Екатеринбург.рф. «Ковчег Ольги Арефьевой»

Репортаж Елены Азановой о концерте «Кабаре-Ковчега» в Екатеринбурге 8 апреля 2016 на сайте екатеринбург.рф.

…Концерт «Кабаре-ковчег» открывает новую Ольгу Арефьеву — балансирующую на грани отвязного юмора в духе кабаре и светлой печали Марселя Марсо. Ей близка эстетика странствующего цирка и театра, она дурачится и грустит, создавая на сцене странный мир, в котором все существует не по тем правилам, к которым мы привыкли.

В пятницу на сцене Театра балета «Щелкунчик» Ольга Арефьева представила программу «Кабаре-Ковчег». Музыкальные истории бродяг, пьяниц и проституток, рассказанные на языке шансона, театра, странствующего цирка, смешили зрителя до слез, чтобы в финале заставить плакать от ощущения необъяснимой светлой печали.

Это не похоже ни на что и одновременно похоже на всё. Всё, что ты когда-либо слышал и видел, что любил и ненавидел, что давно забыл и вот, на этом концерте, начал припоминать. Наконец, похоже на то, что впиталось в тебя и стало тобой — через глаза, уши, кожу, вместе с мелодиями, обрушившимися на тебя в детстве, с кадрами из старых кинофильмов, с образами удивительных книжных героев или словами самых близких друзей. Программа Ольги Арефьевой «Кабаре-ковчег» словно собрана из развеянных по ветру воспоминаний, каждое из которых могло принадлежать мне или тебе, или тому причудливо обритому мужчине, или той женщине с заплаканными глазами. Поэтому каждая песня отзывается в тебе, поначалу очень сильно веселя и расслабляя. Тебе кажется, что все это, конечно, не о тебе, все далеко, до ужаса смешно и карикатурно. Игра ради игры. Смех ради смеха.

Пропойца, утопивший в стакане серую будничную жизнь. Примерный семьянин, полюбивший «женщину с синей рукой», убивший и закопавший ее, но сумевший без нее жить. Убежденный гетеросексуал, сходящий с ума от страсти к трансвеститу по имени Джейн. Поборник здорового образа жизни, отказавшийся от всех людских слабостей и пороков и потому оставшийся в одиночестве. Шутки на грани фола, иронические сценки, матерные словечки, внезапные цитаты из популярных некогда мелодий, песен и стихов (Вертинский, Высоцкий, Пугачева, Паулс и другие) — все это вместе с полосатыми чулками, париками, шляпами, красными перчатками смотрится настолько эклектично и одновременно гармонично, стильно, что хочется набрать полную грудь воздуха.

Ты улыбаешься до боли в щеках, слушаешь хохот со всех сторон и не можешь отвести глаз от сцены, которая уже через десять минут представления энергетически поглощает весь зал, превращая его в пространство, живущее по своим, на редкость человечным законам. Здесь прощается все, что творится по любви и делается талантливо. Может быть, ощущая на себе этот редкий терапевтический эффект искусства — проживать чужие жизни с их болями, печалями и комизмом — ты внезапно внутренне замираешь. Невозможно понять головой, что происходит, но вдруг внутри тебя одна натянутая струна начинает вибрировать, резонируя с другой, той, что тихонько, еле слышно звучит со сцены. Этот звук напоминает: под костюмом развлекающего тебя Арлекина — человек с живой душой. И истории все живые, не раз пережитые, и нас самих в них не так уж мало, если приглядеться.

Концерт «Кабаре-ковчег» открывает новую Ольгу Арефьеву — балансирующую на грани отвязного юмора в духе кабаре и светлой печали Марселя Марсо. Ей близка эстетика странствующего цирка и театра, она дурачится и грустит, создавая на сцене странный мир, в котором все существует не по тем правилам, к которым мы привыкли. В пространстве, творимом ею и прекрасными музыкантами «Ковчега» Тимуром Ибатуллиным, Сергеем Суворовым (*) и Петром Акимовым, смерть не страшна, однополая любовь не бесовщина, а здоровый образ жизни не гарантия счастья и долгой жизни. На камерной сцене Театра балета «Щелкунчик», таинственно освещенной то зелеными, то синими прожекторами, мир Ольги Арефьевой приобретает дополнительную глубину. Он становится похожим то ли, действительно, на библейский ковчег, то ли на корабль-призрак. На его палубу хочется взойти, помолчать и спуститься обратно на землю немножко другим. Немножко более неправильным.

Елена Азанова
11 апреля 2016

(*) Cреди музыкантов указан Сергей Суворов, но он, хотя и играет на басу в «Ковчеге», в «Кабаре-Ковчеге» на сцену не выходит, а работает в качестве звукорежиссера. Вместо него нужно назвать гитариста «Кабаре-Ковчега» Сергея Индюкова. (прим. веб-мастера)