Рецензия Олега Богачева. «По ком-то звенят колокольчики»

Рецензия Олега Богачева на диск «Колокольчики» 1999г. «По ком-то звенят колокольчики».

…В целом пластинку в некотором смысле можно назвать «трансовой» (психоделия Ольги и «Ковчега» здесь особенно сильна, порою даже всерьез верится, будто песни заряжены магической силой.

За три дня до зимы в сводах Центрального Дома художника москвичи встретились со своей, ныне — почитай что уже «звёздной», любимицей Ольгой Арефьевой. Ну и, разумеется, с её милым и талантливым коллективом — группой «Ковчег». По традиции их выступление сопровождал битковый аншлаг. Люди сидели в проходах, перед сценой, стояли в дверях… Сие для Арефьевой — норма. Причем, что любопытно, без особой рекламы.
Это был не просто концерт — еще и презентация нового альбома Ольги со товарищи — «Колокольчики». Вероятно, не все знают, что именно эта пластинка (а вовсе не гремевшая в былые дни «Батакакумба») на самом-то деле и есть — первая. Ее записал в начале девяностых ещё тот, прежний «Ковчег». В 1994 году «Колокольчики» вышли на кассетах крошечным тиражом и, соответственно, мгновенно «разлетелись». Многое с тех пор переменилось. Покинул этот мир замечательный музыкант — «Флейтист» — Александр Воронин: трагически погиб в прошлом году. Так что диск имеет ко всему и ценность для нашей с вами музыкальной истории.
Альбом «Колокольчики» получился славный. Решительно славный, но — и грустный. От самой обложки до последней песни. На картинке — рисунок в стилистике черных романтиков: время не день — не ночь, темная земля, высокая трава, в ней три синих цветка-колокольца, рядом череп, на черепе — бабочка… Более того: грустный (но без уклона в депрессию, что принципиально). В этом, пожалуй, единственный маленький минус «Колокольчиков». Маленький — потому что в целом пластинку в некотором смысле можно назвать «трансовой» (психоделия Ольги и «Ковчега» здесь особенно сильна, порою даже всерьез верится, будто песни заряжены магической силой) . Ну а пребывание в трансе, как известно, печальным не бывает. Это во-первых. А во-вторых, в запись вошли пара довольно динамичных и бодрых вещей.
Стоит внимания первая — одноименная названию диска композиция. Отчасти она задает тон всему остальному и, как и другие произведения, сделана в благородном фолк-роке. «Ночь в октябре» и «Черная флейта» — красивые, изысканные и щемящие до мурашек. «Она сделала шаг», «Сторона От» и «Будем Были» внимательный слушатель помнит по live-записям «Ковчега». Здесь они звучат в студийном варианте (опять-таки, в рамках традиции Ольгины песни существуют в разных версиях — «живых» и «студийных». Последняя песня «Аллилуия» звучит впервые. Ее Арефьева поет, где-то перекликаясь с Бичевской, исполняющей православные песни.
«Колокольчики» всем хорошо бы услышать целиком. Хотя бы один разок. Еще лучше — иметь эту запись дома. Н только приятно, но и, наверное, даже полезно. Ибо такой музыки сейчас ох, как мало. Пластинку стоит купить. Не себе, так своим детям. А про чью-то смерть в синих цветах они, дети, навряд ли поймут.

Олег БОГАЧЕВ