Свои ребята
Статья о концерте 24 января 2001 г. в газете «Свои ребята» N 5(44)(март) — 2001
…Тусовка хиппи, отчаявшись пролезть на халяву, в складчину командирует на концерт одного из своих представителей.
Концерт в Центральном доме художника на Крымском валу — всегда радость. Хотя бы потому, что ни один клуб не в состоянии обеспечить такой высокий уровень саунда и его чистоту. Выступление Ольги Арефьевой в ЦДХ — радость вдвойне. Это любимая концертная площадка певицы, здесь она выкладывается на все сто.
Десять минут до начала концерта… Кассирша бодро разбрасывает оставшиеся (самые дорогие!) билеты… Тусовка хиппи, отчаявшись пролезть на халяву, в складчину командирует на концерт одного из своих представителей. В зале гаснет свет…
… и я замираю с раскрытым ртом. Слушать Арефьеву вживую — это нечто! Какое разнообразие стилей и направлений! Детская считалочка «Божия коровка», фолк-роковая «Кобыла», блюзовая «Се ля ви», залихватская «Панихида по апрелю», «Весенние дни», словно пришедшая из средневековья… Арефьевой и «Ковчегу» подвластно всё. И это ей, Оле, в детстве прочили карьеру неудачницы? Смеялись над её мечтой стать знаменитой певицей?
Арефьева шутя берёт высочайшие ноты, при этом нисколько не возвышаясь над толпой. Это тот самый счастливый случай, когда личность и её имидж совпадают полностью. А Ольга до сих пор не считает себя вокально одарённой и весь свой успех объясняет лишь умением пользоваться голосом. Никакой запредельности, главное — песню донести.
Зрители дружно аплодируют, требуют что-нибудь из реггей. Облом! Ольга честно признаётся, что ей надоело петь бесконечные дифирамбы Джа. Тем более что её реггей-приколы воспринимаются юными растаманами не всегда адекватно — в некоем эзотерическом смысле, которого певица в свои песни не вкладывает. И вообще, Арефьева — не из тех, кто дважды входит в одну и ту же реку. «Её поступь — это маятник серебряных часов». Который вопреки всем законам физики колеблется всё с большей и большей амплитудой. «Мне быстро надоедают мои песни, — признаётся певица, — я предпочитаю написать новые, чем повторять старые». Но к знаменитой «Амона Фе» это явно не относится. На каждом концерте Арефьевой и «Ковчега» зрители требуют исполнения этой печальной песни. Её мелодия приходит откуда-то издалека, из Зазеркалья. Мысли рассеиваются, словно «бледнолицые пирожные из взбитых облаков». Ольга не поёт — плачет. «Неустойчивое равновесие», — так, кажется, называется тот момент, когда «верёвочная лесенка не держит голосов»? Особо чувствительные зрители вытирают слёзы. Шаманство, волшебство? Нет — настоящее искусство!
Лишь в перерыве подруге удаётся вывести меня из оцепенения насмешливой фразой: «Ты фотографировать сегодня собираешься?» В изумлении смотрю на фотик — он честно подготовлен к съёмке. Да только заслушалась я и забыла, зачем пришла…
Небольшой перекур — и зрителей ждёт настоящий подарок: премьера клипа Арефьевой и «Ковчега» «Куколка-бабочка». Сюжет его прост, как и сама песня: куколка неизбежно становится бабочкой, девочка вырастает и выходит замуж. Забыты прежние забавы, Ольга в свадебном платье в последний раз раскачивается на качелях. Впереди — взрослая жизнь… Очень нежно и немного грустно — может быть, потому, что этот клип вряд ли когда-нибудь покажут по MTV. А жаль…
Расточая комплименты самобытности и поэтическому таланту Ольги Арефьевой, не могу не упомянуть и о музыкантах «Ковчега». Они не только виртуозно владеют своими инструментами, но и порой ими меняются. Так, Миша Трофименко, бывший басист, теперь стал гитаристом и ещё играет на мандолине. Барабанщик Сева Королюк переквалифицировался в басиста, а кроме того обожает флейту и тампур. Если нужно сыграть что-то экзотическое — все обращаются к Севе. Боря Марков не сильно сменил свою специализацию: был перкуссионистом, а стал барабанщиком. Да и сама Оля как пела, так и поёт. А ещё — сочиняет музыку и стихи к своим песням, придумывает дизайн обложек альбомов. Необычный, как и всё, что она делает… Вот голова Ольги, как бутон, раскачивается на вершине экзотического растения, а вот гуляют по снежному полю коровки. Настоящие, но в одеянии божьих. Печальная собака сторожит одинокий стул… Арефьева восседает на крутом мотоцикле в окружении всего того, о чём только может мечтать настоящая женщина (гитар, бабочек, радуги)… «Я не помню, где лечу, — отведи меня к врачу». У неё великое множество самых разных учителей — от Льва Лещенко до Умки. Ведь учителем может быть абсолютно любой человек. И совершенно не важно, кто он, главное — ЧЕМУ учит. А познавать новое, считает Арефьева, никогда не поздно. И наотрез отказывается стареть и становиться Ольгой Викторовной. Была, есть и остаётся просто Ольгой.
Ирина Красильникова