Ozon.ru. Репортаж о мастер-классе

Репортаж Елизаветы Пономаревой с сайта ozon.ru о мастер-классе Ольги Арефьевой по созданию одностиший 5 марта 2009. «Игра в слова. Ольга Арефьева учит писать стихи»

…Ольга Арефьева тихо перемещалась от пары к паре, поощряя стеснительных, записывая удачные варианты реплик, и от ее перемещений словно расходились круги. Гости чувствовали себя все менее скованно.

«О, не пиши так много одностиший», — с этой строки начинается книга Ольги Арефьевой, но удержаться невозможно. Стоит уловить ритм и почувствовать вкус, как моностихи начинают сами зарождаться в диалогах, проявляются в объявлениях метро и вывесках магазинов.

Мастер-класс певицы в литературной гостиной «Библио-Глобуса» собрал поклонников и случайных читателей, а домой отправил уже самодеятельных сочинителей. Конечно, обычной лекцией такого эффекта не добьешься. Так что первым делом автор отказалась от микрофона и лишила гостей удобных стульев. Всем пришлось встать и невольно оказаться на одном уровне с рассказчиком, лишиться опоры и в итоге завести знакомство с соседями.

Не дав собравшимся опомниться, Ольга Арефьева обучила их нескольким играм, групповым и парным. Сначала все составляли абсурдные словосочетания типа «нефтяная аптека» или «потусторонние рельсы», потом принялись играть в вопросы. Игра требовала концентрации и не позволяла витать в личных поэтических облаках. Один участник задает нелепый вопрос — второй молчит. Новый вопрос — второй отвечает на первый. Третий — ответ на второй. Цепочка тянется, пока собеседникам хватает памяти и внимания. Игра в «мальчика-тормоза» — не только отличный способ отвадить назойливого собеседника, но и возможность раскачать собственное подсознание, пока, наконец, из абсурда не родится новый смысл: «Какой краской ты сморкаешься?» — «Это зависит от того, сколько вокруг места». Тут главное не запнуться от неожиданности.

Ольга Арефьева тихо перемещалась от пары к паре, поощряя стеснительных, записывая удачные варианты реплик, и от ее перемещений словно расходились круги. Гости чувствовали себя все менее скованно. Еще одна игра, на этот раз затянувшая всех: «Если бы:, то:» «Если бы у меня было два зайца», — начинает один. «То в мире не осталось бы хороших писателей», — заканчивает второй о чем-то своем. Как и в обычной игре в ассоциации, на публике сложно обойтись без натужности, боязни выдать себя. Но скорость, атмосфера сотрудничества высвобождали чувства и мысли, которые иначе человек никогда не смог бы сформулировать вслух.

Наконец, пришло время заняться собственно сочинительством. Это напоминало работу с хором, в котором только половина певцов знает ноты, и только половина имеет слух — причем это пересекающиеся множества. Но слабая осведомленность присутствующих о поэтических размерах — не повод превращать игру в лекцию, так что Ольга перешла сразу к примеру: «В лесу раздавался топор дровосека».

Подумав, слушатели стали предлагать свои варианты:

— Мы любим котлеты, и булки мы любим.

Пока не смешно.

— Зачем я напился с убитым соседом, — уже различим какой-то сюжет.

— Пиявки не люди, но тоже: — автор замялся, — Пристали! — дополнил строку сосед. Это уже эффективное коллективное творчество.

Теперь все, кроме самых застенчивых, тех, кто предпочел прятаться за колоннами гостиной, читая книги Арефьевой и ожидая шанса получить автограф, включились в игру. «Знатоков нот», правда, пришлось усмирять. Рифмы, продолжения для одностиший губительны. Если в моностихе нет завершенного сюжета, идеи, значит, оно не удалось. Если же есть, то продолжение будет излишним. Рифма заводит сочинителя в порочный круг: «Беда, года, когда, всегда» — свежие сравнения и образы могут уже и не прорваться.

— Одна табуретка и две табуретки, — кто-то поставил рифме подножку. Предлагается смена ритмического рисунка, и игра снова дает остроумные или, по крайней мере, забавные результаты и любительские шедевры, типа «Забудь мечтать о связи с машинистом».

Лучшие варианты Ольга зачитывает вслух, и гости расходятся по домам. «- Ну что, будете играть на работе? — Ага, и в университете всех научу», — переговариваются подруги. Значит, еще десятки или сотни одностиший уйдут в народ, станут заголовками блогов, будут кочевать по рассылкам, программам для гадания и издаваться в самодельных сборниках. Именно так, благодаря активности кого-то из поклонников, родилась первая книга одностиший Ольги Арефьевой с одноименным названием. Правда, поглощать одностишия как роман тяжело, слишком велика концентрация смысла и однообразна форма. Мастер-класс наглядно показал — жанр требует соучастия.

Впрочем, для тех, кто хочет более серьезного отношения к себе, читателю, в прошлом (*) году у Ольги Арефьевой вышла книга «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной».

Елизавета Пономарева
март 2009

(*) Уточнение от www.ark.ru: книга «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной» вышла в сентябре 2007