Govorit.donetsk.ua. «Арефьева в Ливерпуле»

Репортаж Thames о первом концерте Ольги Арефьевой в Донецке 7 ноября 2012 на сайте govorit.donetsk.ua «Арефьева в Ливерпуле»

…Слушательницы ее разных возрастов, разного достатка и разного скорее всего интеллекта, чья нижняя планка расположена все-таки на другом уровне, чем у прочих девочковых исполнителей.

Ни разу не был на концертах и выступлениях Ольги Арефьевой, которую сложно отнести к популярным исполнителям, но неизвестной ее никак не назовешь.

Собралось на первое в истории выступление Ольги в Донецке, которое пришлось на Ливерпуль в среду вечером, приличное число народу. Не как на Айрон Мэйден, конечно, но стояли плотно у сцены, куда было не пробиться.

Публика была достаточно разношерстной. От юных обоеполых растаманов в шапочках и тихих молодых людей с рюкзачками, до дам, чья внешность напоминает учителей русской словесности. И даже математики.

Ольга сразу запретила снимать на видео ее выступление, равно как и вести звукозапись, усадив за пульт своего режиссера.

Отношу это требование к привычным неожиданностям, коими изобилуют что райдеры, что закоулки души творческих личностей, но не исключаю также, что причиной тут могла стать и блажь звукозаписывающей компании, которая выпускает новый альбом Анатомия (*), чьи песни и разбавили программу концерта, который с равным успехом можно было назвать и творческим вечером.

Репертуар у Ольги очень обширный и весьма разнообразный. Говорят, что написала больше 400 песен. Различных сборников и альбомов вышло уж точно больше десятка. По стилистике, манере подачи и настроению они отличаются очень сильно, но объединяет их одно — глубокая лирика и чистый голос Ольги. Училась в Гнесинке, у Лещенко, на секундочку.

В произведениях своих она открыта. Что типично для отрытого и искреннего в своем творчестве человека. В жизни же эти люди обычно совсем другие.

Автографы Арефьева тоже не дает. Ставит факсимильные штампы. Местные знатоки ее творчества зачем-то предположили, что по причине религиозных каких-то забобонов, в то время как владелец сразу нескольких донецких компаний, с которым довелось переброситься парой слов, резонно заметил, что причина тут в том, что однажды она купчую на квартиру таким нехитрым образом подмахнула. Посмеялись, но задумались.

Я как-то пропустил строгий наказ Ольги о запрете съемок, а потому случайно снял последнюю песню первого отделения, которая все-таки не совсем типична как для ее текущего состояния, так и для прошлых альбомов.

Выбивается из, но тем даже и лучше. Не играет в ней Ольга на инструментах и даже классический исполняет романс (**) Не верьте мне, как я не верю вам. Клянусь, что не слышал! Снимал даже держа телефон вертикально, то есть ни на что не претендуя.

Слушал Арефьеву я приличное число лет тому и достаточно эпизодически, не отдавая никакого отчета, кто именно и почему именно поет спокойные, мелодичные и написанные хорошим русским языком песни, где сразу становится понятно, что автор знает много больше слов, чем средний носитель языка, и тщательно подбирает каждое.

Она мигом предположила, что Донецк в действительности есть город Да и Нет, повторив старую фишку Говорит Донецк по поводу дуализма города, заложенного уже в его названии, то бишь сходу определила то, на что некоторым его жителям требуется несколько лет, а некоторым не хватает и целой жизни.

Она сходу назвала главное, что отличает южный для россиян город Донецк от прочих городов, отметив хлебосольность и щедрость интернационального мегаполиса. В том числе и стола. Не иначе первым в ее туре оказался наш город. Или это не тур вовсе?

