Famajor.com. Арефьева и «Ковчег» в Киеве

Статья Александра Кислицына с сайта famajor.com о концерте в Киеве 22 декабря 2005

…Не знаю, насколько искренне она снимала со своих рук феньки и отдавала их людям, но если это не пиарный ход — честь ей и хвала.

Вчера в Доме офицеров состоялся концерт Ольги Арефьевой и группы «Ковчег».

Вышеупомянутые московские музыканты не слишком часто жалуют своим присутствием Киев, поэтому их концерт — настоящее событие для фанатов и просто для людей умеющих наслаждаться красивой музыкой и поэзией.

Как обычно, поднимаюсь на второй этаж ДО, но в зал еще не пускают, а из-за закрытых дверей доносятся звуки знакомых песен. Музыка «Ковчега» сложна, и требует основательного саунд-чека. Находясь в вестибюле, разглядываю публику. Люди абсолютно разные. Значительный процент составляют девушки и молодые люди в длинных свитерах, потертых клешах, с множеством фенечек и вышитых узоров на одежде — похожи на персонажей документальных фильмов о фестивале «Вудсток» или о коммуне хиппи в Хэйт Эшбери. Тем не менее, есть и вполне взрослые, и даже пожилые люди, без особых дресс-кодовых штучек. Мной также были замечены и те, кого называют яппи, то бишь гламурная молодежь.

Но вот, двери открылись, и зал начинает заполняться. Гаснет свет и на сцене, в клубах дыма, появляется Арефьева. Та самая Ольга Арефьева, точно такая же красивая и молодая, как на фотографии, которую я, когда-то давно, увидел в журнале. У нее потрясающий голос, которым она может изобразить все, что посчитает нужным. Ее пластика делает ее пребывание на сцене похожим на тихую реку, которая медленно перетекает из одного состояния в другое, и больше никогда не возвращается. И конечно стихи. Мне знакомо мало людей, которые так четко могут передавать образы с помощью слов, как это делает Арефьева. Очень странные слова складываются в красивые и понятные картины.

Начался концерт с песни «Скорее пой». Это регги, как и многие следующие песни, исполненные в тот вечер. Было и много нового, хотя, на мой взгляд, сразу, ее новые песни воспринимаются сложно, ведь за творчеством Арефьевой стоит если не идеология, то вполне сформировавшийся комплекс идей, и требуется время для их осмысления. Она предлагает свою картину восприятия мира и понимание гармонии, которые можно принять или отвергнуть. Это нечто больше чем просто песни, как сумма музыки и стихов. Я давно перестал верить в искренность рока, основанием для которого является мнимый протест, или страдания но, по-моему, Арефьева выше этих категорий или по крайней мере выглядит не настолько фальшиво, как многие ее коллеги, воспевающие движение вспять, против мейнстрима, одновременно и являясь этим мейнстримом.

Время от времени, появлялась босая и лысая девушка и представляла небольшие перформансы, как медленный переход через сцену с красными фонарями или махание огромным белым флагом. Во время исполнения песни «Панихида по апрелю», она вынесла из-за кулис большую стопку бумажных самолетиков и, вместе с Ольгой, начала их запускать в зал. Через пару минут самолеты заполнили все воздушное пространство перед сценой, получилось здорово — своего рода обмен энергиями со слушателями.

Под конец концерта Арефьева начала дарить феньки (маленькие плетеные браслеты из бисера или ниток) танцующим возле сцены фанатам. Не знаю, насколько искренне она снимала со своих рук феньки и отдавала их людям, но если это не пиарный ход — честь ей и хвала. Ведь для людей, которые их носят, получить в подарок, и подарить свою феньку, означает выражение очень теплых чувств.

Музыканты сыграли несколько песен на бис — «Дорога в рай» и «Белый голубочек», а еще «Орландину».

И все же, концерт вызвал неоднозначные чувства. Осталось странное ощущение недосказанности и грусти оттого, что музыка и песни Арефьевой, возможно, являются уже чем-то чужим для меня (кажется, я злоупотребляю субъективностью). Тем не менее, я благодарен Ольге и «Ковчегу» за концерт, а Евгению Глыбину за его организацию.

Александр Кислицын
23.12.2005