На смену. «Батакакумба» даст нам всё»
Статья Алексея Коршуна в свердловской газете «На смену» от 27 апреля 1995 года. «Батакакумба» даст нам всё».
…Впрочем, девиз растафарианцев «Джа даст нам все» в устах Ольги звучит лишь данью правилам игры и даже трансформируется в нечто более юмористическое — «Джа пустит трамвай».
Новый альбом Ольги Арефьевой
Как известно, в блюзе имеется всего два гитарных аккорда, которые по существу одинаковы. Но это не значит, что великий Джон Ли Хукер, исполняя все свои вещи в ре-миноре или фа-мажоре, все время на автопилоте повторяет одно и то же. Важно не то, в какой тональности он играет, а то, что он выражает в песне.
Примерно так замечательный американский выдумщик Стивен Кинг в примечаниях к своим «Кошмарам и фантазиям» защищает право художника работать в рамках традиционного жанра, с давным-давно отработанными правилами и законами. В случае с самим Стивеном речь идет о традиционной литературе ужасов. Но думаю, что под этими словами подписалась бы и Ольга Арефьева, чей последний альбом под экзотическим названием «Батакакумба» сделан в куда более сложившемся стиле народной ямайской музыки. И даже ее новая группа, носящая наследственное имя «Ковчег», получила вариативную приставку «регги». Давненько я не слышал в отечественной музыке чего-то, что было бы сотворено с таким же глубоким освоением законов жанра, разве что рок-а-билли «Мистера Твистера» и ритм-н-блюз «Кроссроудз».
Правда, что касается самой Ольги Арефьевой, то на фоне ее прежних скитаний в море того же блюза и в бескрайних пространствах акустики, стилизованной то под фолк, то барокко и ренессанс, утверждение о двух тональностях кажется не слишком уместным. Но это только на первый взгляд. По сути дела, сменилась форма — стала ярче, рельефней, убойней,- но наполнение формы осталось по своему качеству прежним: прежде всего это голос, которому подчинены все остальные звуки, и стихи, которые просто кощунственно называть текстами.
И все-таки всем тем, кто обвинит Ольгу Арефьеву в непоследовательности, можно было бы напомнить в качестве примера Дэвида Боуи и доперестроечный «Аквариум», чья всеядность в свое время была само собой разумеющейся и не мешала ни Боуи, ни БГ оставаться самими собой. Странным такой подход к творчеству может быть только с точки зрения тупого консерватизма обыденного сознания. Для неординарной личности даже свой собственный штамп равнозначен пошлости, а, значит, немыслим.
«Батакакумба» — альбом потрясающий. Во многих смыслах этого слова. Особенно в смысле эмоций. Излишняя эмоциональность для реггей, вообще говоря, не характерна; это музыка сдержанного восторга и уравновешенной радости жизни. Но не нужно забывать: что мы имеем дело с русским вариантом реггей, свежесть и неожиданность звучания которого во многом обязана взаимоисключающим проявлениям широкой русской натуры: вселенское веселье и затаенная печаль, философский сарказм и наивная вера. Ни у кого из наших отечественных музыкантов, поклонников Расты и Джа, я не слышал столь гармоничного сочетания народных русских мотивов и горячих ямайских ритмов.
Впрочем, девиз растафарианцев «Джа даст нам все» в устах Ольги звучит лишь данью правилам игры и даже трансформируется в нечто более юмористическое — «Джа пустит трамвай». В то же время характерная для реггей антивоенная направленность весьма аутентична, несмотря на то, что «На хрена нам война» и выглядит второй частью «Поезда в огне»: пацифизм — он и в Африке пацифизм.
И все-таки наибольшую аутентичность альбому, соответствие его законам жанра «солнечно-островной» музыки придает работа ритм-секции, загадочным образом сплетающая импульс дикой природы с холодным рассудком. Фирменное звучание бас-гитары Михаила Трофименко и барабанов Всеволода Королюка (экс-«Круиз») способно довести до одурения самого заядлого последователя императора Хайле Селассия. Точно так же, как и совершенно замечательные а-ля «желтый дом» шизоидные подпевки в исполнении тех же басиста и барабанщика.
В «Батакакумбе», кроме всего прочего, заложен мощный психотерапевтический заряд. Если вам ночью не спится и на душе тяжело, поставьте кассету с «Батакакумбой»,и эта музыка зарядит вас энергией или, наоборот, принесет покой — по вашему желанию — быстрее и лучше любого экстрасенса.
А.Коршун