Music.itop.net. «Ольга Арефьева в Киеве приоткрыла саван души»
Репортаж о концерте Ольги Арефьевой и «Ковчега» в Киеве 6 ноября 2010 на сайте music.itop.net «Ольга Арефьева в Киеве приоткрыла саван души»
…Она хрупкая и сильная, как первобытная сущность Амазонки. Она — «человек-амфибия», мировая мудрая рыба. Это был потрясающей глубины концерт. Такой шквал оваций заслуживали немногие.
6 ноября Ольга Арефьева и группа Ковчег «по дороге на Вавилон» заглянули в Киев с презентацией нового студийного электронного (*) альбома «Авиатор». Ольга Арефьева
Зрители очень пристально следили за мимикой и всеми движениями певицы. И опять возникала мысль: как оно, находиться на сцене и ощущать на себе сотни пронзительных взглядов? Но Ольгу Арефьеву это совсем не смущало. А самый большой кайф для зрителей — когда со сцены ответно смотрят и тебе в глаза. Тогда ты как бы сканируешь часть души исполнителя, улавливаешь такие тонкости, которые не так уловимы при самом лишь звучании музыки и голоса. Соприкасаясь взглядом, ты чувствуешь что-то ещё более глубокое и личное, трепетное и тайное, какую-то сокровенную сущность, осознаёшь скрытую в её текстах истину… И чувствуешь мурашками по коже благодарность и любовь… По крайней мере, так ощущалось, когда Ольга Арефьева задерживала на секунду взгляд именно на тебе. И, думаю, так чувствовали многие…
«Вы только не забудьте то, что я играю,
Когда я умираю,
Вы только не забудьте то, что жизнь — игра,
Когда я умира…»
Ольга Арефьева — это человек, проживший тысячи жизней в своём творчестве: людских, звериных и птичьих. Она — Вселенная, объединившая в себе Бога, природу и существ… Она — «мешанина из женщины и мужчины». Она хрупкая и сильная, как первобытная сущность Амазонки. Она — «человек-амфибия», мировая мудрая рыба. Она — источник, приоткрывающий тайны мироздания и существования всего живого…
«Из состояний материи мне подойдет любое» (Асимметрия).
Но своё обещание «петь потихонечку» Ольга не сдержала: она и музыканты выкладывались на полную мощь. Мотивы регги сменялись новым электро-звучанием.
Творчество Арефьевой после своего первого магнитоальбома «Ковчег», выпущенного в 1990 году в домашних условиях, растёт и растёт. Оно становится более сложным и более глубинным. Нотки сумасшествия всё больше преобладают над разумом. Но это правильно — ведь это и есть настоящая свобода: от различных принципов, убеждений и от своей логики. Свобода души и творчества, которое из неё струится… Когда ощущения преобладают над разумом, когда творчество выливается неудержимым потоком, зачастую не умещаясь в 3-4 куплета, а вырастая до предельного размера.
«Рекордсмены» слова, которые были исполнены на киевском концерте, — это песня «Асимметрия» из представленного альбома, а также новые композиции «Экология моей головы» и «Колыбельная». Хотя, им, конечно же, не сравниться по количеству строчек с песней «Семь с половиной», которую в этот вечер зрители так и не смогли выпросить… Ковчег и KALIMBA
На сцену вышла лысая невеста, которая, стоя на возвышении, нежно, по-ангельски, взмахивая руками, рассыпала вокруг себя снежинки. Её окутывал туман, создавая магическое настроение… Звучала новая песня «Снег».
Арефьева привезла в Киев помимо дисков свою фантастическую книгу «Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной» (2007 года). Книга получила литературную премию «Астрея» и вошла в лонг-лист премии «Большая книга».
«Утончённая как игла, она душилась запахом лука. Для дней особого настроения у неё были духи с запахом женского пота, мускусной крысы, молочных щенков, свежевспаханного поля и смородинного клопа. Прежде, чем выйти из дома, она всегда аккуратно расписывала ступни красивыми узорами, каждый раз по-новому под настроение дня. Вечером она смывала так никем и не увиденные рисунки, разные для левой и правой ноги, голая молилась перед иконами при свете лишь своих костей и сворачивалась калачиком в каком-нибудь новом месте дома» («Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной»).
От книги веет магическим реализмом, свойственным Маркесу, но более образным и психоделическим. А ещё у группы есть песня «Ефросинья», посвящённая одноимённой книге, которой они порадовали зрителей во втором отделении.
На сцену опять вышла лысая девушка, в этот раз она нарядилась в чёрное вечернее платье и в таком несоответствующем роли образе играла злостного контролёра. Насупив брови, она тыкала пальцем в зал: мол, если ты без билета, то я сейчас тебе задам жару. Девушка ходила по сцене широкими шагами, выдвинув плечи вперёд, и цеплялась к музыкантам. Они якобы пугались её и показывали невидимые билеты. Действие «улыбало».
Певице «со странной реальностью» подарили множество букетов и подарок в серебряном бумажном пакете. Ольга вытащила оттуда небольшую куклу-скомороха в красном костюмчике…
Зрители выкрикивали названия любимых песен, среди которых «Ночь», «Осень» и «Семь с половиной». В итоге, начали кричать: «Любую!», лишь бы Ольга не ушла со сцены.
В завершение группа, определившись, исполнила по просьбе зрителей песню «Осень».
И, как Ольге к лицу печаль, когда глаза блестят, а уголки губ сжимаются, и голос режет сердце.
Зрители кричали «браво», и опять-таки не хотели отпускать музыкантов. Они безустанно аплодировали до боли в ладошках. Музыканты опять посоветовались и исполнили уже завершающую…
Прозвучала заключительная композиция — более весёлая версия песни «Колыбельная», которая уже звучала на концерте. И пришла пора прощаться — от этого никуда не деться…
Это был потрясающей глубины концерт. Такой шквал оваций заслуживали немногие. Это был праздник прибытия «Ковчега» на киевскую землю, как некое спасение от тоскливой и сумбурной осени. Праздник радости и успеха, чувственности и таинственности…
Ольга Арефьева является автором более 300 песен и на сегодняшний день выпустила 22 (**) альбома. Студийный альбом «Авиатор», с презентацией которого выступала группа, вышел в сентябре 2010 года. Но у группы уже накопился материал ещё не для одного сборника.
А кроме концертной и гастрольной деятельности Ольга активно занимается своим хобби — танцем, визуальным театром и фотографией. Ведет тренинги по голосу и движению, жонглирует огненными шарами (пои). Общается с театром DEREVO Антона Адасинского и клоунами «Академии дураков» во главе с Вячеславом Полуниным.
Автор: Алёна Паламарчук
Фото: Наталья Корниенко
Music.itop.net 08.11.2010
* Правильно — электрического
** Правильно — 13 альбомов (нояб. 2010) (Прим. веб-мастера)