Fashion-concert.org. Репортаж о концерте

Репортаж Лолы Левовой на сайте fashion-concert.org о концерте в клубе «Б2» (Москва) 8 мая 2014

…Происходившее на сцене в этот вечер действительно трудно подогнать под какой-нибудь устоявшийся формат. Смесь концерта, спектакля и шоу. В течение вечера, вместе с музыкантами на сцену выходили актеры театральных коллективов. Монументальный Пьеро — этакий колосс на ходулях, грустно-веселые клоуны с забавными пантомимами, виртуозно исполненные трюки с обручем и жонглированием.

Ольга Арефьева и "Ковчег". Концерт в клубе "Б2" (Москва) 8 мая 2014. Фото Лолы Левовой.8 мая на сцене клуба «Б2» состоялся необычайно зрелищный и, одновременно, трогательный концерт. Ольга Арефьева и «Ковчег» представили публике программу, на восемьдесят процентов состоящую из новых песен.

В афише самого клуба об этом вечере стояла пометка «фолк». Однако музыку Ольги Арефьевой сложно отнести к какому-либо конкретному стилю. Иногда то, что исполняет «Ковчег», называют роком, иногда фолком… Сама Оля не придает значения точной классификации, просто объясняя суть: «Я считаю, что я пишу стихи и пою песни. Этого, мне кажется, достаточно». И происходившее на сцене в этот вечер действительно трудно подогнать под какой-нибудь устоявшийся формат. Смесь концерта, спектакля и шоу. В течение вечера, вместе с музыкантами на сцену выходили актеры театральных коллективов. Монументальный Пьеро — этакий колосс на ходулях, грустно-веселые клоуны с забавными пантомимами, виртуозно исполненные трюки с обручем и жонглированием.

Вообще, практика дополнять концертные выступления яркими визуальными образами используется «Ковчегом» уже давно, и постоянным поклонникам творчества Ольги Арефьевой уже знакомы персонажи из проекта Kalimba. Но на этот раз, помимо группы Kalimba, в концерте приняли участие еще три театральных коллектива, придавая и без того многослойным композициям дополнительные смысловые слои.

Правда, связь между текстом песни и театральным номером улавливалась не всегда. А иногда казалось, что и настроения у них прямо противоположные — например, сильная драматичная композиция иллюстрировалась легкой лиричной пантомимой. Возможно, специальный прием, чтобы смягчить надрыв. Это немного разрушало целостность происходящего, подчеркивая обособленность театров — похоже на демонстрацию своих номеров под аккомпанемент «Ковчега». Впрочем, так и было заявлено изначально, а значит, так и задумано.

Чего не скажешь еще об одном мощном визуальном сопровождении концерта. В глубине сцены был установлен экран, на который проецировались красочные изображения, безошибочно подчеркивавшие тональность звучащей песни. Будь то показанный целиком клип «Асимметрия», или странноватые босховские образы с мигающими глазами, или красно-черные картины в духе милитари — весь визуальный ряд пульсировал в унисон с происходящим на сцене. Спасибо за этот видео-арт нужно сказать виджею Андрею Шайкину.

Но главное, конечно, на концерте — это вокал Ольги Арефьевой. Собственно, люди приходят для того, чтобы послушать ее песни. И в этот раз вряд ли кто-нибудь остался разочарован. Оля, в прекрасно продуманных сценических образах — по одному костюму на каждое отделение — выступала в течение двух с половиной часов, с небольшим перерывом. Невозможно было не заметить удовольствия и взаимного драйва, объединившего сцену и зрителей. Ольга умеет разговаривать с залом — не выступать, а вести беседу на равных. Не выносит преград между собой и зрителями. Нельзя не отметить, что ради концерта «Ковчега» клуб «Б2» изменил своим традициям отгораживать публику от сцены цепочкой, и пришедшие на концерт люди могли почувствовать свободу общения.

Публика очень тепло встретила новые песни Арефьевой, которые составили большинство концертной программы этого вечера. «Это уже старо, но снова — новая песня», — бросает Оля со сцены, объявляя следующую композицию. Так просто и с изяществом.

И с тем же изяществом, спокойно и с необычайным достоинством, принимает аплодисменты — иногда, в низком поклоне, но чаще с распростертыми в стороны руками. Наверное, у каждого исполнителя со временем появляются свои коронные узнаваемые жесты. У Ольги один из таких жестов как раз проявляется на поклоне — величественно раскрытые руки и чуть запрокинутая назад голова, от чего глаза смотрят в зал из-под слегка прикрытых век. Будто щурятся — то ли от света, то ли от удовольствия, то ли от смущения.

На концерте, состоявшемся в клубе «Б2», новые песни впервые вышли в большое плавание — прозвучали в полнозвучных аранжировках электрического состава «Ковчега». Однако традиционно Ольга исполняет свежие произведения сначала в клубе «Альма-Матер» в сопровождении камерного акустического состава группы. Это всегда риск и эксперимент, далеко не каждая из новых песен попадет потом в постоянный репертуар группы. И совсем скоро, уже 1-го июня, в «Альма-Матер» состоится подобный традиционный концерт. Еще один повод устроить праздник.

Материал и фото: Лола Левова