Технополис. «Ария божественной мышки»

Репортаж Любови Алексеевой о концерте в Челябинске 12 ноября 2006 «Ария божественной мышки». Газета «Технополис» N 20, 23 ноября 2006

…Очарование тембром голоса и той откровенностью, которая заключена в словах и звуках песен Ольги Арефьевой и группы «Ковчег», от живого выступления лишь усилилось. Хотя раньше было даже страшно думать, как она всю эту откровенность возит с собой и выставляет напоказ.

Материал напечатан в газете в сокращении. Ниже — полная версия текста.

Ольга Арефьева и группа «Ковчег» всё же прибыли в наш город со второй попытки. Первая оказалась неудачной — опустившийся на город туман нарушил авиасообщение. Перед концертом на одном из челябинских сайтов, посвящённых музыке, поклонник заметил: «Только бы не разочароваться и не разбить идеальный образ». Я не видела этого человека после концерта, и не знаю, что он чувствовал . Но совершенно точно знаю, что почувствовала я. Очарование тембром голоса и той откровенностью, которая заключена в словах и звуках песен Ольги Арефьевой и группы «Ковчег», от живого выступления лишь усилилось. Хотя раньше было даже страшно думать, как она всю эту откровенность возит с собой и выставляет напоказ («На море рыбка, но вода тверда, чем дольше умираю, тем верней жива»). Принципиально не желая называть себя «певицей», Ольга Арефьева не относит своё творчество ни к одному из существующих музыкальных стилей. Считает, что они с группой делают настоящее живое искусство.

Сняв розовые очки после первой песни, Ольга предупредила, что «дороги в рай не будет». Этого не предполагала и программа «Анатомия», с которой Ольга Арефьева и Пётр Акимов приехали к нам. Почему они привезли эту сугубо личную, камерную, «невыносимую по своей откровенности» концертную программу именно к нам, на неопробованную публику? Может быть, местные организаторы просто не хотели тратиться на более дорогую?

В этой программе, пожалуй, единственной из всех существующих, Ольга играет на гитаре. Она сама призналась в этом со сцены. А когда отложила гитару, предложила слушателям непосредственно поучаствовать в действе: прищёлкивать в такт под песню «Не в такт». После пятиминутного щёлканья горели пальцы . Лёгкое жжение — неповторимое свидетельство того, что это было. Где-то посередине концерта, найдя рояль в кустах, обаятельный Пётр Акимов — бессменный виолончелист «Ковчега», подыграл Ольге песенку, а вернее, арию, от лица мышей.

«Она была написана по заказу создателей нового мультфильма «Щелкунчик». Арию мы написали, но мультипликаторы больше не позвонили. Однако мы своей работой остались довольны и считаем, что она получилась даже лучше, чем у Чайковского», — скромно заметила Ольга. В этот момент было ощущение, что она пустила нас к себе. Именно после этой песни («Если ты жесток, настанет час — задеревенеет всё внутри. Так выбирай судьбу свою сейчас: Быть живым? Деревянным быть?»).

Потом были спеты и песни из нового альбома «А и Б»Скафандр, Зиземба (*) — который ещё не дошёл до нашего города, но мы приняли. Потом Ольга шутила, рассказывала анекдоты — мы смеялись вместе с ней.

При минимализме инструментального сопровождения — виолончель и голос — Ольга и Пётр оркестр. Может быть потому, что виолончель Петра Акимова заменяет целый ансамбль, а может быть, потому что она волшебна. Девушка, сидящая рядом со мной, несколько раз вздрогнула и обернулась, словно что-то, скрипнув, влетело в зал. Какое-то невыносимое, непонятное чувство. Чувство того, что это было настоящее.

Говорят, что на некоторых концертах к финалу Ольга Арефьева превращается в доброго ангела, надевая на спину белоснежные крылья . Но было такое ощущение, что она в этих крыльях с самого начала, только мы их не видели. Как не увидели и обещанного видеоспектакля перформанс-группы «Kalimba», с которой Ольга выступает последнее время, украшая концерты странной пластикой почти обнаженных тел (судя по клипу на песню «Оборотень»). Со сцены кабаре «Мистер Икс» она ушла Орландиной (исполненной по случаю дня рождения автора композиции Алексея Хвостенко), оставляя нас в своих лапах.

Любовь Алексеева
газета Южно-Уральского гос. Университета «Технополис», Челябинск
23 ноября 2006, N 20

* Песня «Зиземба» не входит в альбом «А и Б» (прим. веб-мастера www.ark.ru)