Версия. «Арефьева и Воронин из поколения колокольчиков»
Рецензия Олега Пшеничного на диск «Колокольчики» в газете «Версия» за октябрь 1999г. «Арефьева и Воронин из поколения колокольчиков».
…Воронин мог играть без нот и репетиций, приходя сразу на сцену, играя мало и точно, но всегда ярко и вдохновенно. В «Колокольчиках» его флейта и сопрано-сакс помещают русские песни в неожиданные контексты и цитаты кул-джаза, этно-джаза, арт-рока и Бог знает чего ещё, но прежде всего это личность самого Саши.
Среди многочисленных женщин, которые в России поют, в сущности, господствуют всего два направления — одно полностью коммерциализовано, погрязло в штампах, китче, глупости, контролируется полубандитами-полубизнесменами и называется в просторечии попсой. Как в классических американских мифах, эти певицы — марионетки в руках всемогущих мужчин, которые им и песни пишут, и на гастроли посылают, и деньги дают, и… (продолжить можете сами). Другое направление гораздо более эмансипировано, и его хрупкие лидеры стремятся писать самостоятельно, фанерой не пользоваться, часто сами себе менеджеры и попросту весьма самоценны и неглупы, так же как их песни и тексты их песен. Их не так уж и мало — от Жанны Агузаровой и Инны Желанной до Земфиры и группы «Колибри». О достоинствах некоторых барышень из второго направления (которое порой огульно причисляют к так называемой рок-музыке) можно спорить, но в любом случае лишь здесь есть надежда услышать две-три песни, которые не забудутся и через 50 лет.
Одно из самых ярких имен в этом направлении — Ольга Арефьева. Недавно Ольга позволила себе издать на компакт-диске старый материал — выходивший только на кассете альбом 1994 года «Колокольчики» (так сказать, «по просьбам слушателей»). В свое время Арефьева из провинциалки-дебютантки почти мгновенно превратилась в заметную фигуру на столичной музыкальной сцене. Это часто происходит, и это неудивительно: много накопилось — и чувств, и мыслей, и энергии. У нее были сильные конкурентки-предшественницы — Настя Полева, та же Инна Желанная, в какой-то степени Янка Дягилева. У нее были и очевидные духовные учителя — от кумиров ленинградского рока до далеких и легендарных «Джетро Талл». Но самостоятельный, сильный характер, проступавший сквозь кажцую строчку песен, красивый голос и мелодический талант сразу поставили ее особняком и создали особое поле напряжения, когда к певице потянулась не только столичная публика, но и прекрасные питерские и московские музыканты. Так создавалась группа «Ковчег», и один из лучших творческих моментов ансамбля оказался запечатлен на этом альбоме.
Это сегодня на концерт-презентацию альбома ваш корреспондент, имея официальное приглашение, не смог пробиться через толпы безбилетных поклонников, которые устроили у ЦДХ настоящую битломанию, а в те годы альбом было невозможно нормально издать и он выходил лишь на кассетах.
Поскольку в газете предательски мало места, я не буду много говорить о самой музыке, к тому моменту уже сильной и зрелой, и самих текстах, ещё не избавившихся от юношеского ученичества, но часто трогательных и «пробивающих». Хочу сказать несколько слов о музыканте, участие которого в этой записи сделало альбом уникальным. На «Колокольчиках» вы можете услышать игру уникального Саши Воронина, флейтиста и саксофониста, игравшего не только с Ольгой, но еще и с десятками известных исполнителей. Год назад Воронин глупо, нелепо, внезапно и бессмысленно погиб, так и оставшись в нашей памяти дико энергичным и вдохновенным, часто неприкаянным и неустроенным, но всегда легким, мимолетным и запоминающимся надолго. Воронин мог играть без нот и репетиций, приходя сразу на сцену, играя мало и точно, но всегда ярко и вдохновенно. В «Колокольчиках» его флейта и сопрано-сакс помещают русские песни в неожиданные контексты и цитаты кул-джаза, этно-джаза, арт-рока и Бог знает чего еще, но прежде всего это личность самого Саши. На Западе такие люди становятся всемирными звездами — Саша Воронин был из того сорта аккомпаниаторов, с которыми сейчас играют музыканты уровня Стинга. Впрочем, я думаю, он и в России был счастлив.
«Колокольчики» — невольный памятник не только Саше Воронину, но и жуткой темной эпохе, когда из огня да в полымя мы попали из объятий партийных филармоний в ласковые объятия новорусского равнодушия, безысходности и нищеты. Ольгин голос на «Колокольчиках» — она поет только о личном, и ни слова о «социально-общественном» — один из тех голосов, который запечатлел это время и который помог тысячам молодых людей выжить.
P.S. Кто не смог попасть в ЦДХ три недели назад, смогут прийти туда же на концерт 23 декабря.
Олег Пшеничный
музобозреватель газеты «Версия»