Новая газета. «Ольга Арефьева встала не с той ноги»

Рецензия Олега Богачева на альбом «Регги левой ноги». «Новая газета» #5, 10-13 февраля 2000. «Ольга Арефьева встала не с той ноги».

…За головой у существа рыжее солнышко. Хотя нет, быть может, оно, солнышко, и есть голова. Но и это опять-таки не суть.

Вышла новая пластинка Ольги Арефьевой и её музыкантов — группы «Ковчег». За полгода это третий по счету их диск: ранней осенью появилась на свет «Божия коровка», поздней — «Колокольчики». Итак, «Регги левой ногги». Под словом «ногги» надлежит понимать часть опорно-двигательного аппарата. (К слову, первый диск Арефьевой — именитая «Батакакумба» — тоже был записан в стиле регги. Так что, видимо, теперь и правая, и левая «ногги» — на должном месте. Но это — к слову.) Как театр с вешалки, компакт-диск начинается с обложки. На черной картинке в позе лотоса — существо мужского пола (с двумя, как ни странно, «ноггами»): в руке курительная трубка, в другой — пиала. За головой у существа рыжее солнышко. Хотя нет, быть может, оно, солнышко, и есть голова. Но и это опять-таки не суть. Иначе сказать, обложка задает вполне игривый тон. Собственно пластинка содержит голоса: гитары, ударных, клавиш, флейты, перкуссий, просто мужские. И, разумеется, Ольги Арефьевой. Вошли в альбом четырнадцать композиций. Из них двенадцать — песен, две же последние — инструментальное регги: «Яумба кумана» и также бессловесная «Не плачь, Ангел Телль». Любопытно, что имеют место песни «Не плачь, женщина», «Ангел смерти» и «Вильгельм Телль». Открывает — достаточно бодрая и относительно добрая песенка под названием «N»: «…И на углу всех улиц он нашел три бутылки,/ Сдал их в травмпункт приема посылок,/ В Бермудском треугольнике продал свои трусы/ И купил на эти деньги сто граммов колбасы…» Закрывает альбом тоже веселящая, но не столь добрая — «Лимерики». Песня обо всех понемножку. Попала в альбом известная, чуть хулиганская, но и любимая людьми «Площадь Ногина». Там тоже выступают инвалиды: «…Вдали брели, сняв костыли…». А тем временем означенные выше мужские голоса: «Мама, мама, что я буду делать…». Кстати, если новый диск Арефьевой запустить через CD-room, на мониторе появится симпатичный клип, снятый на эту самую песню. Разительно красива «Куколка-бабочка» — даже не совсем регги. Эта песня, пожалуй, самая-самая. И — самая грустная: «…Белое платье, белое, / Белые туфли, белые, / Марш Мендельсона и фата, / Если того хотела ты…». Вообще если сесть и начать скрупулезно вникать в тексты Арефьевой, почти все покажутся очень и очень грустными. Таким образом, лучше не думать вовсе, а просто слушать и слышать. Хотя это уж кому как по душе.

Олег Богачев