педантичная и неуместно честная зануда. И, кроме того, вовсе не жажду немедленно получить потом ещё 100 новых произведений и спам-писем с сообщениями о концертах, записях и событиях творческой жизни обрадованного соискателя. Авторы ведь не знают удержу в продвижении своих творений.
Читала, что в офисах музыкальных лейблов попадается специальная должность – человек, который отслушивает присланные записи. Выглядит процесс примерно так: сидит некто с уксусным выражением лица, включает очередную запись, кривится ещё больше, и примерно через 15 секунд прослушивания выкидывает её в мусорную корзину.
Что бы вы сделали, если бы вас одолевали музыкой и стихами, от которых вас корёжит? И когда при этом авторы говорят хорошие слова, напирают на свою тонкость, ранимость и чувствительность, видят в вас родственную душу и искренне верят, что щас вот оно случится? «Быть терпимее и добрее» не предлагать. До какого-то момента каждый добр и терпим.
Вообще, что делать, вопрос не особо ясный. Потому что ведь люди искренне считают, что то, что они создали — ценно, и это самое лучшее, что они сделали в жизни. Они не так уж неправы. Может и правда пока это так.
Но о том, дорогой ли это подарок для окружающих, особенно тех, кто занимается «тем же» (по их мнению) – могут быть разные мнения.
Итак, ценно самодеятельное начинающее творчество или нет? Хороший вопрос. Ведь продукт может быть малограмотным, кургузым и уродливым, но сами процессы, его породившие – вполне творческими. Для самого человека это может быть и правда прорыв – в новые энергии, новые умения, в миры, которые только начинаются. И ему будет горячо нравиться производимое им мычание, только чуть будет свербить недоумение – почему это от него все бегут, зажав уши. Выводы напрашиваются двух видов: «все сволочи» или «я ничтожество». Оба неверные: и все не сволочи, и он не ничтожество. Просто… такова жизнь.

Итак, вопрос: автор уже взял вас за лацкан, песня и стих перед носом, что вы сделаете?

— скажете, всё что вы думаете об этом творчестве прямо в глаза (рискуя вызвать обиду, заполучить личного врага, а также стать виновником чужой депрессии, фрустрации, творческого облома на много лет, а может и самоубийства)

— осторожно похвалите за попытку, указав на отдельные недостатки (рискуя ввести в эйфорическое заблуждение или ввязаться в длительный бессмысленный спор с человеком, который всё равно ничего не поймёт, наслушаться оскорблений и даже угроз, или просто потратить полдня на то, чтобы длительно, занудно и сверхаккуратно объясняться о неинтересном и неприятном вам предмете)

— похвалите, сильно покривив душой (почти 100% рискуя с этого момента начать непрерывно получать ещё пачки творчества от этого, а также сотни других авторов, заслышавших о вашей доброте)

— удерёте, превратитесь в тень, притворитесь немым, заболевшим, дурачком, неграмотным и глухим, соврёте о больной тёте (презрев то, что врать вы с детства не умеете и не любите), пусть другие разбираются.

— предложите платные услуги по прослушиванию творчества, точно тарифицировав своё время. Назовётесь что-то вроде: фирма «ты точно станешь звездой!» наймёте литературного негра-гастарбайтера, чтобы слушал за вас и сочинял ответы по почте и с предоплатой. Свою работу бросите – ведь столько бабла на земле валяется.

UPD:
1. Бывает, человек пишет хорошо или потенциально хорошо, а не уверен. Бывает, уверенности через край, а содержание того сильно не стоит. Осталось автору прежде, чем слать, самому определить — хорошо или плохо то, что он предлагает. Опять тупик. Не все способны это адекватно сделать.
2. Речь идёт о настойчивой присылке в личку. Публикация там-сям, где это кто-то может увидеть — куда более ненавязчивая форма. Можно ведь отписаться от канала, который тебе не интересен.

10 января 2013
Из ЖЖ Ольги Арефьевой