В Донецк прибыли пятеро: могучий и не лишенный самоиронии виолончелист; гитарист, который время от времени брал в руки скрипку; солидных пропорций и когда-то волосатости звукорежиссер; лысая (?) девочка, изображающая мальчика, переодетого в костюм скелета, который мечтает (?) быть Красной Шапочкой и сама Арефьева, которая почему-то называет себя тощей. Остро не хватало перкуссии!

Виолончелист этот — тот самый Петр Акимов, чья характерная виолончель оставила след не в одном российском роковом проекте. Про скрипичного гитариста ничего не знаю, но уверен, что и он парень не промах.

Наблюдал за приезжими с интересом. Они тоже наблюдали за необычной публикой не без блеска в глазах. Видно, что многое в диковинку, но тактично молчат. Образованные люди.

Между делом Ольга посетовала на таможню, которая пыталась отобрать старую, но недостаточно возрастную, чтобы считаться старинной, виолончель, а также отметила, что до сих пор видит Украину и Россию одной страной, между которыми непонятно зачем пролегла граница. Да для таможни же в том числе и разделены теперь эти страны границей!

Оба отделения длились приблизительно по 45 минут, то есть почти ровно столько же, сколько и футбольный матч, который проходил параллельно. Даже перерыв между отделениями совпал с перерывом футбольным, что для некоторых мужчин, разрывавшимися сразу между несколькими удовольствиями у стойки, выглядело форменным кощунством.

Концовка вышла ударной. Несмотря на неудобную сцену, которая не понравилась гостье, Ольга разошлась и спела то, что как нельзя лучше соответствует антуражу — Арефьева и осколки Ковчега исполнили композицию на мотив Let it be.

Все-таки Ольга Арефьева относится к исполнительницам, чье творчество прежде всего интересно людям внутренне собранным, но никак не эксцентричным. Людям, чьи мысли вербализируются приблизительно с той же скоростью, что и генерируются. Людям, которые не обязательно понимают поэзию, но совершенно четко разделяют для себя популярную музыку и души прекрасные порывы, уложенные в относительно строгий размер.

Для меня лично Арефьева расположена где-то по середине между Янкой Дягилевой и Серебряной Свадьбой. У первой характерной чертой была минималистическая манера исполнения, сопряженная с нетипичным для женщин политическим бунтарством. Вторые работают в жанре фрик-кабаре, который позволяет порою сказать и показать больше, чем действительно сказано и показано.

У Арефьевой, которой вроде как поздно находиться в творческом поиске, будто бы идет собственное переосмысление ранее сделанного и сказанного. Подвижная в подвижном творческая личность. Остается некий неуловимый и до конца не понятый мною в силу половой принадлежности налет в виде прозрачной смеси какой-то девичьей неуверенности, самоиронии и сомнений одновременно.

Главное тут не существительные, а прилагательное, то есть девичьи нотки. Слушательницы ее разных возрастов, разного достатка и разного скорее всего интеллекта, чья нижняя планка расположена все-таки на другом уровне, чем у прочих девочковых исполнителей. Есть в них всех, которые пришли на концерт и которые слушают, но не пришли, что-то трогательное и неосязаемое.

Передвигаясь между странами и континентами, однажды пришел к выводу, что тяга к истокам и корням стимулируется ностальгией, как ничем другим.

Только этим + советом близкого человека и объясняю тот странный факт, что однажды в моем автомобильном проигрывателе оказался компакт с 4,7 гигабайта песен в формате mp3, которые исполняла Арефьева.

Выбросил его оттуда с превеликим. Нельзя слушать такие вещи много, системно и даже запоем. Очень сильно настроенческие и влияют на поведение и строй мыслей слушателя. Обычно про такие говорят, что-де грузят, но это не совсем верно.

Концерт прослушал с большим интересом и даже удовольствием.

Thames
8 ноября 2012

* Новый альбом называется «Хвоин» (2012). Альбом «Анатомия» вышел в 2001 году.

** «Не верьте мне» — не «классический романс», а песня Ольги Арефьевой с альбома «Снег» (2011) (прим. веб-мастера)