Газета «На cмену». «Мне нужен блюз».

Статья Антона Нестерова в свердловской газете «На cмену» от 25 июля 1992 года «Мне нужен блюз».

…На фоне всех умствующих и ёрничающих, поедающих и покупающих в храме, имя которому рок-н-ролл, эти пять музыкантов знают, что жизнь состоит из простых, до боли изначальных вещей.

Блюз-ковчег«Блюз-ковчег» — это собрание, теперь уже друзей, встреча людей с очень разными музыкальными вкусами и пристрастиями, объединенных желанием играть блюз. «Ведь блюз — наверное, самая человечная музыка, которая не от дьявола и не от Бога, но от человека, и именно в блюзе раскрывается весь человек — с его метаниями и страстями, его тоской и страданиями, его потерей себя и поисками Бога,» — говорит вокалистка, автор всех мелодии и текстов группы Ольга Арефьева.

И если в ее пении есть отзвуки Джанис Джоплин и Патти Смит, то агрессивная гитара Андрея Сорокина выдаёт его привязанность к Стиву Рэю Вону и «Роллинг Стоунз», а саунд клавишника Сергея Кургалимова — Клавдия — любому напомнит эпоху 60-х, ибо Клавдий выжимает из своего инструмента тембр настоящего «Хэммонда», этой фантастической машины тех времен. При этом в игре Сергея чувствуется солидный «послужной список»: увлечение психоделикой, работа в группе Максима Еремченко «Задоринка» — одной из старых интересных московских блюз-роковых команд, — и этот опыт «матёрого волка рок-н-ролла» создает мощный фундамент для музыки «Блюз-ковчега». Что касается басиста Сергея Смирнова, то своей уравновешенностью он сглаживает все те противоречия, которые могут возникнуть, когда собираются вместе люди, столь непохожие друг на друга. Про ударника Алексея Баринова можно сказать, что, похоже, его имя все чаще и чаше будет мелькать в списке лучших инструменталистов.

«Блюз-ковчег» был спущен на воду в конце 1991 года. Они играли тяжелый блюз с обжигающими своей искренностью русскими текстами и это было — настоящее. Настоящее и живое, то, которое «отсюда и в вечность», выматывающее душу, разрывающее сердце. На фоне всех умствующих и ёрничающих, поедающих и покупающих в храме, имя которому рок-н-ролл, эти пять музыкантов знают, что жизнь состоит из простых, до боли изначальных вещей:

Мне нужен день, хотя не хватит все равно
Мне нужен свет —
Мне в электричество темно.
Мне нужен хлеб-
В нём есть начало всех начал
Мне нужен чай,
Когда не спится по ночам…
Мне нужен хлеб, мне нужен блюз, мне нужен Бог.

— поёт Ольга.

«Мне кажется, если бы я почувствовала, что блюз уводит меня от Бога, я бы моментально с этим завязала», — говорит Ольга Арефьева. На сцену она всегда выходит в черной накидке, напоминающей монашеское одеяние, и во всем её облике, как и в её жизни, есть что-то аскетичное, равнодушное к благам этого мира. «Я бездомный человек: у меня нет ни квартиры, ни прописки, ни денег, ни работы, ни семьи , — вместе с тем есть дома друзей, есть множество людей, которые относятся ко мне как сёстры и братья — и благодаря им я, не имеющая ничего своего, стократно богаче».

В этой жизни её ничто не держит, она подобна человеку, стремительно падающему, ибо ему не за что ухватиться — но это падение вверх. Падение в свет, опаляющий душу, падение в запредельную искренность:

Кровь моя -это хмельной напиток
Слёзы мои — вода
Все, что любовью моей открыто
Радость, а не беда

За одни эти слова можно простить всё. Так говорят на Страшном Суде: откинув прочь всё своё и просто выговаривая прожитую жизнь — как есть, до конца. Так выговаривали свою веру апостолы- вопреки «веку сему» они произносили слова, которые окружающим казались безумием, ибо все слова сводились к потрясающей душу формуле — той, что разрубает её на живое и мёртвое: «Бог есть любовь».

И «Блюз-ковчег» — это воскрешение духа шестидесятых, той музыки и той веры, где ключевыми словами были «Любовь, Свобода и Счастье».

Антон Нестеров (Москва)